Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

В.В. Игрунов, 2000 г.

Размышления о партийной реформе

Федеральные руководящие органы ЯБЛОКА - основные проблемы

Направления преобразования - Исполнительный комитет

Бюро ЦС

Финансовая комиссия

Ревизионная комиссия

Издательский дом

Региональные отделения

Соображения относительно наиболее известных возражений

Ограничения

Приложение

Главная цель реформ - создание дееспособной партии, имеющей в глазах общественного мнения статус политической силы государственного масштаба. Для достижения этой цели надо решить две задачи - добиться реальных успехов в многочисленных выборах разного уровня и поднять статус лидеров региональных организаций, вывести на политическую авансцену убедительную команду публичных политиков на федеральном уровне. Все реформы должны быть направлены на создание большой яркой единой команды, способной завоевать власть и управлять государством.
Большинство критических замечаний сводится к тому, что у ЯБЛОКА нет профессионального управленческого аппарата, идеология размыта и отсутствует возможность решать текущие проблемы через фракцию в Государственной Думе. Хотя исправление всех названных изъянов совершенно необходимо для решения поставленной задачи, я здесь остановлюсь лишь на одной из них - реформе административного управления.
Эта реформа имеет два аспекта - совершенствование работы федерального аппарата ЯБЛОКА и установление системных взаимоотношений федерального центра ЯБЛОКА с региональными отделениями.

Федеральные руководящие органы ЯБЛОКА - основные проблемы

Наиболее болезненно ощущаются недостатки политического руководства.
Бюро ЦС либо не может регулярно собираться, либо, собравшись, практически не решает политических вопросов. Другого постоянно действующего политического органа у ЯБЛОКА нет. В итоге ЯБЛОКО часто не реагирует на происходящие политические события, не говоря уже о проведении собственной политической линии. Лидеры партии часто несогласованно выступают по актуальным политическим вопросам, и иногда их позиция оказывается большой неожиданностью для их коллег и партии в целом. Это создает впечатление, что партии как бы не существует. Фразу "существует брэнд, под который еще предстоит создать партию" можно услышать как от сторонников, так и от членов партии..
Поскольку в работе Бюро ЦС огромное место занимают организационные вопросы, создается впечатление нерациональности работы Бюро. Во-первых, членам Бюро, практически никак не связанным с повседневной работой партии, приходится решать вопросы, в которых они заведомо не являются экспертами. Вдобавок ко всему, рассматриваемые вопросы часто плохо подготовлены. Но даже тогда, когда они подготовлены хорошо и имеется достаточно информации для их решения, вызывает раздражение обилие материала, в котором быстро разобраться невозможно. В итоге все вопросы решаются либо формально, либо эмоционально. Качество решения чаще всего зависит от квалификации и прилежности аппаратных работников, готовивших решение.

Центральный Совет Объединения практически не играет самостоятельной роли. Согласованные в Бюро позиции, как правило, практически не обсуждаются и только в случае разногласий среди членов Бюро мнение членов ЦС имеет серьезное значение, что, впрочем, бывает достаточно редко. Но даже в случае принятия на пленуме ЦС решений, которые кажутся руководству партии неоправданными, поспешными, Бюро ЦС может игнорировать эти решения. Иногда даже не по умыслу, а по отсутствию заинтересованности.

Ревизионная комиссия не играет никакой роли в стимулировании исполнительской дисциплины в руководящих органах, равно как играет крайне недостаточную роль в проверке деятельности региональных организаций, в создании условий развития Объединения.

Поскольку в условиях сниженной дееспособности политических органов аппарат играет чрезвычайно важную роль, его квалификация, организационная состоятельность и этическая безупречность имеют критическое значение. Вместе с тем именно эти качества аппарата подвергаются сомнению многими лидерами партии и ее региональных отделений. Но партия не может работать нормально, если одновременно недееспособны политические органы и нелегитимен аппарат.
Кроме того, аппарат партии не представляет собой машину, способную справиться с большинством возникающих задач. Напротив, целые отделы, необходимые для работы, либо отсутствуют вовсе, либо абсолютно не справляются с поставленными задачами. Заместитель председателя не справляется с кадровым поиском, а руководители комиссий фактически не работают с ним в связке. Также плохо координируют они работу между собой. Отсутствуют горизонтальные связи. В конечном счете зам.председателя и руководитель аппарата постоянно перегружены, находятся в цейтноте, что приводит к серьезным срывам в работе и к недостаточной проработке многих вопросов, требующих, как правило не только решения, но и публичного внутрипартийного освещения.

Созданная как один из инструментов партийного строительства газета не только не выполняет этой роли, но и работает без всякой связи с аппаратом и заместителем Председателя партии. Более того, партийная газета часто является проводником разрушительных тенденций в партии, противоречащих принятым установкам. Никак не связана с деятельностью аппарата в целом и вэб-страничка в Интернете. Пресс-служба фактически превращена в орган фракции, да и там она решает сугубо узкие задачи. Служба общественных связей так и не сложилась. В таких условиях работа аппарата кажется закрытой, непрозрачной и вызывает массу подозрений.
Все вышеперечисленное говорит о том, что перемены должны быть всесторонними, комплексными и понятными для всех членов партии, по крайней мере, для руководства.

