Сейчас на сайте

Раздел "Россия и СНГ"

Интервью Вячеслава Игрунова для канала RBC. 21 июля 2006 г.

СНГ как структура для реинтеграция постсоветского пространства уже невозможен

 

21 июля в Москве открылся неформальный саммит СНГ. Основным вопросом, стоящим на повестке дня, стал вопрос о реформировании СНГ, программу которого представил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Вместе с тем, начало саммита омрачилось неожиданным отказом президентов Украины, Грузии, Армении и Туркменистана прибыть на саммит. Из четырех президентов лишь Роберт Кочарян представил более или менее уважительную причину своего отсутствия – тяжелую простуду. В результате у некоторых наблюдателей сложилось впечатление, что страны ГУАМ, не говоря уже о почти отколовшемся Туркменистане, просто бойкотируют мероприятия СНГ. Ситуацию вокруг начавшегося саммита, а также события в ряде стран СНГ Вячеслав Игрунов прокомментировал для канала RBC.

- Характер встречи, безусловно, подтверждает мысль, что СНГ себя исчерпал, по крайней мере. Хотя говорить, что не приехали страны ГУАМ, нельзя, поскольку Ильхам Алиев участвует в саммите, и это свидетельствует о том, что ГУАМ не столь сплочен. Кроме того, Воронин, президент Молдовы, также приехал. Более того, накануне визита он сделал как бы шаг навстречу Москве, и это означает, что нельзя считать отсутствие некоторых представителей явным признаком развала СНГ.

Сапармурат Ниязов и в прежние времена никогда на подобные мероприятия не являлся: ведь Туркмения с самого начала была символическим участником СНГ. Фактически, на нее не распространялись решения СНГ, поскольку в этом не был заинтересован Сапармурат Ниязов. Это началось еще во времена Ельцина, когда решения в рамках СНГ были направлены на распространение демократических идей не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Сапармурат Ниязов не желал дестабилизации своей власти, и это было адекватным ходом, с его точки зрения, для предотвращения вмешательства во внутриполитическую ситуацию Туркменистана. В дальнейшем такая позиция оказалась чрезвычайно выгодной, развязала Сапармурату Ниязову руки в рамках внешнеторговых, дипломатических отношений, и он продолжает двигаться в этом русле, оказавшемся для него весьма привлекательным.

Так что здесь можно лишь скомбинированную неявку Саакашвили и Ющенко считать знаком недоверия к СНГ, которое, кстати, Ющенко и Саакашвили оказывали уже неоднократно.

Отсутствие Саакашвили, я думаю, в значительной степени спровоцировано замечанием Путина о том, что он сумеет с ним встретиться, только если останется время. Сегодня Путин не слишком заинтересован в продолжении бесплодных диалогов, тем более, что Саакашвили в последнее время никаких конструктивных предложений не делает. Что же касается Ющенко, то это, на мой взгляд, действительно демарш, потому что внутренние проблемы Украины не настолько остры, чтобы нельзя было на короткое время появиться на саммите. Более того, Ющенко уже заявил, что будет долго думать, прежде чем вносить кандидатуру премьер-министра. Таким образом, время у Ющенко явно есть. Таким образом, отказ Ющенко от визита после отказа Саакашвили, безусловно, является результатом скоординированности действий.

- Можно ли связывать неприезд Саакашвили с отставкой ряда министров грузинского правительства?

- Постольку поскольку отставка Георгия Хаиндравы последовала после решения Саакашвили не ехать на саммит, то, возможно, нежелание Путина продолжать диалог с Саакашвили в том ключе, в каком он имел место до сих пор, спровоцировало внутреннее решение Саакашвили резко изменить характер отношений между Москвой и Тбилиси, как и характер переговоров с непризнанными республиками. Поэтому вполне возможно, эти вещи связаны друг с другом.

Несмотря на то, что Саакашвили заявляет, что отношения с непризнанными республиками будут урегулированы политическим путем и никаких военных действий не предполагается, тем не менее, масса мелких провокаций, мелких шагов, говорит о том, что внутренне Тбилиси готов к конфликту. Что же касается смены Хаиндравы на Антадзе, то Хаиндрава – более приемлемая фигура для этих переговоров, как для осетин, так и для абхазов. Он был фигурой компромиссной. Что касается Антадзе, то, по крайней мере, в последнее время его заявления были достаточно конфронтационны и жестки по отношению к Москве. В частности, он обвинял Москву в подготовке террористических актов. Для этого вряд ли есть какие бы то ни было основания. Следовательно, можно полагать, что эта кадровая смена приведет к гораздо более жесткому режиму переговоров, и, соответственно, еще больше обострит отношения между Москвой и Тбилиси. Однако я бы не торопился делать окончательные выводы.

