|
Михаил Кордонский
От революции… до революции
Интервью с Ольгой Ильницкой
Ольга Ильницкая – поэтесса, писатель, журналист. Наверное, ярче всего, одесситы помнят ее репортажи в «Вечерней Одессе» о войне в Приднестровье. Эта, казалось бы, хрупкая женщина как по своей квартире ходила и под пулями, и по штабным коридорам воюющих сторон*. Как-то мы за всем этим забыли, что Ольга – живой участник и свидетель неоднозначного явления, которое ныне называется «диссидентство».
— Итак, когда в Одессе появилось диссидентство?
— Я могу сказать, когда в моей жизни это появилось.
— Не кокетничай. Теперь это уже история, и мы все знаем, что в твоей жизни это появилось ровно тогда, когда и в Одессе. Можешь для скромности сказать, что ты была только свидетелем. Умный читатель сам все остальное поймет, а глупых нам и не надо, да?
— Нет, я и так не скажу. Я раньше не считала себя, а только других – кто дружил против советской власти, а теперь я вполне считаю себя диссиденткой, и до сих пор ею осталась. Потому что я не люблю, когда дружат против, а только просто – либо дружить, либо – быть со своей “мордой лица”. Так вот я до сего дня именно со своей... Чего нельзя сказать про большинство других… Изменились у них лица.
…А в 70-м году на историческом факультете Одесского университета мои ребята сразу были… инаковыми. Диссидентство – это и есть инаковость. Самостояние. Ребята тогда, в семидесятые — выпали из общего течения жизни. Были и на других факультетах такие, но на истфаке была обособленная группа, она ярко выделилась, была герметичной и мало кого впускала. Игорь Иванников, Славик Килеса, Вася Попков, Костя Ильницкий, Глеб Павловский. Они сразу были вместе все. Попков выпал из этой группы раньше всех. Его мама была преподавателем научного коммунизма и посоветовала Васе… переориентироваться. Вот Попков и отошел, подумал, поразговаривал с нами и обнаружил себя в КПСС. А потом в социалистах. В общем, выбрал не общаться с нами. Мы не вписывались в программу карьерно-сориентированных. Нам был нужен мир весь, а не от части смысла, мы об Бытии, не о быте – радели. Молоды были и чушь прекрасную несли. Попков постарел и заговорил «осмысленно» — раньше нас… а некоторые из нас все еще… о высоком, инфантильны, наверное….
— С одной стороны, Оля, это как бы личное очень, а с другой — эпизод очень характерный для диссидентства, ведь так?
— Да, было поставлено Васе мамой (доцентом, преподавателем научного коммунизма), условие не общаться, а заниматься карьерой. Сын выбор сделал. А моя мама, и Кости Ильницкого отец – прокуроры – со всеми вытекающими нам рекомендациями… Костин отец очень жестко ставил вопрос: «Ты хочешь сесть в тюрьму за свои убеждения?». Это был вопрос на засыпку. А ведь никто не хотел сесть в тюрьму! Но и Павловский, и Игрунов, и Бутов и многие другие, в конце концов, все-таки сели. Может быть – за нас за всех. Хотя у каждого очень разные истории. Я хотела понять, есть ли у них такая правда, в которую я могу поверить на уровне знания. Когда Глеб уже сидел в Бутырках, в 82-м году, я была с ним на свидании, и прямо спрашивала. Он сказал, что у него нет такой правды. Он вообще очень умный человек и правильные вещи говорит. Он только делает иногда неправильно. Вот это его выступление в Киеве, декабре 2004 года – ошибка! Это можно думать. Об этом можно писать аргументировано. Но говорить в эфир людям, заведенным оранжево, что: « …революции вовремя не дали в морду»! — это страшная ошибка. Это ошибка, которая может стоить тебе возможности дальше что-либо делать для истории, в истории.
— Ты можешь указать момент… нет, точнее, — описать процесс, как это из маленькой группы людей стало движением?
— Сначала группа Иванникова — Павловского стала общаться с группой Вячека Игрунова. Группа Игрунова возникла сама по себе, они знакомы не были, действовали параллельно. Это Саша Бирштейн, Олег Курса, Петя Бутов, Володя Княжанский, Ира Макридова… Были в Одессе и другие группы, например Анны Голумбиевской, это совсем отдельное направление – связанное с библиотеками и учителями. С ними тоже познакомились. И тогда же начались связи с другими городами — вхождение в то, что называется «демократическое движение СССР». Было их всего человек 200-300 по всей стране. Круг узок… Когда позже, после 75 года, пришло время издания альманаха «Поиски», связи уже были отлажены. То, как Игрунов выходил на Москву, и как выходили Павловский и Килеса были совершенно разные каналы. Но потом все свелось к одному, потому что слой был очень тонок. В Москву начали ездить в конце 72-го года — к Гефтеру, Батищеву, писателю Владимиру Савченко. Во вторую или третью поездку, в мае 1973 года, Глеб меня повез с Михаилом Яковлевичем Гефтером знакомить, и с Генрихом Батищевым. С этого момента для меня началось «движение». Там где одно действие переходит в следующее действие. Там, где нет застоя. Там, где одна «компашка» не остается «компашкой для себя», объединяется с другой, как клубы по интересам. И это уже разные города — Мы ездили в Москву, Киев, Питер. К нам приезжали.