Направления преобразования - Исполнительный комитет

Прежде всего, необходимо, чтобы работа Бюро ЦС сосредоточилась на подготовке политических решений и была освобождена от непродуктивного обсуждения кадровых и организационных вопросов. Для решения организационно-кадровых вопросов необходимо создать отдельный орган - Исполнительный комитет.
Исполнительный комитет - структура, призванная осуществлять всю организационную работу Объединения на федеральном уровне, включает в себя руководящий орган - секретариат, исполнительные структуры - комиссии и собственно аппарат партии.
Секретариат состоит из Секретарей, избираемых Центральным Советом Объединения. Их число не может быть большим - семь-девять человек, отвечающих за основные направления партийной работы: партийное строительство, идеологию, внешние связи, сотрудничество с органами власти и т.д.
Секретарь - партийный функционер, для которого работа в партии является основной. Свое рабочее время он преимущественно проводит в офисе партии и постоянно занят решением текущих вопросов. Если Секретарь будет в основном занят работой в Думе или каком-либо другом учреждении, то его взаимодействие со структурными подразделениями аппарата и ЯБЛОКА в целом станет номинальным, вопросы, которые возникают регулярно и в большой степени стихийно не получат ответа. В лучшем случае, решение перейдет к другому функционеру партии и будет происходить накапливание полномочий в немногих руках.
Секретарь курирует работу комиссий Бюро ЦС в соответствии со своей сферой компетенции. Например, Секретарь по внешним связям курирует работу пресс-службы, службы общественных связей, комиссии информационного обеспечения. Секретарь по идеологии может курировать не только работу программной комиссии, но и издательской комиссии, работу внутрипартийных СМИ. Секретарь по региональному сотрудничеству курирует работу комиссии по работе с членами ЯБЛОКА - депутатами представительных органов власти, комиссию по взаимодействию с властными структурами в регионах, комиссию по разработке региональных программ. Секретарь по партстроительству курирует работу кадровой комиссии, кураторской службы, взаимодействует с Ревизионной комиссией.
Понятно, что, Секретарь по внешним связям должен обеспечивать не только работу своих служб на федеральном уровне, но и должен обеспечить связь федеральной пресс-службы, например, с пресс-службами региональных отделений, должен оказать помощь в становлении этих региональных пресс-служб, включая проведение учебы для их сотрудников, стажировок и т.д. Секретарь по региональному сотрудничеству должен обеспечить связь работы фракции в ГД с работой региональных и местных депутатов и фракций, он должен оказывать поддержку в росте авторитета региональных депутатов, в установлении взаимоотношений местных депутатов с представителями региональной исполнительной, а возможно и федеральной, власти. Разработка региональных программ развития должна быть состыкована с разработкой федеральных программ, законодательных инициатив ЯБЛОКА.
Понятно также, что Секретари в своей работе тесно взаимодействуют друг с другом, поскольку, например, работа с депутатами регионального собрания, находящаяся в сфере компетенции одного секретаря, немыслима без работы с региональным отделением партии, находящейся на попечении другого, без работы с представителями местного бизнеса, с которыми работает комиссия, находящаяся в ведении третьего. Невозможно Секретарю по внешним связям руководить работой пресс-службы без постоянного рабочего контакта с Секретарем по идеологии, в то время как этот последний заинтересован в помощи структур, находящихся в ведении первого.
Кадровый голод будет подталкивать к тому, чтобы Секретари совмещали свою работу с работой председателей комиссий. Это крайне нежелательно. Для начала можно допустить, чтобы Секретарь был председателем одной из комиссий, входящих в сферу его деятельности. Но это должно быть явлением временным, поскольку такая практика приведет к поглощению "главной" комиссией сфер компетенции других комиссий. Если же Секретарь будет руководить напрямую деятельностью всех своих подведомственных комиссий, то скорее всего будет иметь место парализация их работы.
Каждый из Секретарей должен иметь минимально необходимый аппарат и должен иметь возможность воспользоваться помощью сотрудников аппарата, не находящихся у него в подчинении. В создании условий для горизонтального сотрудничества чрезвычайно велика роль руководителя аппарата. Поскольку создать формализованные механизмы такого сотрудничества принципиально невозможно, атмосфера, неформальные связи внутри аппарата имеют существенное значение.
Работой Исполнительного комитета руководит Председатель Исполкома, выбираемый Съездом. Исполком не реже одного раза в месяц собирается на пленарные заседания (Секретариат), на которых обсуждаются общие вопросы, накопившиеся проблемы, наиболее сложные проекты. Кроме Секретарей в работе Секретариата с правом решающего голоса участвуют зам. председателя финансовой комиссии и руководитель аппарата. Председатели комиссий или иные сотрудники могут участвовать в заседаниях Секретариата с правом совещательного голоса по приглашению Председателя Исполкома, Секретаря или руководителя аппарата.
Политически значимые решения Исполкома выносятся на утверждение Бюро ЦС. Например, создание программы развития Новосибирской области в сотрудничестве с губернатором - проект, который может быть подготовлен Исполкомом, но не может быть им принят. Решение принимает Бюро. Вообще, Исполком - это не орган, принимающий принципиальные решения, а инструмент реализации решений Съезда, ЦС и Бюро ЦС.
Ряд решений Исполкома должны проходить как бы ратификацию в "верхней палате" - Бюро ЦС. Совершенно нет нужды Бюро рассматривать вопросы приема в партию сотен кандидатов. Нет особой нужды рассматривать и более сложные вопросы, например, снятие с регистрации или исключение. В этих случаях более компетентный орган - Исполком, готовит решение и раз в месяц, после заседаний Секретариата, выносит на специальное заседание Бюро утверждение своих решений. Если ни у кого нет вопросов, решения штампуются. Если возникают вопросы и на них не удается ответить легко или возникают разногласия внутри Секретариата, готовится специальное заседание Бюро с подробными выкладками, с приглашением заинтересованных сторон и т.п. В любом случае решение остается за Бюро.
Неполитические, собственно организационные решения принимаются в соответствии с компетенцией Председателем Исполкома, руководителем аппарата или Секретариатом. К примеру, если решено разрабатывать программу регионального развития, создание команды ложится на плечи Секретаря по региональному сотрудничеству, а утверждение команды и плана работ происходит на Секретариате. Разумеется, раз в месяц на соответствующем заседании Бюро Председатель Исполкома или Секретарь в соответствии со своей компетенцией информируют (в т.ч. письменно) членов Бюро о проделанной работе. При этом Бюро вправе вносить коррективы в принятые Секретариатом решения.
Одной из функций Секретариата является постоянное взаимодействие с прессой, с властными структурами и общественными организациями. Обнародование позиций партии, постоянное реагирование на текущие события - вот одна из важнейших задач Секретаря. Встречи с общественностью, выступление в масс-медиа, пресс-конференции по проблемам, входящим в сферу компетенции Секретаря, его прямая обязанность. Такие выступления должны быть регулярными, чтобы ни одно общественно значимое событие не осталось без партийной оценки, без адекватной реакции партии.
Поскольку Секретарь работает на профессиональной основе, эту должность не может занимать человек, занятый в другой сфере деятельности. Например, Председатель Объединения, председатель думского комитета, зам.председателя фракции, просто депутат, много и плодотворно работающий в сфере законодательства,- все это люди, которые не могут полноценно выполнять напряженную партийную работу. В еще большей степени это касается людей, занятых в исполнительной власти или бизнесе.
Секретари избираются из членов ЦС, но не обязательно являются членами Бюро.

