|
Умер Галич...
Материал для Альманаха-77
Предисловие
В декабре 1977 года я
приехал в Москву, чтобы продолжить работу над Альманахом-77. Этот
визит совпал со смертью Александра Галича, и на квартире Петра
Старчика состоялся концерт в память этого выдающегося
барда-диссидента. После концерта я остался, чтобы договориться со
Старчиком о сотрудничестве, он дал мне для Альманаха две свои песни,
которые я слышал прежде и которые мне очень нравились: «Сосна»
на слова Стуса и «Как тысячи других» на слова Ткаченко.
Он же рекомендовал мне поговорить о сотрудничестве с Абрамкиным и
Лиятовым (о котором знал только, что он одессит). Но поскольку я
ожидал, что первый номер Альманаха может появиться в ближайшие
месяцы, мне хотелось открыть его материалом о Галиче. Запись рассказа
Галича о его поездке в Норвегию мне показалась совершенно адекватным
материалом – интимным и, так сказать, от первого лица. Старчик
сомневался: уж очень плохой по качеству ему казалась запись. Но я
убедил его с ней расстаться.
Работа по расшифровке
оказалась и впрямь непростой. Но мне не хотелось изымать темные
места, хотелось оставить все так, как это было в жизни, со всеми
недостатками устной речи, чтобы читатель мог «услышать»
живой, а не бумажный текст. И я расшифровывал ленту в течение
нескольких недель. Утром, идя по делам, я прокручивал в голове фразы
с непонятными словами, и некоторые из них вертелись в голове много
дней, пока вдруг меня не осеняло. Иногда это было такой радостью, что
я бросал дела и бежал к магнитофону, чтобы убедиться в правильности
озарения. Когда расшифровка была окончена, я мог гордиться своей
работой. Но, увы, два или три слова так и остались непонятыми.
Читатель увидит, что в
записи был перерыв – что ж, другого варианта у меня не было. Я
попытался сохранить то, что сумел достать.
В.Игрунов
Александр Галич о Норвегии
- Александр Аркадьевич,
если вы не устали, расскажите нам о Скандинавии, мы все это запишем и
будем всегда это крутить и вспоминать. Еcли
вам трудно, то в следующий раз.
- Нет, я могу
рассказать. Я попал в эту страну как пижон-кинематографиcт.
Много лет тому назад, в 61 годy. И ничего
еще не сочинял. Я сочинял ужасные сценарии и очень плохие пьесы. Нет,
я сочинял в то время и хорошие пьесы, но хорошие мои пьесы запрещали,
они не ставились. Но, так сказать, я был вполне модным и
благополучным кинематографистом, и в числе небольшой группы из 5-ти
человек мне довелоcь попасть в Норвегию. И
вот, я вам должен сказать, м-м... что там была мистика. Если у вас
есть уже пленка, то тогда я расскажу о мистике.
У меня было очень
трудное лето. В общем, я, так сказать, человек довольно покладистый и
легкий, но иногда у меня бывают тяжелые периоды, когда я сам себе не
рад, а уж тем более не рады окружающие.
И вот однажды я шел в
рассуждении сильно выпить. Шел я по Арбату, а на Арбате еще тогда
существовал тот самый комиссионный антикварный магазин. И вот у меня
было 50 рублей. В то время это было совсем немного, это не нынешние,
это пятерка была. Ну, в общем так, купить свои поллитра и идти домой
с этой поллитрой у меня была полная возможность. И вот я вдруг вошел
и увидел вот такую маленькую пепельницу. И чем-то она мне показалась
необыкновенно прекрасной. Я не знаю, что меня в ней пронзило –
она была черненькая такая, невидная из себя, но что-то мне показалось
необычайным в этой пепельнице. И она стоила 4 рубля 25 копеек. Я
думаю: "Что ж мне делать, братцы?" Потом я решил: "Ну,
кто-нибудь мне поднесет, в общем. Я там приду, значит.., помолюсь
кому-нибудь, поплачусь... Куплю-ка я сe6e
эту пепельницу". И я ее купил. Я купил, поставил на свой стол и
долго облизывался. Потом прошло время, я уехал.
Там было написано
что-то "Xанд пайнтинг" - значит
от руки расписанная чего-то там, и какой-то, в общем, еврей... типа
фамилия была Ставангер. Ставангер, вот он, значит, расписал это дело
от руки. Больше ничего. Там такая рыба была, такая символическая рыба
написана. Это – в самом деле.
И потом я случайно
попал в Норвегию, мы приехали в Осло, нас было пять человек, и
началось все прекрасно. Мы приехали...
