|
Вячеслав Игрунов. Интервью для МиК. 23 декабря 2005 г.
Вячеслав Игрунов: «Оплата дружеских отношений с Лукашенко входит в стоимость
нашего экономического сотрудничества»
- Если рассматривать сегодняшние экономические отношения России
с соседними странами, то надо учитывать, что рынок учитывает массу
факторов, и нельзя на рынке определить, что сколько стоит без практики. То
есть, нельзя подходить ко всему с одинаковой меркой. На рынке часто бывают
совершенно неожиданные ситуации, потому что они включают или учитывают иногда
то, что явно не бросается в глаза.
Когда мы говорим о Белоруссии, то отношения с Белоруссией для
нас являются очень важным политическим, и даже экономическим фактором.
Поэтому оплата дружеских отношений с Лукашенко тоже входит в стоимость
нашего экономического сотрудничества. Грубо говоря, без Лукашенко, без
Союза России и Белоруссии, формирование Единого экономического
пространства, которое стало одной из идей фикс нашей политики, говорить не
приходится. Именно поэтому, учитывая жесткость Лукашенко, трудность переговоров
с ним, и необходимость поддерживать с Белоруссией особенно теплые
отношения, ситуация диктует такие цены на газ - несколько ниже
50 долларов.
С другой стороны, мы и с Украиной были готовы продолжать такие
отношения. И на протяжении многих лет продавали ей газ по цене
50 долларов за тысячу кубов, учитывая, конечно, политическое значение наших
особых отношений с Украиной.
Но как только эти особые отношения разорвались, и более того,
Украина заняла такую, достаточно ярко выраженную, антироссийскую позицию,
хотя она и не формулируется как таковая - «но суди людей не по словам
их, а по делам их» - то перед Россией встал вопрос, должна ли
Россия оплачивать вступление в НАТО, изгнание Черноморского флота,
интеграцию с Европой, разрыв отношений с Россией за счет дотирования
украинской экономики российским газом?
Конечно же, это не входило в интересы нынешнего российского
руководства, поэтому было принято решение вывести цены на газ на тот же
уровень, на котором находятся цены на газ при поставках в Прибалтику или на
Кавказ - 110–120 долларов на тысячу кубов. Запросная позиция была 160.
Более того, утечки информации, организованные из Кремля, свидетельствовали
о том, что с Украиной были готовы договориться на 80 долларов, но
запросная позиция была 160, которая давала бы России политические
преимущества - мы поставили такую льготную вам цену, хотя и близкую
к рыночной, но, из дружбы как бы снижаем еще вдвое.
Но украинцы не захотели дать России этого политического выигрыша
и категорически отказались вообще переговариваться: у нас
50 долларов и нас это устраивает, а если вам это не подходит, то
у нас есть труба, которая может плохо функционировать. А это уже
шантаж, это уже поведение бандита на большой дороге. Дорога идет через зону
моего влияния и будьте добры принять мои условия. Это совершенно не
рыночные отношения.
И тогда у России просто не осталось возможности иной, кроме как
настаивать на 160 долларах, поскольку в противном случае она
была бы просто уничтожена политически. Получается, что огромная Россия,
собственник ресурса, не может даже вести переговоры со
страной-покупателем!
А страна-покупатель ставит ультиматум
и требует продавать ей газ по той цене, по которой она сама считает
возможным его покупать.
В этой ситуации Россия приняла решение не только настаивать на своей
цене, но и пойти дальше. И я не исключаю, что за этим скрываются
и другие мотивы. Также я не исключаю, что еще есть возможность
что-то пересмотреть. И на самом деле ныне
предлагаемая Украине цена включает стоимость того политического ущерба, который
нанесла Украина России в последнее время. Так что говорить о рыночных
отношениях и доли в них политики очень трудно. Политика - это
часть рыночной мотивации.
- А как Вы думаете, останется ли Россия в стороне от
предстоящих парламентских выборов на Украине? И, не сумев договориться
в экономическом плане, удержится ли она в рамках цивилизованных
отношений в политической сфере?
Что касается политических отношений и вмешательства в выборы,
то Россия, безусловно, фактически не вмешивается в украинские выборы
и она и дальше будет стоять от них очень далеко. Но не
из-за того, что ей не хочется вмешаться, хотя
и это имеет место, а потому, что у нас там нет реальных настоящих
партнеров. За небольшим исключением, типа Натальи Витренко. Это - жестко
ориентированный на Россию политик, но это политик, который вряд ли соберет
более 5% голосов, да и 5% было бы для нее достаточно большим
успехом. Серьезных же политических сил, крупных политических партий,
которые бы ориентировались на Россию, и в которых Россия могла бы
инвестировать свое политическое влияние, на Украине нет. Поэтому, конечно,
Россия будет держаться в стороне.
Но здесь бы я хотел вернуться к тому, что Россия
пытается цивилизованным путем договориться с Украиной по газу.
Я хочу отметить, что на Украине большинство людей не считает, что это
цивилизованный путь. И националистическая пресса сделала Россию
душительницей украинской экономики и украинской нации. И надо сказать,
что это имеет достаточно серьезное влияние на Украине, причем влияние даже на
тех людей, которые традиционно пророссийски настроены.
- А если прогнозировать развитие это ситуации, Вы
какие-нибудь позитивные тенденции усматриваете?
Нет, к сожалению, тенденции сегодня негативные. Я думаю, что
безусловно, имеет место неконструктивный подход к переговорам со стороны
Украины, но я не исключаю, что и Россия не очень удачно ведет свою
политику и может быть, выдвигает некоторые требования, возможно,
непубличные, которые мало приемлемы для Украины.
Недавние публикации по теме:
«Почему
Россия должна оплачивать вхождение Украины в НАТО?..» Вячеслав Игрунов, 15
декабря 2005 г.
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|