Сейчас на сайте

В.В. ИГРУНОВ. Выступление на научно-практической конференции в Степанакерте. Май 2008 года

Может ли Карабах обрести независимость?

 

Проблема Косово открыла новый этап в осмыслении признания так называемых самопровозглашенных государств и открыла множество дополнительных возможностей для таких государств, как, например, Нагорный Карабах. Это четко осознается в Москве, и Москва, более чем любая другая столица мира, может апеллировать к теме Косово. Вместе с тем надо сказать, что в Москве обсуждаются проблемы Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, но категорически не обсуждается проблема Нагорного Карабаха. Это кажется довольно странным, потому что Нагорный Карабах более чем какое-либо другое государство заслуживает использования прецедента Косово. Более того, в некоторых отношениях Нагорный Карабах имеет целый ряд преимуществ перед Косово. С одной стороны, как и в Косово, в Карабахе налицо явное этническое доминирование и давняя проблема межэтнических столкновений. Речь идет не только о столкновениях 80-90-ых годов, но и о гораздо более глубоких проблемах. Это и память о геноциде 1915-ого года, и в этом смысле здесь наличествует то же самое, что и в Косово, но есть и другие факторы: с одной стороны  независимость Нагорного Карабаха была достигнута собственными силами, а не оккупационными войсками, как в Косово и государство строилось также теми, кто завоевал эту независимость, а не под протекторатом международных организаций. Кроме того, если о Косово можно говорить об относительно новом в этническом плане, населении, то Нагорный Карабах обладает многовековым автохтонным населением, и в этом смысле еще больше может рассчитывать на учет своих прав международным сообществом, чем Косово. Более того, используя такой замечательный прецедент Нагорного Карабаха, Москва могла бы открыть для себя путь признания и других государств: прежде всего это касается Осетии. Тем не менее, несмотря на наличие как бы таких благоприятных обстоятельств, именно Нагорный Карабах не входит в набор приоритетов России, и, более того, даже в повестке дня не стоит вопрос признания Нагорного Карабаха. Почему же это так? Здесь играют роль стратегические геополитические интересы России. Прежде всего надо говорить об отношениях, сложившихся в мире на сегодняшний день, о подходах, которые существуют сегодня. Международное сообщество, прежде всего западные страны, совершенно не готово признать Нагорный Карабах, как и любые другие новообразованные государства на постсоветском пространстве. И любые шаги России, которые будут сделаны в этом направлении, безусловно, будут интерпретироваться международным сообществом как агрессивная политика, политика по восстановлению Советской империи. И, естественно, они встретят жесткое сопротивление прежде всего со стороны Запада.

На пути признания независимости Нагорного Карабаха, если речь идет о ближайшем будущем, неизбежно встает вопрос признания независимости Нагорного Карабаха Арменией. Однако, это  приведет к целому ряду последствий. С одной стороны, будут выработаны серьезные санкции против Нагорного Карабаха и Армении, и та блокада, в которой находятся эти два государства, только усилится. Грузия вынуждена будет, под давлением своих западных патронов, ограничить перемещение товаров и людей через свою территорию на территорию Армении. Азербайджан также прервет, или, во всяком случае, в значительной мере изменит условия сотрудничества с Россией, откорректировав их в пользу НАТО.

Блокада Армении и Нагорного Карабаха по Кавказскому хребту станет абсолютно непроницаемой (это касается также других границ Черного моря, Каспийского моря). Это сделает весьма затруднительными отношения России с Арменией и Нагорным Карабахом. У России останется возможность экономического сотрудничества с Арменией и Карабахом только через территорию Ирана. Это касается и других государств. Других реальных коммуникационных возможностей не будет. Хотя Россия уже предпринимает определенные шаги по созданию железнодорожной сети через Казахстан, Туркмению, Иран, тем не менее, такая экономическая поддержка крайне дорогостояща. Санкции против Армении и Нагорного Карабаха затронут экономическую сферу, и экономика этих стран будет сильно подорвана, особенно, если учитывать рост цен, прежде всего на энергоносители. В этом случае вряд ли Россия сможет реально поддерживать Нагорный Карабах и Армению, в то время как на сегодняшний день состояние Армении и НКР далеко не самое благополучное.

Из недавних событий видно, что значительная часть населения Армении тяготится карабахской проблемой. Оппозиция уже разыгрывает эту карту, отмечая, что неурегулированность проблемы Нагорного Карабаха мешает Армении двигаться вперед. Многие считают, что, улучшая отношения с Западом, Армения получит прямой выход в Европу через Турцию, и это сильно улучшит ее экономическое положение. Поэтому не исключено, что вслед за признанием Нагорного Карабаха для Армении наступят трудные времена. Нет никакой уверенности, что в Армении настроения изменятся настолько, что новая власть сумеет изменить стратегию поведения в отношении Нагорного Карабаха и Запада. Не исключено, что Армения может пересмотреть свой курс, избрать ориентацию на снижение напряженности между Арменией и Западом за счет уступок по Карабаху, в том числе, взять курс на вхождение в НАТО, курс на отказ от поддержки Нагорного Карабаха. Такая стратегия вовсе не исключена, и тогда все усилия России, которые были бы сделаны, привели бы к негативным последствиям не только для самой России, но и для Армении, и Нагорного Карабаха.