Это очень старомодный,
прекрасный по старомодности город. И вот первое впечатление было
такое… Мы поехали за город, на киностудию. Мы ехали мимо вилл,
которые стоят вдоль дороги. Заборов там нет, заборы только у
кинозвезд, там, у Биби Андерсон, которая живет в Норвегии, а не в
Швеции – вот у нее есть забор, а у остальных заборов нет. Но у
них стоят такие высокие лавки. Так ведь, в общем, я, человек не
маленького роста, даже подумал, что мне надо было бы подпрыгивать для
того, чтобы сесть на эту лавку. И я спросил у нашего сопровождающего:
"Что это за лавки, странные высокие лавки?" "Ну, какие
же это лавки? Это не лавки". Я сказал: "А что это такое?"
"Ну, это лотки, - он сказал,- ну, утром хозяйки выносят, там,
конфеты, остатки, там, тортов, которые ели на ужин или фрукты,
которые поспевают, вот, дети идут в школу - они могут это брать.
Зачем же им лазить-то?"
Вот это была Норвегия.
С этого для меня началось ощущение Норвегии. А потом нас повезли на
юг... через город... с еврейской фамилией Ставангер в Берген. И я
выяснил, что просто Ставангер – это город, где делаются эти
пепельницы. Где делается вся эта замечательная керамика. И потом я
увидел Берген. Я увидел могилу Грига, на которой написано не так, как
написано у нас на памятнике Гоголю: "Гоголю - советское
правительство" (выяснилось, что, значит, только они имеют
взаимоотношения с этим писателем)... А там просто такой фиорд у дома,
и там над этим фиордом, в скале, покачивается гроб. Он так немножко
покачивается на цепях, потому что там всегда с фиорда дует ветер. И
там просто написано: "Григу - Норвегия".
И потом, там еще нет
уличного движения. Там просто ездят все, как попало. Но paз
в день, в 3 часа дня, когда расходятся школы, то происходит
следующее: значит, какая-нибудь кникса с курносым носом выходит (они
все очень смешно одеты - они такие, как гномики, тролли – такие
колпачки и очень яркая интенсивная одежда: синие штаны, красные
свитера, белые сапожки резиновые), вот такая выходит, у нее
церемониймейстерская лента через плечо, она выходит так и
останавливает движение. И все машины стоят, как вкопанные – это
расходятся школы домой. Да. Осло все бежит домой. Все дети Осло бегут
домой. Вот такая это страна.
Вот, я хочу
суммировать. Я подумал, что, вот, действительно это страна, как я уже
вам сказал, маленькая, прижатая к морю, три с половиной миллиона
населения, такая узенькая полосочка, полумесяц, дали миру: Ибсена,
Гамсуна, Нансена, Грига, Торвальдсена... Что-то там было в этой
стране, вот такое что-то... В самой ее сути...
-... Гамсун... А вы не
знакомы с вдовой Исайи Добровейна
- Нет.
- Нет?
- Нет.
- Она там живет.
- Ну, я знаком... Я,
вот... И вот там еще занятная история. В Бергене замечательный музей
живописи. Восхитительный совершенно. И он ни на что не похож, потому
что норвежцы, кстати, почти как англичане, очень мало давали
репродуцировать своих художников. Когда я, пардон, обратно же, был,
значит, в Лондоне, в Тейт Галери, то когда я вошел в зал Тернера, то
я просто понял, что мы не имеем понятия, что это зa
художник. Величайший, гениальный художник. И что это ни на что не
похоже. Тернер. И Уистлер ни на что не похож, когда... (он сам
вполовину американец, вполовину англичанин – но большинство его
работ там). Но Тернер совершенно не похож, просто нельзя представить
себе что это такое, это чудо совершеннейшее. И вот, у норвежцев такой
же музей в Бергене художников, имен которых мы вообще не знаем,
потому что их не продавали, не репродуцировали никогда. И вот это –
волшебные художники.
И вот там, я хожу по
этому самому музею, значит, мои кинематографисты не пошли,
естественно, они народ культурный, чего им в музеи ходить, они свое
дело знают, они пошли в шопинг заниматься, так оказать, а я,
все-таки, как дурак, пошел в музей. Хм-хм... И вот, я хожу по этому
самому музею, с сопровождающим мы ходим вдвоем, и я вижу портрет
безумно красивой женщины. Такая прекрасная курносость, такая
волшебная золотоволосость – ну, просто прелесть! Я говорю: "Кто
такая?", я говорю: "Что это такое?" "Портрет
актрисы". "Ну какой актрисы?" – говорю уже с
тайной мыслью не познакомиться ли – может, приедем в Осло
значит,.. скажу, вот он, значит, человек из Советского Союза, желал
бы... значит... "Да, – говорит, – по-моему, просто
портрет актрисы". "Ну, как фамилия актрисы?" Говорит:
"Я не знаю".
