Сейчас на сайте

Газета Представитель власти", 19 сентября 2004

Казахстан взял курс на конкурентоспособную экономику

В последнее время много говорят и пишут об экономических успехах Казахстана — партнёра России по СНГ, ЕврАзЭс, Единому экономическому пространству и многим другим интеграционным объединениям. О роли государства в экономике страны, новых схемах управления и бюджетного планирования — в беседе нашего корреспондента с одним из самых молодых членов правительства, Министром экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Кайратом Келимбетовым.

— Мировая практика свидетельствует, что бюджетным планированием, как правило, занимаются министерства финансов. Почему в Казахстане было принято решение объединить функции бюджетного планирования и управления экономикой в одном ведомстве?

— Этот вопрос начинал обсуждаться еще в 1997 году, когда Президент Казахстана Н.А. Назарбаев выступил с посланием, обозначившим основные принципы долгосрочной стратегии развития страны до 2030 года. Это был программный политический документ главы государства, опиравшийся на расчеты и аналитические исследованиям специально сформированного для разработки долгосрочных стратегий ведомства — Агентства по стратегическому планированию. Опыт показал, что эффективное развитие государства невозможно без определения долгосрочных целей, то есть без стратегического планирования. Правительства в постсоветских странах, как правило, меняются каждые два-три года и в основном решают текущие оперативные задачи управления экономикой.

Агентство по стратегическому планированию столкнулось с проблемой, которая, кстати, по сей день актуальна для России. Президент чётко формулирует политические и экономические задачи в ежегодном послании. Все берут под козырёк. А потом аппарат начинает либо по-своему их толковать, либо тормозить исполнение. Поручение вашего руководства о снижении налога на добавленную стоимость с двадцати до восемнадцати процентов обсуждалось чуть ли не два года!

В Казахстане возникла идея объединить все виды планирования — стратегическое, экономическое и бюджетное под одной крышей, в одном министерстве. Это как, например, вашему Министерству экономического развития передать функции планирования бюджета из Министерства финансов, а в Минфине оставить только исполнение бюджета. Кроме того мы ввели среднесрочное трехлетнее бюджетное планирование, скорректировали все государственные отраслевые программы, не обеспеченные финансированием.

С принятием в начале этого года Бюджетного кодекса, среднесрочная фискальная политика формируется уже в условиях нового законодательства, в которой основной акцент направлен на снижение уровня налогообложения, как эффективного инструмента повышения инвестиционной привлекательности.

— Можно ли считать, что министерство экономики и бюджетного планирования каким-то образом "адаптирует" традиции жёсткого государственного управления к складывающимся рыночным реалиям?

— Мы гармонизировали бюджетные и экономические программы и определили их приоритетность. В целом перед Казахстаном стоит задача избежать сырьевой направленности экономики. Мы взяли курс на конкурентоспособную экономику. Любое производство представляет собой цепочку добавленных стоимостей, в разработке которых страны могут и должны специализироваться. Нужно "поймать" свою конкурентную нишу.

В соответствии со Стратегическим планом до 2010 года перед Казахстаном стоят две глобальные цели: построить основы конкурентоспособной в долгосрочной перспективе экономики и к 2010 году вдвое увеличить объем ВВП по сравнению с 2000 годом.

И здесь, естественно, возникает немаловажный вопрос о степени вовлечённости государства в экономические процессы. Очевидно, что один и тот же набор инструментов не может применяться во всех странах. Экономика каждого государства по-своему уникальна и этого нельзя не учитывать.

В силу определенных факторов ни в России, ни в Казахстане без непосредственного участия государства не сможет сформироваться столь же развитая инновационная инфраструктура, как, допустим, в США.

Роль государства в построении конкурентоспособной экономики нам видится в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации экономики через продолжение системных реформ и дебюрократизацию, усилить её открытость, с другой — вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей.

Мы могли бы быть вполне конкурентоспособны в создании зернового, нефтехимического, хлопкоперерабатывающего "кластеров", а в сотрудничестве с Россией по различным космическим программам. Для этого в стране уже созданы специальные государственные институты развития и страхования бизнеса, такие как Банк развития, Инвестиционный и Инновационный фонды и ряд других.

То есть вся цепочка от формирования бизнес-идеи до производства конечной продукции на всех этапах поддерживается государством. Институты развития оказывают реальное воздействие на модернизацию перерабатывающих отраслей.

Банком развития уже кредитуются порядка двадцати инвестиционных проектов на сумму свыше полмиллиарда долларов. Инновационный фонд приступил к финансированию создания первого космического спутника страны, запуск которого планируется на конец 2005 года.

— Не могли бы вы сформулировать основные стратегические приоритеты бюджетного планирования?

— Во многих странах, где нефть является основным экспортным продуктом, наблюдается эффект так называемого "проклятия ресурса". Богатые ресурсами страны за некоторым исключением не развиваются так динамично, как те, где нефти вообще нет. Это наглядно подтверждается примерами Японии, Южной Кореи, Тайваня, Сингапура.

В период обретения независимости в Казахстане добывалось не более 20 млн. тонн в год. Сейчас мы выходим на 50 млн. тонн. Запасов достаточно, но возникает вопрос: как это отражается на экономике и экологии?

