Вячеслав Игрунов о конференции "Переосмысляя современность"

"Сейчас мы видим другие вещи: террористы не прячутся в крепостях, они не сконцентрированы в государстве, они не убрались куда-то на остров, не укрылись. Они живут между нами, они наши соседи. Софья Перовская ходит вместе с вами в ближайшую лавку покупать хлеб Желябову..."

 

С 25-го по 28-е октября в Москве пройдет международная конференция «Переосмысляя современность». Крупнейшие российские и зарубежные ученые будут обсуждать проблемы, вставшие перед мировым сообществом после трагедии 11 сентября 2001 года. Председателем оргкомитета конференции является Вячеслав Игрунов, которого мы и попросили сказать несколько слов о проблемах, которые будут рассматривать собравшиеся со всего мира ученые и политики.

 

– 11 сентября стало символом тех новых проблем, которые вдруг осознало массовое общество, хотя то, что произошло в этот день, не является принципиально новым: взрывы домов в Москве или взрывы в кафе в Иерусалиме точно такие же события. И вообще история современного терроризма на самом деле уходит корнями в глубокое прошлое: террор «Народной воли», русских анархистов...

У них очень много сходных черт. И первая из них – использование новейших открытий своего времени для создания нового оружия, позволяющего террористу подойти к жертве, бросить ей под ноги бомбу и ее уничтожить. Естественно, сегодня технологии совершенно иного класса: самолеты, ракеты, пластид и прочее. Но принципиально это то же самое – использование современных технологий для нанесения ударов по своему противнику.

Второе – причины, приведшие к этому терроризму. Что происходило в России в позапрошлом уже веке? Возник слой новой интеллигенции, образованной элиты, вдруг осознавшей, как ее собственное положение отличается от положения той среды, из которой она вышла. В их глазах бесконечное унижение крестьянства, мещанства в сравнении с аристократией вызывало протест и стремление облагодетельствовать свою среду, совершив революцию1.

Сегодня мы видим сопротивление той части мира, которая считает, что ей не досталось должных благ цивилизации, и ответственность за это лежит на ком-то – либо американском империализме, либо империализме вообще. И протест считающих себя обездоленными людей, осознавших возможность борьбы с «эксплуататорами», практически тот же, что и полтора столетия назад в России. И опять таки террором занимаются не крестьяне, не сами обездоленные, а люди, достигшие достаточных высот, но просто оскорбленные за свой народ.

Поэтому, осмысляя события 11 сентября, мы должны это делать не только в контексте современного столкновения лидера Западного мира – США и исламских фундаменталистов, как это пытаются представить в самих США. На самом деле основа столкновения куда глубже, она в том, что угроза уже концентрируется не в каких-то «империях зла» или конкретно названных государствах. Сегодня происходит такой процесс, как распределение угрозы в мире. Угроза может исходить от Ирака, но может исходить и от граждан самих Соединенных Штатов. Уже сейчас очевидно, что в подготовке террористических актов принимали участие и граждане США, причем отнюдь не бедняки.

И это тоже не новость: вспомним экстремистов из «Бадер манхоф» в Германии, «Красные бригады» в Италии, «Сендера луминосо» в Южной Америке. Их лидеры, как и, например, Бен-Ладен, происходили из весьма состоятельных кругов. Ведь речь идет о протесте против современного устройства мира, а его источники можно найти везде.

Еще одна особенность нашего времени заключается в том, что происходят системные изменения мирового порядка: транснациональные корпорации обладают сегодня властью большей, чем многие государства мира. Это оказывает серьезное влияние на мировое развитие. С одной стороны государства утрачивают контроль за собственным населением, с другой – государство перестает быть единственным субъектом международного права.

Возникает еще целый ряд проблем, которые стоило бы обсудить в контексте событий 11 сентября. Главная из них, по-моему, заключается в следующем: современные демократии пытаются бороться с террором, ограничивая демократию и права человека – те самые ценности, которые они еще совсем недавно провозглашали как базовые для своих обществ. На мой взгляд, эта тенденция неизбежна и при нынешнем течении событий сама ценность демократии может быть поставлена под вопрос. Как будет при этом развиваться мир? Как он будет добиваться стабильности? Как он будет добиваться согласия? Это – ключевая проблема современности.

В связи с этим то, что 11 сентября подвигло нас спустя год после трагедии в Нью-Йорке осмыслить эти мировые тенденции в ключе долгосрочных мировых проблем, на мой взгляд, просто очень правильно.

– Вячеслав Владимирович, Вы связываете современный террор с народовольцами. Но в истории Ближнего и Среднего Востока есть пример более давний (12-го века) и, по-моему, более близкий по духу Бен-Ладену и его соратникам. Я имею в виду «Старца горы» и его, как бы сказали сейчас, «террористическую организацию», державшую в напряжении все государства региона на протяжении десятилетий. Тогда асассины-смертники тоже совершали террористические акты во имя «истинной веры» (тоже исламской), а их пророк в горной крепости направлял удары против тех, кто был ему неугоден.