Уход же российских миротворцев будет фактически означать начало нового конфликта. И не только потому, что так его будут воспринимать и абхазы, и осетины, но и потому что Грузия уже не один раз демонстрировала безответственные шаги в зонах конфликта, и, конечно же, такой шаг может привести к эскалации и, в конечном итоге, к вооруженным действиям. Вряд ли сегодня Саакашвили все же окончательно готов приступать к боевым действиям. Именно поэтому шанс сохранить миротворцев на территории Абхазии и Южной Осетии еще остается.

- Итак, Вы говорите, что статус СНГ падает. Остается возможность обострения отношения между Россией и такими странами как Грузия и Молдавия. Является ли это негативным фактором для российских предпринимателей, которые инвестируют в экономику этих стран?

- На протяжении долгого времени Россия очень мало беспокоилась о защите интересов нашего бизнеса в этих странах, и до сих пор большого значения отношения между Россией и ее партнерами по СНГ не имели. Более того, если посмотреть, например, на Украину, то продвижение российского бизнеса имело место как раз тогда, когда у России с Украиной были достаточно сложные отношения. И бизнес немного выиграл, если даже не проиграл, от улучшения отношений между Москвой и Киевом. Поэтому сказать, что решающую роль в инвестиционном климате ухудшение отношений между Россией и другими странами СНГ играла, нельзя. Но сегодня российская власть уже осознала как важность продвижения своего бизнеса, так и важность бизнеса для российских национальных интересов. И это означает, что ухудшение отношения, например, между Россией и Грузией побудит российские власти ограничить активность российского бизнеса в этой стране. Так что, конечно же, связь между ухудшением климата в СНГ и ухудшением инвестиционным климатом за пределами России существует.

- Означает ли, что повышение цены на газ изменит как-то курс на строительство союзного государства с Белоруссией, что оно будет другим?

- Решение об изменении цены на газ является не условием изменения отношений между Россией и Белоруссией, а, напротив, следствием ухудшившихся отношений. Все разговоры о союзном государстве как бы буксуют, они не ведут к каким-то заметным шагам по сближению двух стран в единое государство. Более того, можно констатировать, что Белоруссия сегодня дальше от России, чем была год или два назад. И в силу этого в России считают, что нет никакого резона сохранять цены на газ. Вместе с тем, эти цены на газ все же ниже, чем европейские цены и, более того, Россия готова к компромиссам, прежде всего, на условиях участия в переработке углеводородов, а также участии в транспортировке нефти по территории Белоруссии. Если Минск пойдет на эти шаги, я думаю, Россия готова к компромиссам.

- Основным вопросом на повестке дня должен быть вопрос о реформировании СНГ. Остается ли на сегодня возможность реформировать СНГ и вообще нужно ли это реформирование, или СНГ себя исчерпал?

- СНГ как структура, в рамках которой могла бы происходить реинтеграция постсоветского пространства, уже совершенно невозможен. Сегодня есть гораздо более удобные площадки для такой реинтеграции – взять хотя бы ЕврАзЭС и ОДКБ. Вместе с тем, необходимо иметь гораздо более  свободную площадку для общения высших чиновников наших стран. СНГ как раз и предоставляет возможность таких неформальных саммитов, как тот, который начинается сегодня. И для сохранения площадки для диалога, для обмена мнений, СНГ необходим. Но, конечно же, на него следует возлагать меньше надежд, чем это было в 1992 году. Следовательно, СНГ требует реформирования, и подобные подходы уже существуют, и президент Назарбаев намерен предложить в Минске подобную программу реформы СНГ.


По теме см. также:

Россия - Грузия: разговор был драматичным. Беседа на "Радио Маяк". 14 июня 2006 г.

Ющенко и Саакашвили хотят как можно быстрее дистанцироваться от России. Вячеслав Игрунов для kreml.org. 26 февраля 2006 г.

«Оплата дружеских отношений с Лукашенко входит в стоимость нашего экономического сотрудничества». Вячеслав Игрунов. Интервью для МиК. 23 декабря 2005 г.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.