Из мирового опыта известно, что рост добычи природных ресурсов ведёт к "голландской болезни" — угасанию несырьевых секторов экономики и гипертрофированному развитию добывающих, сырьевых секторов. Поэтому сегодня у нас значительная часть средств от экспорта нефти аккумулируется и "стерилизуется" в Национальном фонде.

Одним из основных принципов стало определение базовой цены на нефть при формировании бюджета. Если текущие цены выше нее, то все излишки бюджета направляются в Национальный фонд, который является частью бюджетной системы страны и выполняет важные стабилизирующую и сберегательную функции.

Средства мы размещаем за границей, вкладывая в надежные ценные бумаги. Сегодня госбюджет Казахстана — около 9 млрд. долларов, а накопления Национального фонда приближаются к 4 млрд. долларов. Это существенный задел, который позволит нам сохранить уровень финансирования важнейших государственных программ в случае падения цен.

Глава государства определил важнейшей первоочередной задачей — диверсификацию экономики. Роль государства на данном этапе видится прежде всего в создании законодательных условий для стимулирования притока инвестиций в несырьевые отрасли экономики, главным образом, в обрабатывающую промышленность и сектор услуг. На это и нацелена принятая год назад Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы.

Второй важнейшей задачей глава государства определил усиление социальной направленности бюджета: развитие образования, здравоохранения и социального обеспечения.

— Возвращаясь к нефтяной проблеме — ведь у нее по меньшей мере две составляющие. С одной стороны, правительства нефтедобывающих стран прекрасно принимают, что нельзя допускать сырьевого "перекоса" в развитии экономики, с другой — всех очень волнуют чрезвычайные, скажем так, доходы нефтедобывающих компаний, которые, как правило, находятся в частной собственности…

— Определённое равновесие здесь может быть достигнуто за счёт изменений в Налоговом кодексе в части налогообложения нефтяных операций. Если говорить о Казахстане, то мы стремимся довести долю дохода государства до уровня, сложившегося в других странах. То есть стремимся к более справедливому распределению дохода, получаемого за счёт эксплуатации нашего национального богатства. Налогообложение нефтяных операций в Казахстане осуществляется по двум моделям: на лицензионной основе и на основе соглашения о разделе продукции.

— Имеет ли здесь место принципиальные отличия от того, как это делается в России?

— На новых лицензионных контрактах вводится рентный налог на экспортируемую сырую нефть. В отличие от российского налога на добычу полезных ископаемых, в Казахстане при уплате рентного налога учитываются транспортная составляющая и качество добываемой нефти. Кроме того в России существует экспортная пошлина на нефть, которая не взимается при цене ниже 15 долларов за баррель, а у нас рентный налог не взимается если цена ниже 19 долларов за баррель. Размеры ставок у нас установлены по скользящей шкале, начиная с одного процента при мировой цене в 19 долларов за баррель и тридцати трёх процентов при 40 долларах за баррель и выше.

Если говорить о второй модели, то доля государства по разделу продукции в общем объёме добытой продукции не должна быть менее 20 процентов в налоговом периоде с момента начала добычи до момента возврата вложенных инвестиций, и не менее 60 процентов в последующем периоде.

Одновременно в Казахстане активно поощряются инвестиции в развитие отраслей по углублённой переработке продукции и сырья. Особый режим налогообложения также создаётся на предприятиях нефтехимической промышленности при условии внедрения высоких технологий.

— Как вы думаете, долго ли продержатся высокие мировые цены на нефть?

— Пока сохраняется напряженность на Ближнем Востоке цены вряд ли упадут. Несмотря на то, что сейчас баррель стоит порядка 40 долларов, цена на среднесрочную перспективу колеблется вокруг 20 долларов за баррель. Планируя бюджет, мы исходили из той же цены. Мы должны уметь маневрировать ресурсами, ведь активы и недра принадлежат не нам одним — это ресурс будущих поколений.

— Занимается ли министерство межбюджетными отношениями, разграничением полномочий между бюджетами разных уровней?

— Централизация, доставшаяся в наследство от прежних времен, напоминает о себе до сих пор. Большинство решений долгое время принималось в столице. Реформу мы начали с того, что перевели социальную сферу — образование, социальное обеспечение, здравоохранение, услуги — на местные бюджеты. Важно было не просто передать функции, но и деньги.

Сейчас завершается проведение функционального анализа, после чего планируется дальнейшая децентрализация государственных функций, с соответствующим отражением в Бюджетном кодексе.

— На каких направлениях, с вашей точки зрения, стоит в первую очередь углублять интеграцию России и Казахстана?

— Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда был главным инициатором создания интеграционных объединений в нашем регионе.

Казахстан является сторонником взаимовыгодной экономической интеграции между Казахстаном и Россией. Есть сферы, где интеграция жизненно необходима.

Сейчас в рамках Евразийского экономического сообщества и Единого экономического пространства Россия и Казахстан делают серьезные шаги в направлении полноценного таможенного союза, гармонизации тарифной политики. Успех в этом деле обеспечил бы нам безусловный прорыв в торговле.

Не менее важное значение для наших стран имеет укрепление контактов в сфере культуры, науки, образования. Мы должны эффективно использовать нашу схожую ментальность, отсутствие языкового барьера и общее информационное пространство для укрепления наших связей.

Беседу вёл Юрий КОЗЛОВ

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.