Бюро ЦС

Идут разговоры о формировании Бюро из Секретарей, по должности. В этом случае Бюро должно выглядеть приблизительно так:
Во-первых, только москвичи. Во-вторых, только функционеры: Председатель Объединения, его Заместитель или Вице-председатель, Зам.Председателя фракции, Председатель Исполкома, Секретари.
Однако я знаю ряд политиков, которые, будучи весьма занятыми депутатами ГД или региональных парламентов гораздо больше подходят для принятия политических решений, чем постоянные сотрудники, занятые в значительной степени организационной работой. В будущем желательно включение в состав Бюро некоторого числа наиболее продвинутых лидеров региональных отделений, которые, конечно же слишком заняты, чтобы исполнять функции Секретарей. К тому же ряд обязанностей Секретаря таков, что их исполнение сопряжено с постоянным проживанием в столице. Следовательно, в Бюро, которое занято выработкой политических решений, должны избираться люди, способные политические решения вырабатывать вне зависимости от того, просиживают ли они штаны в партийном офисе. Надо отметить, что способность вырабатывать общие политические решения требует несколько иных качеств, чем способность нести ответственность, в том числе политическую, за определенное направление работы.
Если мы часть работы выносим из Бюро ЦС в Исполком, то Бюро может быть более компактно, что приведет к кворумному благополучию, к улучшению стиля работы. Известно, что наиболее продуктивно работают группы численностью от 8 до 12 человек. Вот и надо избрать Бюро в размере 12 человек. Часть членов Бюро может оказаться Секретарями, а часть нет - что в этом худого? Главное, что ответственность будет распределена.
Вместе с тем, присутствие Секретарей на заседаниях Бюро ЦС обязательно. Они всегда будут в курсе дел и решений Бюро, смогут в соответствии с решениями Бюро организовывать работу аппарата и партии в целом. Они также смогут ответить на любой из возникающих вопросов о жизни партии.
Руководит работой Бюро Председатель Объединения, как и ныне, избираемый Съездом. Бюро собирается не реже двух раз в месяц.
Бюро создает по рекомендации Секретариата или по своему усмотрению комиссии и избирает их председателей. Разумеется, при назначении должны учитываться рекомендации Председателя Исполкома или Секретаря, под чьим непосредственным руководством будет работать назначаемый руководитель.

