Сейчас на сайте

Вячеслав Игрунов для МиК. 5 марта 2009 г.

«Если дестабилизация начнется, то начнется сверху, потому что у большинства населения никаких претензий к власти нет»

 

Пояснение редакции сайта. Нижеследующий текст представляет собой устный комментарий, поэтому содержит ряд неточностей, присущих устной речи.

Год, прошедший после избрания Дмитрия Медведева президентом России,  на мой взгляд, был довольно невнятным. Поскольку многие его движения были довольно неопределенными. Я хочу напомнить, что многие изначально воспринимали его приход к власти как если не либерализацию, то некоторую попытку смягчения политического режима, после того, как Путин жесткой рукой в течение восьми лет наводил порядок в государстве российском. И основываясь на его заявлениях, многие ожидали, что где-то может добавиться немного свобод, где-то будет начата борьба с коррупцией, где-то будет упорядочена работа институтов, и хотя в общем никто на что-то особенное не рассчитывал, на какой-то косметический ремонт политической системы все же надежда была. И это Медведев обещал.
При этом я хочу напомнить, что мы наблюдали перед тем, как Медведев был избран президентом. Перед этим в течение года или даже полутора лет была чрезвычайно острая борьба в Кремле разных кланов или, как их называли, партий. И кандидатура на пост президента долго не вырисовывалась. Были всякие смотрины, в которых принимали участие и Медведев, и Иванов, но тот и другой определенные группы чем-то не устраивал и раздражение Путина дошло до того, что он неожиданно принял экстравагантный ход – возглавил «Единую Россию», пошел на выборы, и после этого самостоятельно, без всяких согласований со своими правыми и левыми руками, выдвинул Медведева на пост президента.
Ну так вот та напряженность, которая была накануне этого выдвижения, на мой взгляд, была более значительной, чем та, которая есть сейчас. Но что за это время случилось?
Когда готовились выборы, предполагалось, что если победит одна из партий, то другая партия безусловно потеряет влияние. Лично я прогнозировал, что будет создана за рамками государства некая структура типа политбюро, где Путину будет предложена роль генерального секретаря, и в этом политбюро будут приниматься решения, обязательные как для президента, так и для служащих.
Но ситуация сложилась так, что Путин оставил за собой чрезвычайно много полномочий, заняв пост премьер-министра. И в этом смысле он не является генеральным секретарем, остающимся над схваткой и выполняющим роль арбитра, а является игроком, который сам принимает важнейшие решения. И он находится как бы в центре некой многополюсной мегамолекулы, в которой есть много действующих лиц, и которая не может нормально функционировать, если какой-то из полюсов будет удален.
Многие говорят сейчас о тандеме Путин-Медведев, но на самом деле никакого тандема нет, есть отдельные игроки Путин и Медведев, также есть Сечин и другие менее заметные фигуры, которые играют серьезную роль в процессе принятия решений, но на публике не светятся. И в этом сложном пока что монолите есть ряд напряжений и противоречий, которые гораздо более сложны и многообразны, чем напряжения между Путиным и Медведевым лично, о которых сейчас говорят.
Так вот, работа Медведева оказалась не столь проста. Его, скажем так, закадычный оппонент Сечин получил настолько мощные рычаги управления, что складывается впечатление, что с избранием президентом Медведева Сечин лишь упрочил свои позиции, а не наоборот, как этого ожидали многие. Ведь ситуация сложилась таким образом, что не получилось так, что одна партия усилилась, а другая ослабела, а получилось так, что они обе получили дополнительные рычаги управления и заняли более прочные позиции каждая. И в такой ситуации делать те шаги, которые обещал Медведев, конечно трудно.
Начнем с борьбы с коррупцией – самой громкой темы, о которой говорил Медведев. Все понимали, что если кампания развернется в полную меру, то речь в ней пойдет о деятельности тех лиц, которые занимают высокие государственные посты и одновременно являются либо действующими предпринимателями,  либо контролируют большие денежные потоки, выводят их в оффшоры и так далее. И имя Сечина называлось в числе этих чиновников среди прочих членов кремлевского аппарата.
И все понимали, что если не начать бороться с коррупцией в Кремле, на самом верху власти, то смешно говорить о борьбе с коррупцией этажами ниже, на каком-то другом уровне. Потому что подобно тому, как действуют коррупционные механизмы наверху, они будут легко воспроизводиться многократно по всей стране. Это как змей Горыныч, которому отрубаешь одну голову, и вместо этого тут же отрастает другая.
То есть, все ожидали, что после прихода Медведева к власти, ориентируясь на его же слова, можно было надеяться на то, что борьба с коррупцией начнется в самых высших этажах власти, иначе разрушить всю эту систему не удастся. Но приход Медведева к власти не лишил властных полномочий тех, кто был напрямую связан с бизнесом, а без этого такой борьбы осуществить просто невозможно. А значит, и вся его программа становится невыполнимой.
Для того, чтобы ее реализовать, надо было разрушить всю систему сложившейся власти, а сделать это оказалось невозможно, потому что у каждого элемента этой системы есть свой противовес и есть функции, парализующие деятельность оппонента.
