Вячеслав Игрунов комментирует итоги саммита ЕврАзЭС для РБК. 25 января 2008 г.
«…объединение экономик в единое экономическое пространство создает предпосылки для развития практически всех отраслей экономики»
- Договор о таможенном союзе сегодня подписали только Россия, Белоруссия и Казахстан, а ряд стран, включая Узбекистан, еще не готовы это сделать. Можно ли это трактовать это как политическую неготовность этих стран объединиться в рамках ЕврАзЭс?
- Нет. Узбекистан, Киргизия и Таджикистан в принципе готовы к интеграции в таможенный союз и к дальнейшей интеграции в рамках ЕврАзЭС. По большому счету, руководители этих стран в рамках ЕврАзЭС даже были обижены, что их не подкючают к первому этапу согласования между нашими странами. Таким образом, здесь скорее есть проблемы в этапности развития ЕврАзЭС, которая видится в Москве, Казахстане и Белоруссии, чем проблемы с Киргизией, Узбекистаном и Таджикистаном.
- Согласитесь, что это очень половинчатая интеграция, и многие аналитики говорят о том, что это нежелание относительно экономически развитых России, Белоруссии и Казахстана способствовать этим странам, которые пока еще не достигли такого уровня развития.
- Я об этом и говорил. Я думаю, что альтернативы общей интеграции на постсоветском пространстве, в сущности, не существует. Мировые экономические тенденции таковы, что коридор, который образовывает современное постсоветское пространство с современной Европой и бурно развивающейся Азией – это цельное пространство, и оно может развиваться только как единая система. Поэтому я думаю, что как Белоруссия, Россия и Казахстан, так Узбекистан, Киргизия и Таджикистан заинтересованы в этой интеграции. Здесь проблемы чисто технические на сегодняшний день. Конечно же, есть небольшие политические проблемы, но они устранимы. Они не являются критическими в решении этих вопросов.
- Т.е. препятствий определенных нет?
- Я не вижу серьезных препятствий для реальной интеграции всех названных стран в течение относительно короткого времени. Понадобится, может быть, 5-6 лет для того, чтобы эти страны были плотно интегрированы.
- Просто поскольку три страны уже плотно интегрированы и сегодня были названы реальные сроки: через два года должен заработать таможенный союз. Об этом говорили давно. Какую выгоду он может принести России? И действительно ли он заработает через два года и в каком объеме?
- Наличие таможенного союза выгодно всем трем странам. Сегодня есть проблемы с конкурентоспособностью разных предприятий в разных странах. Сегодня функционирует разное законодательство, разная налоговая система и так далее, и поэтому только создание таможенного союза не решит наших проблем. Необходимо гармонизировать наше законодательство и в других сферах. Но в случае, если такие решения будут приняты и заработает Единое экономическое пространство, неотъемлемой частью которого, безусловно, является Таможенный союз, это сыграет важнейшую роль в росте конкурентоспособности наших предприятий. А что касается России, учитывая ее наиболее продвинутый уровень экономики по сравнению с Белоруссией и даже Казахстаном, то российский бизнес, конечно, получит дополнительные возможности для своего развития.
- На территории эти стран?
- Речь идет о том, что Россия получит дополнительные возможности для своего развития как на территории Белоруссии и Казахстана, так и на мировой арене. Особенно это важно сейчас, когда рецессия в мировой экономике обрисовывается достаточно явственно.
- Какие сферы могут получить наибольшее развитие? Ведь как Белоруссия, так и Россия и Казахстан на нефти и газе не очень сильно завязаны?
- Нет, и Белоруссия, и Россия, и Казахстан завязаны, в том числе, на нефти, на нефтепереработке.
- Но Россия не является основным поставщиком нефти в Белоруссию.
- Да, не является. Но речь идет не об этом. Речь о том, что транспортировка товаров через Россию, Белоруссию, Казахстан упирается в определенные ограничения, т.е. в определенные тарифные сложности по транспортировке. И сегодня, когда Казахстан, Россия и Белоруссия представляют собой очень удобный коридор для транспортировки китайских товаров, совершенно необходимо развивать железнодорожную и автомобильную сеть при единых тарифах, чтобы эта транспортировка была простой и дешевой. Это один из вариантов развития. Кроме того, речь идет и об энергетике, и о машиностроении и сельскохозяйственном производстве. Как Вы говорили, на нынешнем ЕврАзЭС было сказано о том, что Таможенный союз – это только первая ступень. Так вот, я думаю, что объединение экономик в единое экономическое пространство создает предпосылки для развития практически всех отраслей экономики. Исключений здесь на сегодняшний день я, по крайней мере, не вижу.