Сейчас на Igrunov.RU

В.Игрунов для портала Накануне.ру. Опубликовано 4 июля 2007 г.

Кто, как, кем прирастает и почему?

В петровские времена в составе России первоначально имелось 8 губерний. Далее – 11. Потом их количество постепенно увеличивалось. Дробление продолжалось и при Советской власти. В 90-х годах РФ насчитывала 89 субъектов. В наши дни процесс, похоже, отправился в обратную сторону. Совсем недавно в Пермский край объединились одноименная область и Коми-Пермяцкий автономный округ. Корякский АО "пополнил" Камчатскую область. Подобный процесс связал Красноярский край, Эвенкию и Таймыр. "Присматриваются" друг к другу Иркутская область и Усть-Ордынский округ, а также Читинская область и Агинская автономия.

По любви или по расчету заключаются подобные "браки", начнут ли укрупненные регионы проводить независимую от Москвы политику и уменьшится ли количество чиновников? Об этом в интервью Накануне.RU рассказали директор Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеслав Игрунов и ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Оксана Гончаренко.

Вопрос: Свидетельством чего является данный процесс? Практика назначения губернаторов и укрупнения регионов вызвана желанием центра облегчить управление провинциями?

Вячеслав Игрунов: Безусловно, решение о фактическом назначении губернаторов, а также укрупнение регионов ориентировано на облегчение управления огромной страной из центра. На сегодняшний день культура самоуправления в России оказалась недостаточно развитой с одной стороны, а с другой стороны реальные местные условия требуют от центра уступок. Центр считает себя хозяином.

Когда в государстве существовало 89 регионов, и с каждым из них надо было согласовывать интересы и условия работы, делать это было достаточно трудно. Не случайно первым шагом на данном пути стало создание семи федеральных округов, в которые назначаются представители президента. Ведь гораздо лучше взаимодействовать с укрупненными группами, а в регионы отправлять опытных людей. Однако, надо сказать, что все это оказалось не слишком успешным. Наличие национальных округов пугает центры тем, что субъект, имеющий титульную нацию, всегда тяготеет к сепаратизму. А его в Чечне, да и не только там, нахлебались вдосталь. Таким образом, укрупнение устраняет угрозу этнического сепаратизма. Что касается губернаторов, то назначают тех, с кем легко договариваться, вместо непредсказуемых избранных руководителей. Такая ситуация ведет к тупику. Создание послушных структур вовсе не означает приведение общества к состоянию единства. Наоборот – неконтролируемые сепаратистские и протестные настроения будут только нарастать. Здесь в значительной степени повторяется история с Советским Союзом, который казался мощным колоссом и рухнул чуть ли не за несколько дней. Назначение губернаторов, само по себе, не является плохим решением. Однако, оно эффективно только в том случае, если имеет место разделение между законодательной властью на региональном уровне и губернатором. Когда законодательная власть контролирует действия губернатора и может, тем или иным образом, повлиять на него, вплоть до отставки. А для того, чтобы это было эффективным, соответствовало интересам региона и создавало предпосылки для укрепления целостности страны, должна существовать достаточно свободная политическая жизнь.

Вопрос: Укрупнение приведет к большей экономической свободе? Не кажется ли Вам, что благодаря этому региональные лидеры начнут проводить независимую политику?

Вячеслав Игрунов: Я не уверен. Сегодня региональные лидеры достаточно легко сменяемы и зависимы от центра. Центр не должен "спать" или "зевать", а должен менять руководителей, которые готовят почву для сепаратистских настроений. Однако нынешняя система рекрутинга в верховные органы власти такова, что она не дает гарантий отслеживания негативных явлений. Пока не появится реальная политическая жизнь, подобные гарантии не могут возникнуть.

Вопрос: Осуществляемый процесс может вызвать ряд конфликтов, когда некоторые регионы, в первую очередь – национальные, могут потребовать соседние территории? Например, Ингушетия вновь поднимет вопрос о Пригородном районе Северной Осетии.

Вячеслав Игрунов: В плане укрупнения этого не может быть. Зязиков достаточно покладистый и взвешенный политик. При нем подобного не следует ожидать. Но возникнут иные вопросы. Тяжело обсуждалось возможное объединение Адыгеи с Краснодарским краем. Есть такая проблема у Хакасии с Красноярским краем. Укрупнения пока происходили в тех случаях, где мы имеем довольно слабые национальные образования, в которых слабо развита этническая идентичность и которые сами по себе экономически не сильны и выигрывают от объединения. В тех случаях, где есть очень сильная этническая идентичность – укрупнение было бы очень трудным. Например, объединить Чечню и Ингушетию невозможно. Попытка присоединить Адыгею к Краснодарскому краю вызовет целую волну недовольства не только в самой Адыгее, но и в Карачаево-Черкесии, в Кабардино-Балкарии.

Вопрос: Автономные национальные образования оправданно и дальше подчинять регионам, к которым они были раньше приписаны?

Вячеслав Игрунов: Я думаю, что снятие границ всегда является позитивным моментом для экономического развития. Создание административных и управленческих преград ведет к ухудшению экономической обстановки. Чем более свободно пространство, чем более едино, тем лучше для экономики.

Вопрос: А может,  было бы целесообразнее дотационные регионы разделить между более успешными соседями, тем самым сохраняя средства, предназначенные на дотации, используя их на других направлениях?

Вячеслав Игрунов: В нынешних условиях, когда развитие идет достаточно стабильно, я бы не считал это возможным. Не думаю, что это легко реализовать, хотя теоретически вполне осуществимо. Полагаю, если произойдут какие-то серьезные потрясения, то такая идея может стать достаточно востребованной.

Вопрос: Скажется ли укрупнение регионов на числе чиновников?

Вячеслав Игрунов: Количество чиновников при любом изменении, каким бы оно ни было, только растет. Их станет только больше. Посмотрите – проведена административная реформа, после чего правительство стало менее эффективным, а количество чиновников возросло. Это произойдет в любом случае, какие бы изменения не затевались.

:: Высказаться ::

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.