И если начать сейчас действовать кардинально, принимая серьезные решения  по ограничению властных полномочий отдельных фигур, разрушая эту систему, то это может привести к ее неуправляемости, а этого боятся все. И поэтому явная и неявная борьба идет, причем идет на всех уровнях, от самого верха до федерального и муниципального уровней, но она носит подковерный характер, не выплескиваясь наверх и отражая ситуацию, когда одна сторона не может одержать верх над другой. И в масштабах страны соответственно изменить общий вектор не удается.
Также закончились пшиком все намерения Медведева либерализовать политическую систему, в том числе избирательную и партийную. Гора родила мышь. Понятно, что для того, чтобы изменить политическую систему, надо было не только увеличивать сроки полномочий для главных акторов, но и надо было расширить реальные возможности политических партий, создать реальные возможности для политической конкуренции, увеличить полномочия парламента – не декоративно, как сейчас, а реально. Надо было принять ряд мер для повышения представительства в парламенте оппозиционных партий – опять-таки, не так, о чем заявлено сейчас, а принять реальные меры. Надо было не демонстрировать понимание этих проблем, что делал Медведев, а принимать конкретные решения для изменения ситуации, но этого сделано не было. А все из-за того, что их парализовал страх, они просто испугались что-то делать в этом направлении, чтобы не потерять власть.
Поэтому те решения, которые были приняты, просто смешны – и вновь созданная правая партия, и обещания, что ее представители попадут в новый парламент, и многие другие половинчатые меры.
Возможно, какие-то минимальные позитивные изменения произошли в сфере малого бизнеса, немного улучшилась ситуация в области регулирования его деятельности, но все это малозаметно для общества и не влияет на ситуацию в целом.
Говоря же о самом Медведеве, его поведении, можно отметить, что он выглядит сейчас гораздо более уверенным в себе, гораздо более компетентным, чем год назад. И хотя он все еще работает в подражательном ключе, принимая смешные позы, когда он копирует Путина, а это для его фигуры совершенно не свойственно, когда пытается говорить его интонациями и перенимает его лексику. Все это свидетельствует о юношеской тенденции поведения, свойственной президенту, и это, несмотря на его многие уверенные заявления и демонстрацию своей компетенции в ряде вопросов, создает у рядового  зрителя, воспринимающего информацию о деятельности первого лица по телевизору, впечатление, что Медведев не является до конца самостоятельным политиком.
В то же время в ряде сложных ситуаций, которые имели место в течение этого года, ему удалось сохранить достоинство и паритетность в решениях с премьер-министром. Он более или менее уверенно прошел через обострение грузинского конфликта, и несмотря на то, что некоторые сделанные им в тот период заявления были весьма сомнительными по своей аргументации и носили пропагандистский характер, это не повлияло на его восприятие мировым сообществом. И как президент страны, он имеет в мире соответствующий авторитет. Хотя нельзя сказать, что его отношения с мировыми лидерами складываются вполне безоблачно.
Но если вспомнить первый год президентства Путина, то он в тот момент выглядел гораздо более блекло, чем сейчас выглядит Медведев. И сказать сейчас, что Медведев никогда не станет самостоятельным политиком, нельзя. Я бы с такими выводами не торопился. Если Путин в самом начале своего президентства действовал очень осторожно, то Медведев как раз сейчас демонстрирует свои волевые качества, действуя по другому.
Что же касается противоречий между ними, их соперничества, возможного раскола между ними, о котором сейчас говорят многие эксперты, то я бы также не спешил с такими выводами. Скорее, все же речь идет о стилистическом разногласии между ними, как это характеризует Павловский. И я думаю, что все имеющиеся между ними разногласия, поводов для которых сегодня конечно же много, сам Медведев не готов превратить в политическую проблему. И они оба понимают, что если начать принимать серьезные кадровые решения, то к власти могут прийти люди более решительные и более алчные, не останавливающиеся ни перед чем. И если дестабилизация начнется, то она начнется именно сверху, потому что у  большинства населения никаких претензий к власти нет, несмотря на то, что социально-экономическая ситуация в стране ухудшается.
Зато претензии к власти есть у элиты, у тех, кто распределяет ресурсы. И когда этих ресурсов становится все меньше, за их распределение обостряется борьба. Медведев это понимает, и ему в этих условиях хотелось бы обладать большим контролем за этим процессом, хотелось повысить прозрачность системы, понять, куда уходят деньги. Он может потребовать наведения порядка в этом вопросе, такая проблема может возникнуть. И она может создавать повышенное напряжение в той многополюсной молекуле, о которой я говорил.
А единой команды нет ни у Путина, ни у Медведева, скорее речь идет о скованных одной цепью частях одного целого, которые друг без друга действовать не смогут. И несмотря на рост проблем и противоречий, мне кажется, что эти противоречия не перерастут в серьезную политическую проблему, в раскол, по крайней мере, в ближайшее время.
И надо получить серьезные дестабилизирующие процессы в обществе, массовое проявление недовольства снизу и сильный спад экономики в целом, чтобы противоречия между Медведевым и Путиным смогли бы вылиться в чего-то существенное. Сегодня условий для этого пока еще нет.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.