Сейчас на сайте

Интервью Глеба Павловского в "НГ", 15 октября 2002г.

"К ВЛАСТИ ИДУТ ГОРОЖАНЕ, И ОНИ ЕЕ ВОЗЬМУТ"

По мнению Глеба Павловского, на месте Хакамады и Явлинского в Госдуме могут скоро оказаться ребята из Углича

Лидия Андрусенко

События, происходящие в российской политической жизни, заставляют еще раз вспомнить о формуле так называемой управляемой демократии. Это означает, что предстоящие выборы, которые фактически уже стартовали, могут стать выборами внутри административно-бюрократического аппарата. Ради сохранения относительной стабильности в обществе. Тем более что гарант этой стабильности один - президент России. Однако сегодня в стране растет мощный потенциал путинского большинства, пока еще не структурированный в ныне действующую партийную систему. Не исключено, что именно эта сила и станет в будущем определять политику. Об этом в интервью "НГ" рассуждает глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Начало статьи читатайте на сайте "НГ"   >>>

...

Августовская государственность, эта федерация 1991-1993 годов будет постоянно ввергать в кризисы типа красноярского или нижегородского. Там, заметьте, власть сама насоздавала себе проблем, между тем как есть реальные. А погромы в российских городах? А то, что все сегодня ведут предвыборную кампанию, хотя до ее объявления еще год? А то, что реформу местного самоуправления, без которой никому нет ни жизни, ни бизнеса, приходится готовить без обсуждения, будто заговор? На самом деле все просто - в старой системе нет входов в новую страну для новых интересов новых людей. И это не маргиналы, это вполне успешные люди, их миллионы.

- Это говорит о том, что гражданское общество, которое и должно по идее стать нормальным механизмом вхождения в политику, в России не развивается. Что, например, с Гражданским форумом, на который все возлагали огромные надежды?

- Форум прошел. Но он собирался не для того, чтобы добавить в правительство пару новых министров - их там и так слишком много. Проблема в другом: форум сделал заявку на существование новой силы, которая пока не умеет быть политическим фактором. Как по вине бюрократии, так и по собственной вине. Я надеюсь, в конце ноября участники форума обсудят эти вопросы в Тольятти, где готовится его продолжение.

Вот пример: у нас якобы прошла дискуссия по поводу альтернативной службы, в ходе которой гражданам вообще не предложили вариантов, которые они могли бы сравнить и взвесить. Зато страна обсуждала систему уклонения от воинской службы. Естественно, что военные кричали, как резаные. В итоге мы получили уродский закон об альтернативной службе, который не устраивает ни военных, ни те три-пять тысяч идеалистов, которые в России имеются. Пацифист затерялся в толпе уклонистов-отказников, из которой бюрократ будет отбирать "альтернативников" - по толщине кошелька. Я не считаю, что в этом виноваты военные. В этом виновато, конечно, само гражданское общество. Оно не выдвинуло из своей среды кадры политиков-экспертов, которые профессионально объяснят людям, в чем их интерес и выгода. С цифрами и аргументами, от моральных до финансовых. Как уже сегодня умеют, например, Аузан, Игрунов, Белановский, Абрамкин. Но их мало. Вот когда эти кадры появятся, у нас будет и политика гражданского общества. А не жалкие имитации либерализма от СПС и "ЯБЛОКА". Люди вообще не понимают, кто такие правые и что такое либерализм.

- А вообще в нашем обществе правые идеи сейчас востребованы?

- Конечно. Разве реакция бывает левой? Это всегда прессинг обывателя справа, на элиты и власти. Ветер реакции дует справа налево.

- А либеральные идеи?

- В России есть обширный либеральный электорат, но он не имеет ничего общего со старыми диссидентами. Потому что именно в роли правозащитников правые опростоволосились. Они не защищают права конкретного человека. Сегодня гражданское сознание означает: "Живу я здесь. Я здесь зарабатываю, я плачу, я сам и выбираю". Кстати, новый класс, группа роста - это городской класс. К власти идут горожане, и они ее возьмут, это надо понимать. А горожане либеральны по образу работы и жизни. Даже голосующие за КПРФ.

Я не верю, что кто-то поставит барьер между избирателем и политикой, да еще накануне парламентских и президентских выборов. Давление людей возьмет свое и выстроит те недостающие политические механизмы, которые и заставят уважать новых политиков. Пуля дырочку найдет. Избиратель построит этих ребят в Думе.

- Есть ли шансы стать президентом России у такого правого политика, как Анатолий Чубайс?

- А он разве правый? Шанс есть у любого, кто найдет своего избирателя, поговорит с ним и договорится. Правые же не разговаривают с людьми, они их только учат жить, воровать электроэнергию и пить шампанское на приемах. Правые изоврались и исхамились. Но знаете, реакция - она вроде попа, кающихся прощают.