– Вы говорите о федаях? Мне кажется, что здесь другое: это была хорошо организованная военная, я бы сказал, «бандитская» сила, лишь слегка приправленная соусом «истинной веры». Между прочим, история знает и пиратские государства. Одно из них было в Ирландии. Пираты господствовали в Средиземном море в очень разные и длительные периоды истории. Но все это – очень хорошо организованный бандитизм, иногда с определенной долей идеологии. Более того, было, например, государство сикхов, основанное на новой религии. Это государство держало в страхе соседей: сикхи совершали набеги, грабили, и за этот счет их государство в значительной степени существовало.

Сейчас мы видим другие вещи: террористы не прячутся в крепостях, они не сконцентрированы в государстве, они не убрались куда-то на остров, не укрылись. Они живут между нами, они наши соседи. Софья Перовская ходит вместе с вами в ближайшую лавку покупать хлеб Желябову. А завтра она, если не сама бросает бомбу, то машет платочком приготовившемуся соратнику. Это совершенно другая история. И если федаи пользовались тем же оружием, что и их противники, то здесь в оружие превращается гражданский самолет, от которого никто не ждет опасности. Или простой гражданин садится, а на теле у него «пояс шахида», и в автобусе он взрывается. Это нечто иное, чем действия федаев, пиратов или сикхов.

А не кажется ли Вам, что нынешняя экспансия ислама напоминает ситуацию крестовых походов? Тогда европейские христиане пытались завоевать Ближний Восток, сейчас исламские экстремисты говорят о создании новых мусульманских государств. Ислам моложе христианства на шесть веков, может быть, настало время мусульманских «крестовых походов»?

– Я думаю, что об этом можно говорить, как о гипотезе. Она сейчас часто выдвигается. Но внутренняя логика развития цивилизаций совершенно различна. Если вспомнить христианство, как оно медленно завоевывало пространство, восходило от завоевания к завоеванию. А посмотрите на историю арабской цивилизации: какой блеск, мгновенная вспышка, последовавшая после нескольких веков латентного развития, озарившая большую часть мира и, кстати, бывшая примером для европейцев. Ведь европейцы, когда пошли освобождать гроб Господень, видели пример мусульманской Испании, слышали о богатствах Востока и потому двигались туда. Так что я не стал бы с уверенностью проводить параллели, о которых вы говорите.

– Вопрос, совершенно не связанный с предыдущим. Почему в конференции, посвященной чисто политическим вопросам, участвуют известные филологи и писатели: Сергей Аверинцев, Михаил Гаспаров, Фазиль Искандер, Чингиз Айтматов?

Это очень легко объяснить. В основе сегодняшнего терроризма, безусловно, лежат процессы духовные. Это – процессы осмысления положения дел в мире. Террор возник не из бедности и не из богатства, а из обостренного чувства несправедливости, из нарушенных представлениях о человеческих ценностях. Все это имеет корни в сфере духовной, являющейся источником всех процессов на земле. Поэтому, когда возникает обостренное проявление человеческого духа, а никак иначе акт 11 сентября назвать нельзя: ведь для того, чтобы какое-то количество людей пошло на самоубийство и унесло с собой тысячи человеческих жизней, необходимо очень сильное душевное волнение.

Именно поэтому люди, которые занимаются культурными процессами, занимаются человеческой душой, безусловно, должны сказать свое слово на нашей конференции.

– Каких результатов Вы ждете от конференции?

–Я надеюсь на две вещи. Первое: Россия должна включиться как равноправный партнер в диалог о происходящих в мире процессах. Сегодня – российские эксперты обсуждают эти проблемы между собой, западные – между собой. Конечно, отдельные российские ученые вовлечены в этот процесс, получают рассылку подобного рода обсуждений, но это не является фактом массового российского сознания. Прежде всего, я хочу, чтобы российские эксперты стали полноценными партнерами своих зарубежных коллег.

Второе: я хотел бы привлечь внимание политиков, прежде всего российских, но не только их, к этой теме. Надеюсь, что в конце конференции мы подготовим обращение к ведущим политикам мира по поводу тех сложных процессов, которые рассматриваем, с призывом совместно искать выход из положения. Я совершенно убежден, что только объединенные усилия всей мировой элиты решат этот вопрос.

Интервью взял Владимир Володин

 


Примечания:

1. Об интеллигенции см. лекцию Г.С. Померанца "Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность": «...Вот это вот чувство, что мир в кризисе, что все нарушено, и ты призван как-то это дело исправить - это вот то, что составляет отличие интеллигента от интеллектуала... для интеллигента характерно чувство тревоги, чувство кризиса, которое в 20-м веке становится все более распространенным, в том числе и на Западе…», а также его эссе "Человек ниоткуда".
Вернуться

2. По поводу конференции "Переосмысляя современность" см.также интервью Сусанне Альпериной: "...речь идет не о том, чтобы отметить конкретное событие, а для того, чтобы осмыслить процессы, которые происходят в мире, отмеченные, в частности, 11 сентября 2001 года"   >>> По близким темам см. интервью Вячеслава Игрунова "Американская трагедия: какой ответ на этот цивилизационный вызов должна дать Россия", неопубликованную статью В. Игрунова "Россия и вызовы всемирного кризиса цивилизации" 1994г., а также эссе Г.С. Померанца "Выбор XXI века" и "Корни будущего".

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.