Сейчас на сайте

Интервью В.Игрунова для kreml.org, 19 ноября 2004 г.

Выступление Путина связано с негативной реакцией, которую встретили предложения президента по изменению избирательной системы в стране

Объясняя, почему необходимо заменить прямые выборы губернаторов системой выборщиков, президент не сказал, что сложилась феодально-коррумпированная система власти в регионах

 

Вячеслав Игрунов, председатель политической партии «Союз людей за образование и науку»

Совершенно очевидно, что выступление Путина связано с той негативной реакцией, которую встретили предложения президента по изменению избирательной системы в стране. И это совершенно естественно, что президент решил выступить еще раз, чтобы объяснить свою позицию. Само по себе это очень хорошо, и, я считаю, что президент должен гораздо чаще объяснять свои инициативы, чем это имеет место сейчас. Но, с другой стороны, если речь идет о содержательной стороне дела, то совершенно очевидно, что президент не достиг своей цели. Объясняя, почему необходимо заменить прямые выборы губернаторов системой выборщиков, президент не сказал, что сложилась феодально-коррумпированная система власти в регионах. Что сегодня у центральной власти нет никаких легальных механизмов, чтобы сломить эту фактически феодальную раздробленность страны, которой не удается управлять как единым целым. Он пытался избежать резких формулировок. Тех слов, которые он сказал, совершенно недостаточно для того, чтобы объяснить, почему предпринимаются эти шаги. Например, президент говорит, что за годы его президентства у него не было ни одной проблемы ни с одним губернатором. А раз не было, так в чем же дело? Это, как бы отказ говорить честно о тех, на мой взгляд, серьезнейших проблемах, которые сложились у нас с феодализацией системы управления.

Кроме того, когда он объясняет, как собирается изменить систему управления, тут же возникает вопрос – а почему власть считает, она будет более эффективна, чем нынешняя. Ну, например, фактическое назначение глав республик было и в Советском Союзе, но  это не предотвратило распад Советского Союза.

Президент говорит о том, что демократия сохранится, что никому не будут навязывать неэффективных губернаторов, поскольку законодательные собрания не проголосуют за такого кандидата, но ничего не говорит  о том, что предусмотрена возможность роспуска законодательных собраний. Я считаю, что региональным собраниям необходимо дать возможность импичмента кандидатуры губернатора. Кроме того, региональные собрания должны получить возможность утверждать бюджет, и без утверждения регионального парламента исполнительная власть региона не может потратить из него ни одной копейки. Кроме того, законодательным собраниям необходимо вернуть контрольные полномочия. В этом случае система, предложенная президентом, я думаю, будет вести к усилению эффективности.

Наиболее убедительным был президент в объяснении мотивов введения пропорциональной избирательной системы. И здесь он совершенно прав, когда говорит, что одномандатный мажоритарий самостоятельно вряд ли может повлиять на решение парламента. Поэтому для эффективности своей работы он должен примыкать к партийным фракциям. Это действительно так, и это, действительно, очень серьезный мотив. Однако надо иметь в виду, что количество партий, которое пытаются ввести в парламент, настолько ограничено, что человек, имеющий свои убеждения, далеко не всегда может найти ту партию, к которой он может примкнуть. Для того, чтобы в наших условиях пропорциональная система была эффективна, необходимо либерализовать партийное законодательство и резко снизить порог прохождения в парламент. Без применения этих мер любой непартийный кандидат, вынужденный вступить в партию для того, чтобы быть выдвинутым, попадет под диктат крупных партий. Он не сумеет отстоять свою точку зрения внутри партии, не сумеет попасть в список. Или, если он даже попадет в список, то он не сумеет через свою фракцию провести свою точку зрения и будет таким же беспомощным, как депутат-одномандатник.

Что касается выборов в Совет Федерации, то я считаю, что если мы вводим пропорциональную систему выборов в Государственную думу, то должны быть двухмандатные округа для субъектов Федерации, и должны быть абсолютно прямые выборы в Верхнюю палату парламента. Постольку поскольку Конституция составлена таким образом, что они должны представлять законодательные собрания, а также исполнительную ветвь власти, то выйти из этого положения можно очень просто – на альтернативной основе законодательное собрание может выдвигать двух или трех кандидатов, точно так же, как может двух или трех кандидатов выдвинуть исполнительная власть. Процедуру можно придумать, и тогда мы получим альтернативные выборы по двухмандатным округам. И будет соблюдена Конституция, и одновременно будет достигнута демократичность этих выборов. Президент же предлагает каким-то образом оставить Совет Федерации профессиональным собранием, где люди работают на профессиональной основе, и вместе с тем говорит о необходимости вернуть губернаторов в Верхнюю палату. Механизм этот абсолютно непонятен. А если же мы будем возвращать практически назначенных губернаторов в Совет Федерации, то тогда на первое место выходит вопрос о разделении властей.


См. также статью В.Игрунова Политические реформы Президента: залог усиления или импульс к новому этапу распада?


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.