Сейчас на сайте

Вячеслав Игрунов для портала "Новый регион". 5 сентября 2006 г.

Без таких конфликтов, которые случились в Кондопоге, невозможно вырабатывать общих норм жизни

 

Игрунов: Всегда при начале сосуществования разнокультурных групп эксцессы практически неизбежны. Достаточно сказать, что, скажем, Карелия не является местом давнего проживания чеченцев. И поэтому обе стороны вряд ли достаточно хорошо понимают друг друга. Я смотрел телевизионные репортажи и обратил внимание, как, пряча глаза от камеры, лидер чеченской диаспоры в Кондопоге говорит о том, что он убедил родственников выдать подозреваемых в убийстве. Как вы понимаете, этому человеку, наверное, слишком трудно было оказаться между молотом и наковальней, потому что этика требует защиты своих. И, во-первых, здесь есть и религиозные моменты: Для мусульман суд чужих – вещь неприемлемая. Но дело в том, что мусульмане уже давным-давно живут в российском государстве, в советском государстве, и в новой России, и они, конечно же, уже вынуждены как-то считаться с тем, что не они диктуют условия, и в мире достаточно широка такая практика. Только в протестных группах могут возвращаться к идее верховенства шариата. Поэтому не это главное. Главное – этническая общность. Чеченцы – достаточно консолидированный народ, если говорить об их отношении с другими этносами. Чеченцы ведь находятся в сложных отношениях не только с русскими, но, например, и с кавказскими народами. Я имею в виду, прежде всего, черкесов, даргинцев, кумыков, калмыков и так далее. Там есть свои сложные отношения. И, тем более, оказавшись в чужеродной среде, они должны были бы прятать друг друга, защищать друг друга. Традиционно их этническая солидарность превыше чужих законов.

Тем не менее, лидер чеченской диаспоры перешагнул через себя, достиг договоренности о выдаче подозреваемых. Сама такая договоренность говорит о том, что этот человек сделал больше, чем мог, и не случайно он прятал глаза от телевидения. Но, тем не менее, этот шаг был сделан. Это означает, что через ряд таких конфликтов, через многолетнюю работу в этой среде эти люди смогут выработать определенные нормы сожительства с окружающим большинством, с местным населением. Но также и требования кондопожан выслать всех южан из города не было удовлетворено – и не может быть удовлетворено, против этого встанет вся государственная машина, и я думаю, все правозащитные организации страны. И, в конечном итоге, этим людям придется смириться с тем, что они должны существовать с людьми с другими представлениями о жизни, с другими нормами.

Это маленький шаг к притиранию разнокультурных групп. Как он пойдет? Все зависит от того, будет ли достаточно времени для того, чтобы они смогли научиться жить друг с другом. Это уже зависит не от ситуации в Кондопоге, не от ситуации в Карелии, это зависит от ситуации в России. Обратите внимание, ведь Рамзан Кадыров тоже достаточно жестко отозвался и сказал, что будет защищать своих. И он не сделал разницы между теми, кого неразумно или незаконно изгнали из Кондопоги и теми, кто стал убийцами. Он ни фразы не сказал об этом различии, так что здесь есть очень серьезная проблема. И усиливающаяся чеченская республика сейчас будет очень серьезно влиять на внутреннюю ситуацию в России. Так что это вопрос очень сложный, он вообще не журналистский и не тот, который можно рассматривать в жанре «горячей информации». Он требует очень спокойного и терпеливого рассмотрения, потому что ситуация может развиваться в самых разных направлениях. С одной стороны, без таких конфликтов, которые случились в Кондопоге, невозможно вырабатывать общих норм жизни. А с другой стороны, какой же человек изначально согласится платить жизнями за выработку алгоритма сотрудничества? Само по себе это противоречит всяким человеческим ощущениям и нормам.

Само предположение, что все равно неизбежны такие конфликты и человеческие жертвы, вызывают полный протест – а зачем мне тогда это совместное проживание, если я за него должен платить – пусть валят в свою Чечню! Но это неконструктивно, это невозможно, это уже позавчерашний день. И, вместе с тем, ничего не остается делать, как признать, что такие факты неизбежны, потому что ведь не всегда несправедливы русские, когда выгоняют чеченцев, потому что очень часто, скажем, вновь пришлое население не считает возможным - или даже не умеет - вести себя таким образом, чтобы не оскорблять чувства коренного населения. Ведь по отношению к ним тоже надо применять принцип «Не приходи в чужой монастырь со своим уставом». Я вот как-то был в Швеции очень недолго, и видел там чудовищный скандал в кафе, с битьем посуды, с драками – и он тоже был связан с поведением кавказцев, которые переселились туда. Им очень трудно было адаптироваться, они жили в других условиях. Но, с другой стороны, почему надо предъявлять претензии простым русским гражданам, которые, может быть, даже не достаточно терпеливы и образованы, и которые не могут терпеть нашествие инокультурных людей? Поэтому не всегда надо винить в этом русских, но так же не всегда надо винить в этом и чеченцев, потому что иногда один вид кавказца вызывает раздражение у местного населения, которое к чужакам не привыкло, и это предвзятое отношение часто тоже ведет к конфликтам. Поэтому здесь ни на одной из сторон, как правило, не бывает правды. Во всяком случае, всей правды. И эти проблемы надо решать очень долго и очень терпеливо. 


По теме см. также:

Современный российский национализм и к чему он может привести. Фрагмент беседы сотрудников ИГПИ Ирека Мутразина и Елены Шварц и директора ИГПИ Вячеслава Игрунова. 6 апреля 2006 г.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.