— Что ДЕЛАЛИ диссидентские группы? Конкретно, в Одессе.
Как я понимаю, они занимались просветительством. Это был самиздат, распространение его. Не только политический. Квартирные выставки художников – этим занимался Вячек тоже, он многим занимался – активный был. Кроме того, они пытались как-то выживать. Сам-то Игрунов как выживал – у него художественная мастерская была, они там поделки какие-то соображали: деревянные браслеты, подсвечники металлические, брошки… Кроме самиздата были и устные кружки – окололитературные, у Вячека собирались. Туда ходили Толик Гланц, Фима Ярошевский, Боря Херсонский, Боря Владимирский. Там читались тексты, они были завязаны на литературные клубы – более легальные, но очень разнообразные. Были группы совсем как бы не диссидентские. Они не были знакомы с активистами движения, или слабо знакомы, но читали самиздат регулярно. Он ведь шел не только через Вячека, было много источников. Были группы художников одесских, которые собирались в мастерских. Например, Виктор Рисович, Игорь Божко. Была тусовка вокруг Олега Соколова, Вити Маринюка и Люды Ястреб… Вот к Вячеку Виталий Сазонов ходил – художник…он дружил с девочками с исторического факультета и с филологинями тоже – акварели рисовал, самиздатом нас обеспечивал… Среди художников было много религиозных людей, а это само по себе тогда было признаком инакомыслия. И читали они не только Булгакова, но и политический самиздат. И в своем кругу это распространяли. В том числе, как ни странно это звучит, диссидентская литература шла и через церкви! Во время исповеди мне лично в 83м или 84-м году, я уж и не помню, предложили взять почитать литературу — она была и религиозного характера и политического. Я тогда решила, что это провокация и перестала ходить к этому священнику. Меня это тогда надолго оттолкнуло от церкви. А теперь уж и не знаю… Через церкви очень много шло всего. У нас в монастыре был очень интересный монах, отец Андрей. Я с ним общалась. Его потом из Одессы сослали куда-то в Карпаты, потому что он с молодежью много вел всяких бесед, которые с точки зрения одесского церковного руководства были признаны «развращающими дух молодежи».
— А кроме просветительства, были действия прямого политического характера?
Мальчишки, возле которых я хотела быть, потому что они были инаковыми, занимались сугубо историей, социологией, философией – вот такими поисками. Я тогда была убеждена, что это к политике отношения не имеет. Мы только ставили вопросы: «Что у нас тут, какое государство — социалистическое или нет? Возможно ли построение коммунизма в отдельно взятом кружке, раз невозможно в обществе?» Для проверки этого мальчики в 1971 году создали коммуну, cняли квартиру – дом, вместе жили, вели совместное хозяйство. Хотели построить коммунизм в отдельно взятой группе. Мне это не нравилось, но я хотела быть с ними – и была. А они сначала сопротивлялись – только я их всех пролюбила – ну, приучила к тому, что я – есть. И они признали… Мне трудно было – я ведь из спортсменок, а они – из «ботаников». Очень много пришлось читать разного, пока оно стало мне интересным и «своим». А вот то, чем занимался Вячек Игрунов, это, совершенно однозначно, была политика. Они занимались запрещенной деятельностью. Он и его друзья распространяли информацию, которая была антигосударственной, антисоветской, например обращения Хельсинкских групп. Правозащитная деятельность: какие-то подписи постоянно собирались против кого-то…
— Наверное, все-таки в защиту кого-то?
— В защиту кого-то, да. Политзаключенных, преследуемых за убеждения, за религию. Кроме того, дружили против кого-то. Как только я почувствовала, что они дружат против…
— Ну, например?
— Например, они дружили против советской власти. Для меня это было ужасно!
— Это ты про группу Игрунова?
— Да. А Иванников, Килеса, Павловский, Ильницкий, Княжанский, был еще мальчик с ист-фака, Валера – забыла фамилию – вот они не дружили против советской власти. Они занимались вопросами, связанными с советской властью.
— Так кто же из них революционер?
— По мне однозначно – Павловский.
— Это говорилось открытым текстом, что в СССР надо делать революцию?
