Сейчас на сайте

Центр по изучению проблем информационного общества
при председателе подкомитета ГДРФ по образованию

Научный семинар

"Трансформационная Россия:
экономика, политика, культура"

28 февраля 2003 года, Государственная Дума

Выступление Вячеслава Игрунова по докладу А.В. Бузгалина
"Новые социальные движения и политические партии в условиях глобализации"

Вопрос - какова же картина мира, за которой стоят эти движения? Я пришел к выводу, что вряд ли она есть у автора, и уж точно этой картины мира нет у общественных движений. Это совершенно неудивительно, поскольку в мире происходят одновременно множество движений, они имеют разные основания, направлены на разные цели, часто разнонаправлены и антагонистичны, и вряд ли эти движения можно было бы объединять с точки зрения целеполагания. Характер этих движений таков, что они и не могут конструировать никакое будущее. Никаким альтерглобализмом здесь - ну не то что не пахнет - это может быть резко, но, во всяком случае, никакой устойчивой концепции мира эти движения не несут. Если эти движения возникают по мере появления задач, то сами эти задачи возникают как бы случайно, не связанно друг с другом, вовлекая разных людей в эти мероприятия, и после их решения или нерешения не оставляют следа, который мог бы повлиять на политическую или экономическую динамику мира. Динамика мира остается прежней. Может быть, эти движения отшлифовывают некоторые шероховатости, существующие в мировом развитии. Глобализация продолжается, выстраивая тот самый мир, которому эти движения оппонируют. А движения влияют на более или менее острые формы этого движения. Таким образом, они не представляют собой альтернативы глобализации, альтернативного мироустройства. И на них нельзя опираться в долгосрочной практике.
Вторая вещь, которая является, на мой взгляд, несколько искусственной, это то, что форма организации этих движений соответствует тем технологическим возможностям, который открывает мир, а именно отсутствие иерархии, отсутствие лидеров. Конечно же, легкость и доступность включения каждого участника в эти движения не избавляют нас от того факта, что в центре их все равно существуют лидеры, лидеры, которые предлагают решения, которые работают. Это горизонтальная иерархия, она тоже учитывает авторитет, и хотя иначе работает, но, тем не менее, иерархией является. Такие иерархии хороши для решения конкретных задач, они хороши на коротком промежутке времени. Как только мы начинаем выстраивать постоянно работающие структуры, они оказываются неэффективными. Вертикальные иерархии вытесняют их и проблемы руководства и подчинения занимают свое место.
Я не исключаю возможность и развития структур с горизонтальной иерархией - я сам всю жизнь создаю именно такие структуры - но они рассчитаны на решение частных задач. И то противоречие, о котором мой коллега говорил, противоречие между реалиями сегодняшнего дня, между реальным капитализмом, источником, кстати, ресурсов для этих движений и движением против отчуждения - вот это противоречие существовало и существовать будет всегда, потому что несмотря на то, что сегодня фантастическим образом меняется роль человека в мире, человек уже является абсолютно доминирующей экономической категорией. Человек в современном производстве играет гораздо большую роль, чем любое сырье, чем любые капиталы, чем любые овеществленные средства производства. Человеческий мозг и его влияние на жизнь становится все более и более важным. Поэтому гуманистичность направления движений понятна - она востребована временем. Но вместе с тем качество, людей, которые принимают участие в развитии мира, существенно различно. Я мог бы еще раз провести аналогию такого рода: группа бандитов захватывает территорию, людей, и через некоторое время начинает заботиться об этих людях как об источнике своего существования. Различие в качестве землепашца и воина позволяет создать структуру, когда небольшое количество воинов, может обеспечивать стабильность для большого общества землепашцев. Вот это различие характеристик людей сохраняется и до сих пор. Те, кто производят духовные и интеллектуальные ценности, зачастую не являются организаторами общества. И организаторы общества, пользуясь специфическими своими качествами, так или иначе будут отчуждать человека от продукта его труда, так или иначе различие в положении этих людей будет сохраняться. Вертикальная иерархия будет сохраняться.
Я согласен с тезисом, что надо как-то иначе устроить мир, надо делиться, потому что в противном случае мы получим взрыв или что-нибудь подобное тому, что было в фашистской Германии. Но, я думаю, все к этом и идет, и то, что происходило в фашистской Германии есть только некоторая репетиция будущего, фашистская Германия - это только некий гадкий утенок, который может превратиться в нечто иное. Та глобализация, которая сейчас происходит, создание сетей Интернета, создание общей экономики, финансовых потоков, накладывается одновременно на создание единой системы у правления. То, что сегодня происходит в мире, я имею в виду, прежде всего, позицию США по Ираку и то, что делают Соединенные Штаты со всем миром, ставя его на колени и заставляя его подчиняться собственной воле, создает такую паутину, охватывающую мир, которая одновременно концентрирует в себе властные, силовые, финансовые, интеллектуальные возможности. В тексте я встречал упоминание о втором и третьем мире. Но я думаю, что происходит вытеснение из жизни вообще второго и третьего мира. Эта паутина создает капилляры, по которым интеллектуальный потенциал высасывается первым миром из третьего. Первый мир трансформируется, а второй не просто уходит в подложку, а перестает быть вообще интересен этому первому миру. Совершенно не интересно, что случится с людьми в Африке, где десяток государств ведут кровопролитную войну. Я думаю, что протесты, исходящие из этого мира, будут скорее подобны протестам 11 сентября.
Поэтому я полагаю, что слабые движения подобного рода вряд ли в состоянии подготовить альтернативы. Тем более, что на сегодняшний день процессы демографические и экологические, разрушение среды обитания и истощения ресурсов приведут к жесткой борьбе за доминирование в мире и вот эти общественные движения, устроенные так как они устроены, в состоянии лишь сгладить некоторые сиюминутные болезненные проявления процесса глобализации, но не противостоять этим процессам.
Поэтому задача заключается в другом - чтобы на базе представлений о совершенно неодолимом историческом развитии, на базе протеста против тех форм, уродливых форм глобализации, которые мы сейчас видим, создать устойчивые политические движения, которые могли бы использовать современные технологии для предотвращения наихудших форм мироустройства, к которому сегодня мы все-таки движемся.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.