Сейчас на сайте

Федеральный Арбитражный суд
 Московского округа

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№КА-А40/11820-05

г. Москва

«02» декабря 2005 г.

Дело № А40-58566/04-116-602

Резолютивная часть постановления (Заявлена «28» ноября 2005 года.

Полный текст постановления изготовлен «02» 2005 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа

 

в составе:

председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.

судей Кирдеева А.А., Нижегородова С.А.

при участии в заседании:

от истца - Гамольский П.Ю. - дов. от 24.11.2005, Семионкина И.Л. - дов. от 10.08.2005

от ответчика - Кузнецов К.Е. - дов. от 23.06.2005 № 01-03с/39135

рассмотрев 28.11.2005 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС

России № 3

на решение от 31.05.2005

Арбитражного суда г. Москвы

принятое судьей Терехиной А.П.

на постановление от 16.08.2005 № 09АП-8434/05-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда

принятое судьями Поповым В.И., Якутовым Э.В., Пронниковой Е.Д.

по делу № А40-58566/04-116-602

по иску (заявлению) НП «Форум-2001» о признании решения недействительным к ИФНС России № 3

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческое партнерство по проведению общенациональной встречи некоммерческих организаций «Форум-2001» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России № 3 по Центральному административному округу города Москвы от 19.01.2004 № 03-16с/244-229-271-4, которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговый орган 2 296 справок по форме № 2-НДФЛ о доходах физических лиц за 2001-2002 года в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ в общей сумме 114 800 руб., пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу за ноябрь, декабрь 2001 года в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый не представленный документ в общей сумме 100 рублей, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 337 985, 40 руб., пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату сумм единого социального налога в результате занижения налоговой базы за 2001 год, в виде штрафа в размере 579 839, 95 руб., Обществу предложено в добровольном порядке в пятидневный срок с момента получения решения перечислить суммы налоговых санкций, пени за несвоевременное исполнение обязанности по исчислению и уплате в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.11.2001 по 19.01.2004 в сумме 265, 48 руб., своевременно не исчисленный единый социальный налог за 2001 год в размере 2 899 199, 71 руб., пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате единого, всего 5 408 366, 39 руб., налогоплательщику также предложено представить в налоговый орган справки о доходах физических лиц по форме № 2-НДФЛ за 2001, 2002 года, расчеты по авансовым платежам по ЕСН за ноябрь, декабрь 2001 года, налоговую декларацию по ЕСН за 2001 год. внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.05.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2005, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку налогоплательщик не относится ни к одной из категорий, указанных в ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации, выплаты производились в интересах проводимого Форума в соответствии с целями и задачами Партнерства, определенными в Уставе, для проведения которого и было создано данное партнерство, в связи с чем у него отсутствовала обязанность по исчислению и уплате ЕСН с сумм компенсационных выплат по оплате проезда участникам Форума и оплате проживания в гостинице, а также обязанность по предоставлению расчетов авансовых платежей по ЕСН.

Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, в удовлетворении требований отказать, так как налогоплательщиком в нарушение ст.ст. 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации не удержан налог на доходы физических лиц, полученных в 2001, 2002 годах участниками Форума в виде оплаты проезда и проживания в гостинице, не исчислен ЕСН в 2001 году с выплат в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором, а именно с выплат, произведенных участникам Форума, в возмещение оплаты проезда, чем нарушены ст.ст. 23, 236, 237 Налогового кодекса Российской Федерации; в нарушение ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации не представлены также расчеты по авансовым платежам по ЕСН за ноябрь, декабрь 2001 года, налоговая декларация по ЕСН за 2001 год.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Партнерства в судебном заседании и в отзыве на жалобу возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.

Как следует из материалов дели и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с Уставом некоммерческое партнерство по проведению общенациональной встречи некоммерческих организаций «Форум-2001» является некоммерческой организацией. Партнерство создано на срок до 31.05.2002, его целями и задачами являются содействие комплексному решению проблемы становления в Российской Федерации гражданского общества, активное привлечение граждан Российской Федерации к созданию институтов гражданского общества и достижению через эти институты практических общественно-значимых результатов в решении социальных проблем, содействие реализации государственных программ Российской Федерации по формированию институтов гражданского общества, обеспечение комплексного решения организационных, финансовых, программных, правовых, информационных и иных задач подготовки и проведения гражданского Форума - общероссийского собрания представителей гражданских союзов (общественных объединений, неправительственных некоммерческих организаций), представителей всех ветвей власти (законодательной и исполнительной) и всех уровней федерального, регионального, местного) государственной власти как федерального, так и регионального уровней.