Финансовая комиссия

Финансовая комиссия отличается по статусу от любой другой комиссии Объединения. Руководителем финансовой комиссии по должности является Председатель Объединения. Его заместитель, ведущий ежедневную работу, и члены комиссии избираются Центральным Советом. По должности в состав комиссии входит Председатель Исполкома. Секретарем финансовой комиссии в настоящее время является руководитель аппарата. Если эта традиция будет нарушена, что было бы правильно, руководитель аппарата также должен быть членом финансовой комиссии.
Члены финансовой комиссии не только готовят проект сметы расходов для рассмотрения на Бюро, но и непосредственно участвуют в сборе средств, имея на то формальные полномочия. После утверждения сметы Центральным Советом финансовая комиссия выделяет соответствующие квоты на ресурсы структурным подразделениям ЯБЛОКА, в том числе и аппарату. Руководители подразделений самостоятельно расходуют ресурсы, отчитываясь перед финансовой комиссией раз в квартал. Расходы, не предусмотренные сметой, могут запрашиваться структурными подразделениями ЯБЛОКА и выделяться финансовой комиссией с последующим утверждением на ЦС. Финансовая комиссия вправе в оперативном порядке менять структуру расходов в оговоренных пределах с последующим утверждением на ЦС.
Эта работа финансовой комиссии проходит в закрытом режиме. Отчет о ее работе вправе затребовать только Ревизионная комиссия Объединения.
Но финансовая комиссия не только обязана собирать и распределять средства на федеральном уровне. В ее задачу входит также оказание помощи региональным организациям в сборе средств на региональном уровне. До тех пор,пока львиная часть организаций существует за счет московских средств или существует практически без средств, развитие партии не может быть устойчивым. Вместе с тем, региональным партийным организациям часто не хватает опыта и статуса для того, чтобы получить первый положительный опыт фанд-райзинга. Надо помочь им, может быть некоторое время курировать этот процесс. Необходимо совместно с другими комиссиями Объединения организовывать обучение региональных лидеров, проводить семинары и круглые столы, создавая климат для успешных контактов яблочников с сочувствующими бизнесменами.
До того, как региональные отделения сумеют обеспечить свою деятельность самостоятельно, федеральный центр должен обеспечить минимальный уровень финансирования региональных отделений, в частности, затем, чтобы не создавать условия зависимости отделения от монопольного местного спонсора. Политика в этой области требует специального рассмотрения.

Ревизионная комиссия

Как бы мы не реформировали Объединение, если исполнительская дисциплина останется на прежнем уровне, все усилия пропадут впустую. Это касается не только и даже не столько исполнения решений аппаратом или федеральными органами партии. Это касается полной неразберихи в делах большинства региональных партийных организаций. Это касается и прямых нарушений устава, манипулирования процедурами, феодализации всей структуры партии. До тех пор, пока в партии не установятся общие нормы, строгое соблюдение нормативных актов, до тех пор, пока члены партии не будут удовлетворять минимальным партийным стандартам, превращение в серьезную организацию невозможно.
Нормализация положения требует постоянного внимания со стороны руководящих органов Объединения. Но они не в состоянии справиться с объемом проблем, накапливающихся по мере роста организации. Часть работы в этом направлении могла бы выполнить Ревизионная комиссия. Однако до сих пор Ревизионная комиссия по своей инициативе, насколько можно припомнить, только изучала материально-финансовую деятельность федеральных структур. Этого слишком недостаточно для превращения в партию в полном смысле этого слова.
Ревизионная комиссия так же, как Секретариат, должна стать постоянно действующим органом со своим аппаратом. Поездки по регионам, изучение реального положения дел, выявление нарушений, оказание помощи в устранении недостатков, организация обучения региональных руководителей и функционеров нормам партийной работы, порядку ведения документации должны стать повседневной заботой этой комиссии.
Разумеется, с такой задачей шесть-семь человек, постоянно занятых другими делами, не справятся. Ревизионная комиссия должна быть увеличена вдвое. Ее статус должен быть повышен, да он и повысится автоматически, как только комиссия начнет работать в постоянном режиме. Если ежемесячно будут проходить заседания комиссии, если на них будут выносится решения по наиболее болезненным внутрипартийным проблемам, Ревизионная комиссия превратится в уважаемый орган. В ней будет так же престижно работать, как и в Бюро ЦС. Может быть тогда у нас будет хватать желающих работать в этой комиссии.
Но ее работа неизбежно должна привести к улучшению состава региональных организаций, к повышению уровня работы партийных организаций на местах. Кроме того, будет гораздо лучше видна картина на местах, будет развиваться стандартизация стиля работы ЯБЛОКА. В этом случае с гораздо большей уверенностью можно будет выделять средства на становление и функционирование региональных партийных аппаратов.

