На вопросы газеты "Иравунк" ответил бывший заместитель председатель комитета по делам СНГ Госдумы РФ Вячеслав Игрунов. 16 октября 2006 г.
<Кавказский треугольник>
- Сегодня трудно сказать, какими будут последствия кризиса в российско-грузинских отношениях. То, что долго так продолжаться не может, для меня очевидно. По всей видимости, в течение ближайшего года решение будет найдено, что окончательно и сформирует определенные отношения на Южном Кавказе. Неуемное стремление Грузии в НАТО изолирует Кавказ, что окончательно блокирует Армению. Хотя, думаю, есть и другой путь развития. То, что президент Саакашвили предпринимает в отношении России неадекватные шаги, сегодня очевидно даже для Европы. И это обстоятельство способствовало резкому спаду рейтинга Саакашвили, особенно в кругах европейской политической элиты. И сегодня она довольно критически относится к президенту Грузии и ищет пути снижения его агрессивности. Даже в США, которые использовали Саакашвили и подтолкнули его к конфронтации с РФ, группа авторитетных политологов требует изменить к нему отношение.
- К чему может привести дальнейшее углубление холодной войны между РФ и Грузией?
- В таких обстоятельствах не исключаю, что экономическое положение Грузии еще больше усугубится. Вероятно, именно это обстоятельство вызовет изменения в проводимой грузинской стороной политике и приведет к тому, чтобы Россия и Грузия искали решения за столом переговоров. Однозначно, что самой уязвимой стороной в течение года будет Армения, поскольку у Грузии есть выход к Черному морю, у нее превосходные отношения с Турцией и Азербайджаном, и у нее есть выход на международный рынок. В то время как у Армении единственная связь с внешним миром - через Иран. Причем Иран причисляется к числу стран-"изгоев", и на него огромное давление оказывается со стороны США. Думаю, подобное давление увеличит интерес Ирана к Армении и, по всей вероятности, вынудит его пойти на шаги, которые Армения должна будет счесть весьма выгодными.
- Какими, на ваш взгляд, могут быть эти шаги?
- И предоставление транзитных путей, и обеспечение энергоносителями. Иран, во всяком случае, такие намерения имеет. Надо учесть, что в вопросе Ирана сверхдержавы разделены на две группы: в одной Китай и Россия, в другой - США и частично их европейские союзники. Думаю, что Россия будет вынуждена способствовать развитию армяно-иранских отношений. Этим Россия опосредованно поможет Армении. Насколько такая политика будет продуктивной - пока затрудняюсь сказать.
- В чем заключается сложность?
- Для того чтобы дать полноценный ответ, обратимся к вопросу Верхнего Ларса. Очевидно, что то, что там происходило, было направлено против Грузии, но от этого пострадала, в частности, Армения, поскольку у нее нет дорог. Что должна была предпринять российская дипломатия? Понимая, что были предприняты не те шаги, Владимир Путин был обязан провести консультации с Робертом Кочаряном. Или же проблема должна была быть обсуждена на уровне МИД двух стран. То есть Армению надо было подготовить к этому шагу. Например, каким-то образом дать возможность перевозить грузы. Может, для России был важен фактор неожиданности? Даже в таком случае Армения должна была быть предупреждена, чтобы удар не был столь чувствителен. К сожалению, Россия так не поступила, и мы обязаны это признать. И сегодня трудно сказать, в случае углубления кризиса с Грузией, Россия вновь так грубо сработает. Конечно, было бы желательно, чтобы методы были откорректированы, но пока не чувствуется, что Россия вынесла необходимые уроки из своих ошибок.
- 16 августа 2006 года первая полоса "Независимой газеты" была озаглавлена "Кочарян больше не интересен Москве". По-вашему - это позиция официальной Москвы или газеты?
- Скажу так. Нынешнее руководство РФ думает только масштабными категориями. Мы гигантская страна, и нам необходимы крупные завоевания. Оборот в нашей стране обусловлен продажей газа, нефти, металла. Это крупные товары. Что касается Армении, то это маленькая страна, и оборот у нее небольшой. И, честно говоря, наши расположенные в РА военные базы не столь уж важны для России. Видимо поэтому Армении не уделяется должного внимания. Большие люди думают о больших делах. А упомянутое невнимание в итоге приводит к таким ситуациям, которые последовали закрытию Верхнего Ларса. В этом шаге не было никакой логики.
- То есть и напечатанное в газете ничего не означает?
- Это всего лишь частное мнение "Независимой газеты". Но с точки зрения РФ ничего не изменилось. А это не означает, что Армения больше не интересует Россию. Армения на Южном Кавказе остается на сегодня основным союзником России. Но беда в том, что Армения так и не может оказать России серьезную поддержку, и потому удостаивается довольно скромного внимания. Не исключено, что дальнейшее обострение российско-грузинских отношений заставит пересмотреть армяно-российские отношения. РФ, по всей видимости, проанализирует, что она может сделать с помощью Армении, какое влияние может оказать Армения на создавшуюся ситуацию. К сожалению, не исключено, что в таком случае речь может пойти об обострении конфликта. Не сказал бы, что это правильный подход. Тем не менее, не исключаю, что интерес к Армении повысится.
- Надо ли понимать, что кризис в российско-грузинских отношениях в каком-то смысле на руку Армении?
- Такие предположения неверны. В ближайшее время, как я уже сказал, кризис обострится. А это означает, что резко сузятся, если не закроются вообще, транзитные пути, связывающие Армению с Россией. В конце концов, нельзя сказать, чем ответит Саакашвили на прекращение авиаперевозок. Мы не знаем также, как на ответные шаги Грузии откликнется Россия. Следовательно, транзитные пути могут быть полностью перекрыты. А это обусловлено также армяно-грузинскими отношениями. Факт, что отношения эти не теплые, хотя и не враждебные. Не исключено, что Россия обострит ситуацию до такой степени, что ухудшатся и армяно-грузинские отношения. Следовательно, нельзя сказать, что нынешние процессы выгодны Армении. Но если у России есть далеко идущие планы и она думает сохранить имеющийся в Армении свой плацдарм, то она должна искать пути решения армянских проблем.