Согласно своим целям организация вправе осуществлять проведение необходимых мероприятий с привлечением различных социальных групп и слоев населения, участие в разработке и реализации российских и международных программ и проектов, проведение научных исследований, проведение праздников, спортивно-массовых и иных зрелищных мероприятий, организация и проведение конкурсов, семинаров, симпозиумов, лекций, концертов, выставок в целях привлечения внимания к проблеме гражданского общества, участие в создании телевизионных программ, публичных показов аудиовизуальных произведений на любых видах носителей по проблемам гражданского общества, учреждение наград, заказ и распространение сувенирной продукции партнерства и иная деятельность.

Партнерство создано за счет поступлений учредителей, добровольных имущественных пожертвований и взносов, других источников, не противоречащих законодательству (т. 1 л.д. 14-15).

В соответствии с целями и задачами организации налогоплательщик организовал проведение общенациональной встречи - Форум гражданских союзов Российской Федерации, которая проведена 21-22 ноября 2001 года в Государственном Кремлевском Дворце (т. 1 л.д. 36-51). Приглашенные к участию во встрече физические лица являлись представителями некоммерческих организаций, либо добровольцами, не состоящими в трудовых отношениях с представляемыми ими некоммерческими организациями.

Судебными инстанциями установлено, что участники Форума, приглашенные со всех субъектов Российской Федерации, принимали участие в заседаниях, работе круглых столов и проблемных комиссий, то есть осуществляли деятельность в Российской Федерации. Для обеспечения участия в работе Форума, проживающих за пределами города Москвы лиц, Партнерство оплатило участникам проезд и проживание в гостинице.

Указанные выплаты Инспекция оценила как доход в денежной форме в виде оплаты проживания в гостинице, в связи с чем организация должна была исчислить, удержать и уплатить налог на доходы физических лиц с доходов, полученных ими в виде оплаты проезда и проживания в гостинице, единый социальный налог с сумм компенсационных выплат по оплате проезда участникам Форума и оплате проживания в гостинице.

Удовлетворяя заявленные требования суды пришли к обоснованному выводу о том, что налогоплательщик не относится к какой-либо категории налогоплательщиков, указанных в ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку компенсационные выплаты за проезд и проживание в гостинице производились в интересах проведенного Форума в соответствии с целями и задачами Партнерства, определенными в Уставе, для проведения которого и было создано данное партнерство, что свидетельствует об отсутствии исключительно личного интереса

физических   лиц   и   соответственно   об   отсутствии   личного   дохода, подлежащего налогообложению.

Таким образом, у налогоплательщика отсутствовала обязанность по исчислению и уплате ЕСН, налога на доходы физических лиц с сумм компенсационных выплат по оплате проезда участникам Форума и оплате проживания в гостинице.

Поскольку Партнерство не является плательщиком указанных налогов, оно не должно было в соответствии со ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации представлять расчеты по авансовым платежам по ЕСН за ноябрь, декабрь 2001 года, налоговую декларацию по ЕСН за 2001 год.

В соответствии с ч. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259 и 276 настоящего Кодекса предельные допустимые сроки для восстановления.

Суд первой инстанции обоснованно признал срок пропуска подачи искового заявления уважительным, приняв во внимание те обстоятельства, что организация находилась на стадии ликвидации, и в связи с проведением проверок в отношении нее не имела доступа к полному объему документации для составления искового заявления, а также то, что у налогоплательщика отсутствовал текст решения налогового органа.

Довод Инспекции о том, что указанные причины пропуска срока являются необоснованными, не принимаются судом кассационной инстанции во внимание.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.05.2005 по делу № А40-58566/04-116-602 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 16.08.2005 № 09АП-8434/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России № 3 по г. Москве без удовлетворения.

 

Председательствующий

Э.Н. Нагорная

Судьи

А.А. Кирдеев

 

С.А. Нижегородов

 





Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.