Издательский дом

Многие проблемы ЯБЛОКА упираются в отсутствие ясно сформулированной идеологии, в обилии белых пятен в программных установках. Это сказывается не только на политической линии федеральных структур, не только на законотворческой деятельности в Думе, но и на отсутствии политической ориентации региональных политиков, местных организаций. Другая сторона этого же явления - снижающийся интерес к ЯБЛОКУ ввиду его политической аморфности. Решение этих задач должно носить комплексный характер.
Прежде всего необходимо иметь журнал - теоретический орган политического направления. Нужен он прежде всего для того, чтобы самим себе уяснить, кто мы такие. Ну и вслед за тем, чтобы сформулировать программные установки, наметить пути достижения целей, да и просто для того, чтобы поддерживать в организации достойный уровень политического мышления.
Изданием такого журнала должна была заниматься программная комиссия, а если предлагаемая реформа состоится, то отвечать за выпуск подобного органа должен Секретарь по идеологии. Тираж журнала должен быть небольшим - 500-600 экз., максимум - 1000. Он должен быть рассчитан на яйцеголовых и на руководящий состав партии.
Доведение до активистов партии четко сформулированных позиций - это уже работа другого органа - партийного бюллетеня. Бюллетень должен иметь гораздо больший тираж 5-6 тысяч экз. или немного менее. Его задача держать актив в курсе политических дискуссий, деятельности фракции, центральных органов партии, работы региональных отделений и т.д. и т.п. Через бюллетень необходимо организовывать внутрипартийные дискуссии по актуальным темам партийного стрительства, политики партии. Бюллетень должен быть рассчитан на членов организации и наиболее активных сторонников.
Третья задача - доведение позиций ЯБЛОКА до избирателей, прежде всего - сторонников ЯБЛОКА и демократически ориентированных граждан в целом. Она выполнима при помощи общеполитической газеты и отчасти Интернета. Эта газета должна быть интересной для очень широкого круга читателей, в том числе и прежде всего для тех, кто не интересуется партийными делами и партийной кухней. Люди должны прочесть о российско-украинских взаимоотношениях, о росте импорта компьютеров, о ходе войны на Кавказе и т.д., т.е. - обо всем том, что находится в фокусе общественного мнения. Только все это должно быть написано с точки зрения ЯБЛОКА. Не надо пережима, не надо прямолинейной пропаганды - достаточно выбора тем, расстановки акцентов, минимальной аналитики.
Одним из главных направлений для газеты должна стать коалиционная политика. Межпартийная дискуссия, обсуждение одних и тех же значимых событий с точки зрения близких политических деятелей и партий могли бы содействовать интеграции избирателей в одном смысловом поле.
Такая газета должна была бы иметь региональные выпуски. И не только потому, что партийным организациям необходимо отражать региональную специфику, но и потому, что в некоторых случаях федеральные издания лучше защищены от произвола региональных баронов.
По мнению многих партия должна иметь свою службу для подготовки материалов для электронных СМИ. Некоторые шаги в этом направлении в свое время имели успех, а региональные организации и сейчас нуждаются в материалах для размещения на местных каналах.