— Сначала он так не говорил. А потом в результате общения с Игруновым… Вячек сыграл большую роль в революционизировании сознания Глеба. О, мы даже хотели…Мы Че-Геварнулись все тогда – у нас «испанская грусть» — у кого во что выливалась. Мальчики о революции все больше мировой, а я о поэзии испаноязычной… Все-таки они были очень мужчины, а я не очень…
— А что ты вкладываешь в понятие «революция»?
— Изменение среды, в которой находится человек. Когда его среда не устраивает, он начинает ее разламывать, чтобы иначе… Я поняла, что для меня лично главное — это был мир индивидуального человека. А они посягали на этот мир, чем они мне были интересны. Они со своей коммуной и были революционерами. Они взрывали этот индивидуальный мир, пытаясь его обобществить. А у Вячека было коллективное сознание. Он занимался политической деятельностью. Только в те годы она была запрещена, а потом, в конце 80-х стала легальной, чем он и занимается до сих пор. В 1974 году их начал брать КГБ. Сначала Вячека, э, нет, по-моему, сначала меня – в феврале 72 года, когда взяли Василия Харитонова, а он меня сдал, но об этом можно прочитать на сайте Игрунова, я уже рассказывала эту драматическую историю появления единственно подписанного протокола допроса – меня и мною – в КГБ. Больше я ничего никогда там не подписывала – это я по неумению подписала и – не то, что бы с перепугу, а хотела, думала – что так положено. Потом меня научили – КАК ПОЛОЖЕНО. И просто либо хулиганила, либо игнорировала…потом… уже забыла, кого когда туда брали – это было часто и многих… Вот Княжанский в троллейбусе забыл портфель с Авторхановым и зачеткой… страсти господние… так что в какой последовательности уже не помню. Для меня это было связано с моментом, когда обнаружили у Вадима Сергеевича Алексеева-Попова, нашего преподавателя новейшей истории, «Архипелаг Гулаг», который попал к нему из нашего дома. Вся эта ситуация – допросы, нажимы, травля — я считаю, что она убила Вадима Сергеевича в итоге. Он очень болел и умер. Его вынудили и он «сдал» Глеба, сдал своего ученика. После начала травли это начало приобретать другие формы, формы сопротивления. Глеб окончательно ушел в политику.
— Или в революцию?
— Или… У него был такой затяжной роман с ней. А потом… Потом его биография начала становиться публичной. Очень любопытна здесь фигура Кости Ильницкого, который не захотел заниматься революцией, а захотел противопоставить вот этому хаосу революционному что-то очень конструктивное. Ему это удалось в итоге. Во времена перестройки он противопоставил этой давящей мертвости советской жизни иначе организованную информацию.
— Павловский ведь тоже с этого начал?
— У каждого человека свой масштаб. Костя определил своим личным интересом: море. Поле ошибок у Павловского и поле ошибок у Ильницкого, а любая деятельность – это поле ошибок, было разным. На своей территории эстет Ильницкий сделал гораздо меньше ошибок, чем этик Павловский. Потому что в нравственных началах этики и эстетики разное чувство меры – может быть…
— Гефтера ты тоже относишь к категории «диссидент»?
— Конечно! Его не посадили, потому что он был уже по тем временам масштабной личностью, его по публикациям, историческим работам, и по личным связям на Западе знали больше, чем у нас. Но натерпелся он достаточно: на него давили, угрожали, работать ему не давали. Но к нему уже тогда ездили люди со всего мира. И для группы Иванникова и для группы Игрунова квартира Гефтера была центром.
— Он был идеологом, лидером? Он был революционером, политиком?
— Нет. Я так не ощущала. Он был философом, он был историком. Он был просто думающим человеком. Для нас он был Учителем! Он был… «нормальным гением», это Костя Ильницкий так его определил. Я думаю, Костя правильно определил.
— А к какой части движения ты относишь одесситку Лену Чернову, которая с Гефтером не общалась, а ориентировалась на Андрея Сахарова?
— К той же, к какой себя. Но она может с этим категорически не согласиться. Женщина, которая любит мужчин думающих, потому что с другими ей не интересно. Тогда она любила Шуру Чернова – и было за что! И в этом смысле я ее очень понимаю! А что же, жить среди вот всех этих мужчин, которые не способны...
— Выйти на площадь?
— Не знаю… Они никогда не рвались на площадь, мои мальчики, а я бы может, даже вместе с ними не пошла. Тогда. А теперь я сама – захотела на Майдан, и Ильницкий мне помог в этом – отвез в Киев – но мы там – все мы там были – и Глеб, и Костя, и я – не все мы понимаем одинаково – и слава Богу, но мы всегда понимаем друг друга и нам – интересно – не только понимать, но и наблюдать, и участвовать, и – обмениваться мнениями, и спорить, и писать… нам вообще жить интересно.
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|