Сейчас на сайте

Раздел "Россия и СНГ"

Фрагмент передачи на радио "Голос России" с участием Вячеслава Игрунова. Ведущий Михаил Шейнкман. 23.08.2010.

Новая жизнь ОДКБ

Блок или не блок. Вот, в чем вопрос

Неформальный саммит - это как товарищеская игра. И вроде бы никакого турнирного смысла, и вроде бы главное - состав в деле проверить. А все равно ждешь результата. Ждали его и от неофициальной встречи глав государств ОДКБ в Ереване. Хотя оговаривались изначально, и, как всегда, формат не предусматривает подписания каких-либо документов, только обмен мнениями и определение перспектив. Но аналогия с контрольным матчем уместна еще и потому, что в нем тоже определяется, есть ли в товарищах согласье.

Главной темой в Армении стала ситуация в Киргизии. Это было понятно и закономерно. И потому, что в последний раз в мае в Москве главы ОДКБ обсуждали ее же. И потому, что с тех пор она лучше не стала. Может быть, несколько легитимней, но не спокойней. Сами по себе события в этой республике поставили перед альянсом почти гамлетовский вопрос. Только для этой военно-политической организации "быть или не быть" зазвучало как блок или не блок. Ведь блок, кроме того, что это союз, это еще и защита. В этой же истории она оказалась со слишком условным наклонением. Если бы, ОДКБ...

Все, что смогли - подсобить советом, гуманитарной помощью, заинтересованностью в разрешении. А в Киргизии просили вмешательства. Прямого и явного. Но барьером стали учредительные документы. Именно в этой ситуации выяснилось, что составлялись они словно специально для того, чтобы обезопасить альянс от любых предметных действий. Тех, что только и могут характеризовать организацию не только как политическую, но и как военную. Но получилось, что пока не столько блок это, сколько блокировка.

Многие после Киргизии посчитали, что ОДКБ укрылся за международными нормами. Потому и понадобился этот саммит в Ереване, чтобы оценить способность этого альянса стать по-настоящему боевой единицей. А неформальность этой встречи, по определению, должна была расположить к искренности. Ведь проще всего быть честным, когда ничего официально не связывает, даже галстуки. Это и есть тот самый подходящий момент истины, когда в закрытом режиме можно говорить все, чтобы открыть публике только то, что уже давно на уме.

И когда, по итогам саммита, президент России Дмитрий Медведев объявил о стремлении участников ОДКБ сделать организацию более эффективной, все уже без пояснений понимали, о чем именно может идти речь. ОДКБ готовит изменения в уставные документы, чтобы в дальнейшем предотвращать ситуации, подобные Киргизии.

Дмитрий Медведев: "Мы договорились о том, что к декабрю месяцу будут подготовлены предложения по изменению тех уставных документов ОДКБ, которые служат основой для нашей деятельности, для того, чтобы там появились более эффективные институты, может быть, с расширенными полномочиями".

Выходит, очевидная взаимовыгода. ОДКБ внесет вклад в нормализацию ситуации в Киргизии. А Киргизия внесла вклад в концентрацию ОДКБ. В таких случаях говорят, если бы не было ситуации, ее следовало бы придумать. Поскольку получается, что только ее ОДКБ и не хватало. Но, с другой стороны, располагай альянс инструментами для урегулирования подобных инцидентов, может быть, и до обострения в Киргизии никто бы и не додумался.

В любом случае, военный постсоветский союз изъявил желание впредь быть готовым к любым неприятностям. Пока это только желание. Но ради него уже остались вне повестки двусторонние споры и расхождения. К примеру, о российско-белорусских разногласиях, во всяком случае публично, в Ереване даже не вспомнили. Настолько они сейчас кажутся несущественными на фоне общих угроз и вызовов. Хотя и в этом контексте обострения еще возможны. В том числе, и по линии ОДКБ. Поскольку новые правила откроют боевые перспективы, но выведут за скобки условность присутствия.

После преобразований - возможно, и по образцу НАТО - уже недостаточно будет просто числиться. Именно этим сейчас характеризуется участие в организации Узбекистана, лидер которого в Армению так и не приехал. И частично Белоруссии. И дело не в том, что Лукашенко иной раз играет на своем членстве как на торговой бирже. Но и в том, что он до сих пор не снял ограничения на применение своего контингента в иной географии. А к этому, исходя из новых правил ОДКБ, тоже надо быть готовым. Естественно, в том случае, если завтра война.

Сейчас очевидно, что альянс намерен концентрировать ту самую боевую составляющую. После решения о создании Коллективных сил оперативного реагирования это уже второй принципиальный шаг на пути превращения блока в реальную силу. Все понимают, что ОДКБ должен стать инструментом хотя бы для внутреннего пользования. А не только для того, чтобы был. Как игрушечный автомат. Им можно взять на испуг. Но только единожды. А боевое ружье, если оно висит на стене, то не только для того, чтобы в итоге выстрелить, а чтобы не у кого не возникало желание этот выстрел спровоцировать.

Продолжит тему российский политолог Вячеслав Игрунов.

Шейнкман: Главный и, наверное, единственный итог неформального саммита  ОДКБ в Ереване - решение всех его участников изменить уставные документы этого блока так, чтобы он стал по-настоящему эффективным и работоспособным. Как  вы считаете, что же нужно предметно поменять, чтобы все так и получилось?

Игрунов: Для того чтобы такая организация как ОДКБ могла стать эффективной, необходимо воспринимать проблемы, скажем, Киргизии или Узбекистана, как свои собственные. И не рассчитывать на получение выгод для себя без учета последствий, которыми обернется помощь для помогающей стороны. В решении этих вопросов, конечно, никогда не следует стремиться к каким-то выгодам.

Пока на нашем пространстве, к сожалению, плохо наблюдаются такие подходы. Из-за этого, мне кажется, трудно будет реализовать или создать новую концепцию ОДКБ. Хотя она, безусловно, необходима, так как внешние угрозы, реально существующие для наших стран, все же меньше угроз внутренних.

Шейнкман: К декабрю удастся подготовить документы. Президент Медведев говорил о консенсусе, лидеры вроде бы как пришли к единому мнению.

Игрунов: Если согласие есть, если есть политическая воля менять, то перемены состоятся. Вопрос в том, насколько они адекватно будут осознаны. Например, проблема непризнанных государств. Есть и проблема Нагорного Карабаха, ее никак нельзя списать со счетов. Мы знаем, что здесь нельзя занимать односторонние позиции. И, вместе с тем, очень трудно балансировать между двумя или тремя игроками.

Так что выработать механизмы решения проблем, учета проблем разных сторон и, главное, форм вмешательства в складывающуюся сложную ситуацию - это дело совершенно не простое. И я не убежден, что окончательная форма может быть выработана так быстро. Я думаю, что если даже в декабре будет создан документ (а скорее всего, даже если он будет создан, принятие его будет отложено на более длительное время, на более поздний срок), он будет совершенствоваться еще в течение долгого времени.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.