Региональные отделения

Наиболее ощутимыми должны быть преобразования в региональных организациях. Региональные отделения должны стать основной силой партии. Принцип "все или ничего" должен навсегда уйти в прошлое. ЯБЛОКО должно бороться в регионах за представительство в представительных собраниях всех уровней, за участие в исполнительной власти. И чтобы эта борьба была успешной, региональные отделения должны стать реальной силой.
На этом пути есть несколько этапов. Первый - окончательное преодоление состояния тусовки, бесконечных интриг и борьбы за внутренние рычаги власти при полном бесплодии вовне. Второй - форсированное привлечение в партию новых дееспособных членов, расширение круга лидеров, повышение политической грамотности и профессиональной квалификации. Третий - мобилизация ресурсов для побед на выборах, создание профессионального аппарата для перманентной партийной работы.
На первом этапе необходимо унифицировать нормы партийной жизни. Мы уже созрели, чтобы отказаться от региональных уставов и перейти к работе на всем пространстве России по федеральному партийному уставу и федеральным нормативным актам. Если нормативная база Объединения недостаточна, необходимо ее скорректировать - для этого не понадобится много усилий, основная работа проделана. Ревизионная и региональная комиссии должны приложить достаточно усилий для оказания поддержки региональным организациям с тем, чтобы стандарт внутрипартийной работы более или менее выдерживался во всех партийных организациях и был бы достаточно высоким. Кроме участия в работе региональных отделений, федеральный центр должен организовать постоянно действующую школу для повышения квалификации партийных кадров, для введения регионалов в контекст политической жизни страны. Личный контакт с лидерами партии, с сотрудниками комиссий ничем заменить нельзя.
Уже в текущем году, максимум - весной 2001 года, необходимо добиться исчезновения безнадежно-конфликтных и маргинальных отделений. И здесь надо не бояться действовать решительно - отрезание хвоста по частям не только более мучительно, но и забирает невиданное количество нервов и времени, парализуя политический и квалификационный рост партии.
Необходимо также добиться упразднения элементов феодализма внутри ЯБЛОКА. Пока еще нередки случаи, когда региональный лидер един во всех лицах - он и политический глава организации, он и руководитель исполнительной структуры, а при случае - и депутат, и член ЦС и т.д. В этих случаях вся информация, все ресурсы протекают через одного человека. Мистическая "рука Москвы" парализует самостоятельность актива и региональные отделения выглядят еще более "партией одного человека", чем федеральная структура. Новые люди, во всяком случае более или менее состоявшиеся политики регионального или местного масштаба, в таких условиях в партию не идут, ибо мало у кого есть интерес посвятить свою жизнь карьерным успехам местного лидера.
Одним из элементов достижения этой цели является диверсификация ответственности. Прежде всего следует ввести "разделение властей". В региональной организации желательно иметь двух руководителей с сопоставимым статусом. Политический глава партии должен сосредоточить свои усилия на проведении политической линии отделением, должен создавать сеть контактов, взаимодействия, должен заниматься коалиционной политикой и т.п. Наряду с председателем необходимо вводить должность председателя политсовета или председателя исполкома. Распределение полномочий в разных организациях может быть разным в зависимости от личных качеств партийных руководителей. Но что важно - чтобы их влиятельность в организации и в парии в целом была сопоставима. Действовать в партии с ограниченным публичным статусом очень трудно. Каждый руководитель сталкивается с дефицитом статуса. Поэтому надо находить возможности для повышения партийного и общественного статуса членов руководства и недопустимо видеть в этом погоню за титулами, подозревать людей в мелком тщеславии.
Для достижения той же цели диверсификации полномочий, желательно, чтобы членом ЦС избирался третий человек. Однако эта задача в ближайшее время малоразрешима.
Чтобы руководители партийных организаций не чувствовали своей оторванности от руководства партии, необходимо не только и даже не столько их участие в работе ЦС, но постоянное участие во всевозможных общепартийных мероприятиях - круглых столах, конференциях и семинарах, рабочих группах, комиссиях. Когда в свое время задумывались комиссии Бюро, предполагалось, что региональные организации выделят людей, ответственных за то или иное направление работы, и эти люди будут постоянно поддерживать связь с членами или хотя бы председателями комиссий, будут постоянно получать материалы и направлять собственные предложения и материалы, а время от времени будут съезжаться на расширенные заседания комиссий или принимать участие в разработке материалов в рабочих группах. К сожалению этот план не реализовался. Но если мы хотим, чтобы партия не была химерой, абсолютно необходимо движение в этом направлении.
Разрешить эту проблему можно только в том случае, если все каналы контактов с Москвой не будут монополизированы местным лидером или ограниченной группой людей. Если под это будут собираться финансы, если на федеральном уровне комиссии будут дееспособны. Если все это будет, мало сомнений, что партия окажется привлекательной для новых сторонников и окажется способной предоставить условия для карьерного роста своих членов.
Ставя работу федерального руководства на профессиональную основу, надо стремиться к профессионализации работы региональных отделений. Прежде всего партия должна помочь лидерам своих организаций приобрести публичный политический статус. Без активной поддержки в региональных и местных выборах эту задачу не решить. Следовательно, подготовка кадров, их стажировка в Москве и интенсивная система тренингов и обучения должны стать одной из основных задач федерального центра партии. Равно как и создание постоянно действующего избирательного штаба.
Конечно, это не означает, что повально все региональные руководители должны податься в депутаты того или иного уровня. Многие партийные руководители успешно сочетают свою партийную работу с бизнесом или иной профессиональной деятельностью. Вполне успешной может быть и работа руководителя на освобожденной основе. Более того, серьезная профессиональная партийная деятельность может быть затруднена бременем обязанностей в государственных структурах. Но в тех случаях, когда профессиональный партийный руководитель не имеет достаточно высокого общественного статуса, отделение должно продвигать в сферу публичной политики других своих членов - без достижения публичности партийные организации обречены играть маргинальную роль в жизни региона.
Как раз в тех случаях, когда постоянная работа на партийном поприще не сопровождается высоким общественным статусом, наиболее целесообразно вводить посты председателя отделения и председателя исполкома (политсовета). Очень важно, чтобы руководитель организации был помощником депутата ГД. В том случае, если он не обладает сопоставимым общественным статусом, это необходимо.
Кроме достижения высокого уровня публичности для региональных лидеров, необходимо обеспечить минимальные материально-технические возможности для обеспечения работы регионального отделения. Не должно остаться региональных отделений, не имеющих своего офиса, не включенных в Интернет, не имеющих своей копировальной техники. Конечно, эти возможности могут варьироваться, но минимальная база должна быть у всех. По крайней мере, у всех региональных организаций должен быть минимальный аппарат, работающий на освобожденной основе. Сегодня это реально только в том случае, если минимум средств будет поступать из Москвы. Впоследствии можно будет оценить эффективность деятельности региональных отделений в том числе и по способности обеспечить самостоятельное финансирование. Но только впоследствии и с учетом иных факторов - политических, экономических, кадровых. А сегодня определение финансового минимума для региональных отделений - задача первостепенной важности.