Мы потом с ним ходим,
ходим, ходим, ходим долго. По музею. И потом мы с ним выходим, и уже,
значит, я с ним прощаюсь, он мне дарит на прощанье каталог. Я
открываю на этой странице, при нем же открываю, смотрю и говорю:
"Портрет актрисы, да". А он говорит: "Знаете... герр.
Портрет раньше назывался иначе, он сейчас называется так". Я
спрашиваю: "А как он назывался?""Он назывался портрет
госпожи Гамсун". Я говорю: "Ах, вот как!.. А почему ж вы
его переименовали?" Он говорит: "Знаете... ну, в общем...
вы знаете, что мы все отправили книги ему обратно на его мызу, когда
он стал... с гитлеровцами... Ну, он, конечно, был старый человек, не
надо его так строго судить, но... для того, чтоб не было вот таких
лишних вопросов, мы переименовали этот портрет".
Понимаете, это
маленькая страна, у которой есть великий, просто великий писатель
мира, – они стесняются, потому что он немножко чего-то не так
сделал, понимаете? А мы вон сейчас печатаем речь Шолохова к
избирателям, туды его мать,.. но не надо меня возвращать на землю!
Хм-хм...
- Александр
Аркадьевич...?
-... эквивалента почти
пяти килограммов бензина, потому что они дотируют все. Пожалуйста,
куришь, ты балуешься, сукин сын, ты желаешь, понимаешь, это самое…
– плати! А апельсины, фрукты нужны всем, и детям, и старикам,
больным нужны. Это нужно чем-то дотировать. У них ничего этого своего
нет. Им нужно все ввозить. Они... ... в счет колониальных налогов.
- Александр
Аркадьевич... ..?
- Это маловато, в
общем, маловато. Нет, жить-то можно все равно прекрасно, но это
маловато, конечно... Для наших мечтаний там размиллионериться, ничего
этого не выйдет. Там размиллионериться нельзя. Там Тур Хейердал
переехал жить в Италию. Да. Потому что там прогрессивная система
налогов, и поэтому с последней его книги, – не с "Кон-Тики",
а со второй его книги, я забыл, как она называется, – он уже
должен был платить государству: не то что он получал гонорар, а он
уже должен был им выплачивать с нее еще чего-то.
... - Поэтому вы хотите
ехать в Англию или во Францию?
- Нет, я хотел работать
там... Я хочу работать там. Я хочу работать в Англии и во Франции. У
меня там и там есть два предложения. А жить-то можно и там...
- Ну конечно! А что за
работа? Писать какой-то сценарий?
- Нет, там работа у
меня очень хорошая. Работа там дивная. Там работа у них.... такой
есть "ПЕН-эдишн", это издательство ПЕН-клуба, который будет
издавать 80-томное издание искусств стран мира 20 века, причем они
включили в это издание только три раздела: музыка, поэзия и кино. И
там, это самое... борд директоров. Когда была предложена моя
кандидатура для составления двух советских томов, они все
проголосовали единогласно, поскольку они считали, что я имел
отношение ко всем трем этим жанрам, что я буду
редактором-составителем этих двух томов. И при этом я буду принимать
участие и в остальных томах там... в качестве консультанта и так
далее. Вот. А ПЕН-клуб Франции, он избрал меня советником...
- Так это было уже
полгода тому назад...
- Нет, это они избрали
меня членом, а теперь меня избрали советником. Это тоже
оплачиваемая... это, в общем, вроде члена президиума, оплачиваемая
должность, тоже советник по вопросам советской литературы, того, чего
им надо переводить и с чем им надо знакомиться... советовать.
- Вы им посоветуйте...
- Я им посоветую...
кое-чего. Хм...
- Что вас сейчас
держит?
- Меня сейчас держит
исключительно что – советская власть. Больше ничего. Хм-хм.
- Не пускают?
- Пока нет... Пока нет,
не пускают...
- Вас трудно, конечно,
не выпустить: член ПЕН-клуба...
- Мало ли чего, чихали
они на меня как на члена ПЕН-клуба. А у нас очень смешно. У нас члены
ПЕН-клуба все время "на троих"... У нас было так –
был Тошка Якобсон, потом был Володя Максимов и я. Трое. Тоша Якобсон
уехал - избрали Леву Копелева. Леву Копелева избрали, как уехал
Володя Максимов. Уехал Володя Максимов - избрали Володю Войновича.
Значит, у нас все время... мы на троих все время можем как члены
ПЕН-клуба...
……….
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|