Россия могла бы пойти на признание НКР только в том случае, если бы в состоянии была отказаться от краткосрочных прагматических целей, и могла бы пожертвовать частью своих интересов для достижения этой благородной цели. В конечном итоге мир проглотил бы признание такой независимости НКР со стороны России, как проглотил признание республики Северного Кипра  Турцией. Однако результат вряд ли будет позитивным, если Армения не выдержит бремени, связанного с признанием НКР. Тогда нас ждет фиаско.

Я хотел бы задать вопрос: ”Есть ли в России политики, которые готовы отказаться от прагматических интересов, действовать в течение десятилетий в ущерб собственной выгоде ради изменений геополитической ситуации, ради изменений стиля мировой политики?”. Таких сил в России на сегодняшний день нет. Самая главная тенденция заключается в том, что у России, как и у общества, нет выработанной позиции относительно не только Нагорного Карабаха, но и вообще нет совокупности стратегий движения в будущее. Общество России стремительно провинциализируется, и вместо имперской нации, которая думала о достижениях тех или иных целей в мировом масштабе, мы получаем национально-ограниченную нацию,  которая заботится о достижении прагматических интересов и о выгоде нации на сегодняшний день. И политическая элита России плоть от плоти, кровь от крови своего народа.

Сегодня в политической элите  России наблюдаются две линии, которые являются разным выражением этой провинциализации: это либерально-прозападническая линия и так называемая державно-патриотическая линия. Политики либерально-прозападнической линии исходят из того, что «Россия такое же государство, как и все», что Россия не должна вести никакой самостоятельной политики. Она должна вписаться в «мировое сообщество», т.е., вести себя так, как этого желают США, Великобритания и их союзники. И наилучшие отношения с Западом помогут России вписаться в это единое пространство, получить все дивиденды от продажи своих ресурсов и безбедно существовать.

Державно-патриотическая линия формулирует проблему иначе: давление США и Запада интерпретируются как стремление западных стран разрушить Россию, или, по крайне мере, ослабить ее, а поэтому Россия должна вести свою собственную линию как внутри западного сообщества, так и в мировом масштабе. Но при этом патриоты-державники видят возрастающую опасность со стороны Китая. Очень опасаясь Китая, эта державно-патриотическая линия при всем том считает, что Запад все-таки является лучшим союзником, и имеет смысл, играя на западных противоречиях, тем не менее, торговать с Западом и – опять же - получать дивиденды от своего сырья.

В этом сходства и расхождения двух названных линий, но представители обеих линий считают, что можно пожертвовать интересами любых постсоветских образований, будут они признанными или непризнанными государствами, для того, чтобы получить наилучшую возможность для извлечения доходов от своих ресурсов. В этом случае и для одной и для другой линии Нагорный Карабах является обузой. И ни та, ни другая линия не будет нацелена на выполнение гуманитарной миссии, на достижение моральной цели, которую могло бы поставить перед собой российское государство, и в этом смысле, конечно, не следует ожидать, что Россия будет двигаться в таком направлении.

Насколько признание своей независимости следует ожидать Нагорному Карабаху прямо сейчас? Возможно, постановка вопроса для Нагорного Карабаха должна быть иной. Добиваясь независимости и меняя общественное сознание в свою пользу, все-таки, необходимо сохранять состояние непроясненности, ожидая определенных перемен в мире, когда это станет гораздо более приемлемым для разрешения таких кризисных ситуаций. Однако, такая игра, конечно, рискованна, потому что ситуация может изменяться и в неблагоприятную сторону. Но тем не менее Россия вряд ли сможет признать независимость НКР по тем же самым чисто прагматическим соображениям, которые имеют гораздо более долгосрочные перспективы. Дело в том, что когда мы говорим о мировом равновесии, имеем ввиду  США и Запад, как вершителей мировой политики. Но этому пришел конец. США постепенно отступают на задний план, и судорожные попытки сохранить доминирование в конечном итоге обречены на провал. На арену выходят новые государства. Прежде всего Китай, Индия, а также Иран, которые будут играть чрезвычайно важную роль. Возвышение Азии на мировой арене является абсолютно неизбежным. Россия, безусловно, хотела бы сохранить союзнические отношения с Азербайджаном, по крайне мере, обеспечить его нейтралитет, для того, чтобы иметь прямые и достаточно легкие  контакты с Ираном, условия для транспортировки товаров и военно-политического сотрудничества. В этом случае она, безусловно, не сможет сделать ничего, (включая признание независимости Нагорного Карабаха), что поставило бы под вопрос длительное сотрудничество между Россией и Ираном, с учетом тех возможностей, которые открывают ему коммуникационные связи с Азербайджаном. Поэтому Нагорному Карабаху надо выработать свою линию поведения, с учетом геополитических реалий.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.