Соображения относительно наиболее известных возражений

Предлагаемая реформа чрезвычайно дорогостоящая. Развитие партии как массовой организации потребует огромных усилий, привлечения кадров и при этом не дает гарантии успешности. Существует мнение, что лучше бы сэкономить на неэффективных затратах в межвыборный период и увеличить затраты во время избирательной кампании, что даст гарантированный успех.
Такая стратегия позволит содержать компактный хорошо оплачиваемый, а потому высокопрофессиональный аппарат. Позволит сосредоточить всю интеллектуальную и публичную деятельность в рамках фракции в ГД и избавит от головной боли, связанной с дрязгами в низовых структурах партии. При этом иногда ссылаются на опыт Соединенных Штатов.
Такая аргументация кажется недостаточно хорошо продуманной. Прежде всего для России нереализуем опыт США. Рассмотрим различия.
В США две основные политические партии хорошо представлены в Конгрессе (который сам по себе куда более важный орган, чем Дума). Каждый конгрессмен имеет полтора десятка профессиональных помощников, а сенатор - сорок. Эти же партии хорошо представлены в легислатурах. Именно из их состава рекрутируются президенты, губернаторы и мэры. Эти политики реализуют свои программы, опираясь на всю мощь своего аппарата. Вся их деятельность осенена партийным брэндом и влияет на его престиж. Таким образом, нет нужды держать большой партийный аппарат, чтобы присутствовать в повседневной жизни и сознании избирателей.
Кроме того, политическая жизнь в Америке сильно отличается от нашей. Политик в Америке не имеет нужды вырабатывать политическую концепцию или политическую идеологию. Кроме традиционных систем ценностей, который создает фундамент идеологии этих партий, существует масса специализированных институтов, не говоря уже об университетах, где ученые разрабатывают те или иные политические, экономические и иные концепции, которые кладутся в основание политической деятельности той или иной партии и ее членов. Практические технологии или проекты также разрабатываются за пределами партий, обычно в think-tank, которые финансируются за счет грантов и пожертвований.
Ничего подобного пока в России нет. Национальная система ценностей разрушена, взамен ее еще что-то варится в хаосе нашей интеллектуальной жизни. Именно на партиях лежит ответственность за формулирование идеологий, национальных целей и приоритетов, за выработку практических программ. Рассчитывать на профессоров нам не приходится. Именно это прежде всего порождает потребность в создании системы профессиональных комиссий.
Далее. Ресурсы, выделяемые на избирательные кампании в США, достаточны, чтобы привлекать профессиональные рекламные компании, традиционно работающие с той или иной политической партией.
У нас нет профессиональных компаний, которые работали только с одной политической партией. Работая с кандидатом от одной политической партии, они меняют партнера и уносят с собой уникальную информацию, полученную в святая святых прежнего партнера. Нередко эти компании в ходе одних и тех же выборов работают с разными политическими партнерами. Такой стиль работы создает угрозу безопасности партии.
Кроме того, стоимость и квалификация этих команд оказываются несопоставимыми с нашими возможностями и требованиями. Именно поэтому мы должны создавать собственные команды. Но и это не все. Выборы в США проходят в одни и те же сроки раз в два года. Выборы у нас беспрерывны. Всегда необходимо помочь той или иной организации на региональных или местных выборах.
Идея отказаться от помощи региональным и местным организациям губительна для нас. Сегодня в ЯБЛОКЕ с безразличием взирают на выборы на местном уровне. Немудрено. Ведь полномочия местных депутатов в Москве или СПб призрачны. Однако даже они имеют одно ключевое значение: именно районные советники избирают состав участковых избиркомов. Если мы боимся фальсификаций - а для этого у нас достаточно оснований, - то мы должны завоевывать районные собрания и обеспечивать себе приемлемый состав избирательных комиссий. Не говоря уже о представительстве в органах власти на более высоком уровне.
Если мы хотим сохраниться как партия, мы должны иметь собственный профессиональный избирательный штаб, действующий непрерывно. Вопрос о формах работы такого штаба - дело специального рассмотрения.
Следующее соображение. Замена крупных партийных отделений на списки сторонников, мобилизуемых на время выборов, для России невозможно. США складывались, благодаря усилиям людей, взявших на себя всю ношу ответственности за свою судьбу. Уклоняться от участия в выборах не в культуре американцев. Они активно голосуют и агитируют.
У нас патерналистская культура. Если люди еще и идут на выборы, то участие в агитации для них по-прежнему не гражданский долг, а возможность подзаработать. Да и таких людей немного.
В США главными активистами являются пенсионеры и студенты. Пенсионеры получают раз в два года возможность размяться и самореализоваться, а студент участием в выборах открывает для себя дополнительные возможности карьерного роста.
Все эти соображения делают неизбежным вывод об ином типе политической партии, способной эффективно работать в российских условиях. Увы, это дорогостоящее предприятие.

Ограничения

Стоимость политической партии является главным ограничителем в реализации проекта. Если принять предлагаемую программу, расходы на партию должны быть увеличены в два-два с половиной раза. И это в условиях ухудшающейся конъюнктуры.
Второе ограничение напрямую связано с первым, но должно быть выделено отдельно. Для того, чтобы предложенная реформа оказалась успешной абсолютно необходим большой партийный офис, вмещающий все структуры партийного руководства и аппарата. Территориальное разделение этих структур чревато накоплением конфликтов. Недостаток информации при компактном размещении структур преодолевается мгновенно. При разрыве коммуникаций он перерастает в расхождение оценок и рекомендаций. Расхождения в оценках приводят к соперничеству, а затем недоверию. В условиях неизбежного пересечения сфер деятельности и полномочий, соперничество перерастает во вражду. Это разрушительно для любой структуры и партийный аппарат также будет жить по законам всех бюрократических структур. Чем больше он будет становиться, тем решительней будет проявлять себя указанная тенденция.
Третье ограничение - кадры. Преодоление дефицита кадров упирается не только и даже не в первую очередь в дефицит средств. Это процесс многолетний и требующий прежде всего воспитания кадров внутри партии. Это ограничение более других способно замедлить партийную эволюцию и предрешить будущее партии.
В связи с этим можно говорить о длительных сроках реализации реформ. На первом этапе мы вынуждены будем ограничиться лишь небольшими нововведениями. Здесь должны быть достигнуты компромиссы. Какие - предмет внутрипартийной дискуссии. Предмет нашей готовности. Политической, моральной, финансовой.