- Кающегося Чубайса представить трудно...

- У Чубайса есть свои ходы к населению. Он же нашел их в 1999 году, пусть снова поищет. Сцена свободна - выходи, работай. Дзержинского простили - и Чубайса простят. Чубайс - человек умный, он сам определяет свои приоритеты. Но не всякому умному человеку надо быть президентом.

- Смогут ли правые договориться о едином кандидате в президенты?

- А у них пока только один и есть - Явлинский. Ни Немцов, ни кто другой до сих пор не входил в кандидатскую пятерку. Опросы показывают, что правые партии, вместе взятые, с трудом набирают до половины тех, кто хочет голосовать за правых. То есть подспудно идет тяжба за единый правый электорат. Но, с моей точки зрения, ни нынешнее "ЯБЛОКО", ни нынешний СПС его взять не смогут. Это значит, что есть место для новой правой партии, значит, такая вскоре появится.

- Однако как левый фланг сегодня полностью приватизирован Зюгановым, так и правый фактически занят Явлинским и Немцовым. Все остальное просто сгребается в центр или разбрасывается по радикальным краям...

- Ну и что? Идет мощный традиционалистский напор, и если правые и центристы не сумеют с этим работать, он их выбьет, как пробку. И придут парни покрепче. Я подчеркиваю - не депрессия, а именно экономический рост питает вражду к революционной коррупции, хаосу и халатности. Это не слепая реакция, а основательная, хорошо аргументированная. Люди хотят вернуться к реальным вещам, они хотят вразумительной политики. Даже там, где были погромы - и в Красноармейске, и в Угличе, - осуждают погромщиков и фашистов. Общий вопль на местах: "Соблюдайте законы!" - и, в частности, законы об иммиграции. Это либерально или антилиберально? Требование местного самоуправления и местных финансов - либеральное требование или нет? Вот с этим и надо работать, а не клумбу на Лубянке оборонять.

Да, есть угроза возникновения новой силы на крайне правом фланге. Есть опасность возникновения внесистемной националистической силы. И не типа Жириновского, которого она в таком случае проглотит на выборах. Вот тогда на месте Хакамады и Явлинского окажутся ребята из Углича. Не надо думать, что это будет городская шпана. Нет, это будут толковые ребята: выпускники финансовых академий, факультетов менеджмента. Только мозги у них набекрень.

- А не сама ли власть заинтересована сейчас в создании этой силы "толковых людей"?

- Власть всегда нуждается в толковых ребятах. Но, разумеется, это плохой сценарий. Впрочем, есть и другой плохой сценарий: коммунисты теряют свое место. При нынешнем руководстве их акции в явном упадке, вон даже Березовский пытается их скупать, пока дешево. И на местную сцену могут выйти более агрессивные левые.

- Представим, что в центре власть берут крайне правые, а в регионах - радикально-левые силы. Что в этой ситуации будет делать Путин?

- Поскольку большинство становится реакционным, Путин не может его не возглавить, во всяком случае с точки зрения самого большинства. Потому что все, кто будет приходить к власти на первом этапе, станут искать в Путине своего лидера, иначе от них отвернутся их группы поддержки. Сегодня правые хотят голосовать не за Немцова, а за Путина, и "ЯБЛОКО" не за Явлинского, а за Путина. У коммунистов то же самое. Радикалы не станут врагами Путина, но Путину будет труднее с ними работать, когда они получат избирательный мандат, ведь они будут не "назначенцы". Это тоже демократия, но гораздо менее управляемая.

Здесь беда "Третьей республики", где политика управляется массовыми поветриями: то мы все анархисты и пацифисты, то мы все враги Ельцина, то все вдруг государственники и оборонцы. Каждые федеральные выборы отличаются одни от других политическими эпидемиями. Но Россия не может управляться по воле волн. Нужна крепкая политическая система шлюзов, которыми и должны быть, собственно говоря, общенациональные партии и сильные местные институты. Надо срочно усиливать сети уже существующих парламентских партий.

Если процесс упустить, в следующей Госдуме могут, например, остаться только поправевшая "Единая Россия" и полевевшая КПРФ плюс какие-нибудь лево-зеленые женщины. А все новые группы интересов сольют во внепарламентскую оппозицию, которая позахватывает местные заксобрания. Думским партиям необходимо срочно укреплять свои региональные сети, ведь именно на них идет натиск "группы роста". И в этой борьбе, в этом взаимодействии новых горячих парней из русской глубинки и старых, прожженных, но потасканных московских политиков в конце концов и сложатся новый политический ландшафт и новая Дума.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.