Приложение


Обеспечение работы Исполкома Центрального Совета Объединения ЯБЛОКО .

17.05.2000 года

ПОЛОЖЕНИЕ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО"

(Председатель, первый заместитель Председателя, заместители Председателя)
Настоящее Положение регулирует отношения между руководящими должностными лицами Объединения "ЯБЛОКО" и направлено на определение сфер компетенции, координацию действий и исключение параллелизма в деятельности должностных лиц.

1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Председатель:
· осуществляет общее руководство деятельностью Объединения;
· представляет Объединение в его отношениях с государственными структурами, общественными, политическими и иными организациями;
· подписывает официальные документы и заявления, сделанные от имени Объединения, ЦС или Бюро ЦС;
· открывает Съезд;
· председательствует на пленумах ЦС, заседаниях бюро ЦС;
· имеет право первой подписи на финансовых документах;
· по своему усмотрению председательствует на заседаниях любых органов, созданных Съездом Объединения, ЦС или Бюро ЦС, за исключением Ревизионной комиссии;
· представляет на утверждение Бюро ЦС структуру центрального аппарата Объединения и его руководителя. Утверждает для работников аппарата фракции и аппарата Объединения функции, должностные обязанности, делает персональные и кадровые назначения и руководит работой аппарата.
· Председатель может уполномочить своих заместителей, членов Бюро ЦС полностью или частично осуществлять эти полномочия.

2. ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

Первый заместитель Председателя:
· в отсутствие Председателя или по его поручению исполняет функции Председателя;
· по согласованию с Председателем представляет Объединение в его отношениях с государственными структурами, общественными, политическими и другими организациями;
· представляет фракцию в Совете Думы и в отношениях с другими фракциями;
· по поручению Руководителя фракции председательствует на заседании фракции и заседании Совета фракции.

3. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПО РАБОТЕ С ФРАКЦИЕЙ

Заместитель Председателя Объединения - заместитель Председателя фракции:
· по поручению Руководителя фракции председательствует на заседании фракции и заседании Совета фракции;
· представляет фракцию в Совете Думы и в отношениях с другими фракциями;
· по поручению Руководителя фракции представляет фракцию или Объединение в отношениях с общественными, политическими и иными организациями;
· по поручению Руководителя фракции осуществляет оперативное руководство работой аппарата фракции;
· обеспечивает работу Совета фракции;
· обеспечивает работу комиссий и экспертных советов фракции;
· оперативно информирует членов Совета фракции о текущих проблемах в сфере своей компетенции;
· по поручению Председателя Объединения председательствует на Бюро ЦС и пленумах ЦС.

4. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПО ПАРТСТРОИТЕЛЬСТВУ

Заместитель Председателя по партстроительству:
· по поручению Председателя Объединения или первого заместителя Председателя председательствует на Бюро ЦС и пленумах ЦС;
· по поручению Председателя представляет Объединение в отношениях с общественными, политическими и иными организациями;

· по поручению Председателя Объединения осуществляет оперативное руководство центральным аппаратом Объединения;
· обеспечивает работу комиссий Объединения;
· оперативно информирует членов Бюро ЦС о текущих проблемах в сфере своей компетенции.

5. СФЕРА СОВМЕСТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

5.1. В экстренных случаях, когда возникают непреодолимые препятствия для проведения заседания Бюро ЦС, официальные заявления от имени Объединения или Бюро ЦС делаются Председателем Объединения, а в случае отсутствия Председателя - первым заместителем Председателя по согласованию с заместителями Председателя и присутствующими членами Бюро ЦС.
5.2. В экстренных случаях, когда возникают непреодолимые препятствия для проведения заседания фракции или Совета фракции, заявления от имени фракции делаются Председателем Объединения, а в случае отсутствия Председателя - первым заместителем Председателя по согласованию с заместителями Руководителя фракции и присутствующими членами Совета фракции.
5.3. Первый заместитель и заместители Председателя Объединения курируют работу комиссий ЦС и Бюро ЦС согласно распределению полномочий, определяемого отдельным документом.

6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1 Настоящее Положение утверждается Председателем Объединения на основании решения Бюро ЦС Объединения. Настоящее Положение действует на протяжении срока полномочий должностных лиц, избранных на III и V съездах Объединения.
6.2 Председатель Объединения вправе вносить изменения и дополнения в настоящее Положение, согласовав их со своими заместителями, с одобрения Бюро ЦС.

См. также "Франция пала", Концепцию партийной реформы Явлинского, Горячева, Митрохина и Выступление С. Митрохина на VIII съезде <Об альтернативном проекте партийной реформы> - прим. ред.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.