Сейчас на сайте

Многие киевляне все хотят сегодня назвать украинским. И княгиня Ольга - украинка, и князь Владимир - украинец. На самом деле Киев - был центром Русского Мира

Вячеслав Игрунов для Part.org.uа
24.06.2000

Интервью с депутатом Государственной Думы России и заместителем Председателя Объединения "Яблоко", которое он дал во время проведения круглого стола "Украина между Россией и Западом Стратегия на начало 21 века"

Part.org.uа В русских патриотических кругах есть такой термин триединая русская нация. Можно ли свести понятие русский народ только к великороссам или это три русских народа?
В.И. Я должен сказать: это очень серьезный вопрос. Вы у меня спрашиваете, как у политика, а я как политик Вам не могу ответить, потому что это не дело политиков. Это более отвлеченная проблема. В свое время я писал о "Русском Мире". Не о русской нации, подчеркну, а о "Русском Мире". Я имею в виду то пространство, где формировалась наша восточно-европейская цивилизация. Писал я об этом два десятка лет назад, сейчас трудно это все восстановить в подробностях. К тому же, говорить о "Русском Мире" в Киеве трудно, хотя именно Киев является центром этого Русского Мира. Трудно потому, что многие киевляне все хотят сегодня назвать украинским. И княгиня Ольга - украинка, и князь Владимир - украинец. На самом деле, повторю, это был центр Русского Мира. В этом мире формировались различные этносы, в том числе белорусский и украинский. Конечно, они отличаются друг от друга. Более того, западные украинцы отличаются от восточных. Скажем, Надднепрянская Украина и Галиция - во многих отношениях совершенно разные. Во всяком случае, в культурном отношении. Могу сказать, что этот вот Русский Мир включает в себя не только русских, белорусов и украинцев. Он включает и литовцев, которые на протяжении долгого времени, нескольких веков, были организаторами этого Мира, включает и татар. Они вовлечены в генезис этой цивилизации. Поэтому я бы не стал сейчас говорить, что это единая нация. Нет, я думаю, что в Русском Мире существуют разные этносы, а о разных нациях, в европейском смысле этого слова, пока трудно говорить. Их становление еще не произошло. Но мы все принадлежим к одной цивилизационно-культурной платформе, и в этом смысле мы, конечно, ближе друг к другу, чем скажем к полякам, румынам или еще кому-нибудь.
Part.org.uа Вам известно, что большинство населения Украины говорит по-русски? Вы знаете, что в принципе украинское правительство ущемляет права тех, кто считает русский родным для себя языком? Скажите, будут ли какие-либо инициативы от фракции "Яблоко" или от Государственной Думы России, чтобы воздействовать на правительство Украины?
В.И. Несколько лет назад, когда должен был рассматриваться законопроект о функционировании языков в Украине, четыре человека - Явлинский, Лукин, я и Иваненко - направили всем депутатам Верховной Рады письмо с протестом против принятия законопроекта, который предполагал дискриминацию русского и других
языков. Мы высказали свои соображения о том, что нельзя принимать закон, который фактически предоставляет монополию украинскому языку. Там все остальные языки исключались даже из компьютерной сети. Если бы он был принят, то невозможно было бы общаться на ином языке, кроме украинского. Нельзя было бы в бизнесе, в организациях использовать русский язык и вообще всякий другой, кроме украинского. И этот законопроект был отозван. Так что кое-что мы делали. Делаем мы и сейчас. Предпринимаем какие-то шаги в связи с политикой, которую ведут г-да Жулинский, Драч и другие.
Part.org.uа Какие шаги?
В.И. В некоторых случаях публичность может повредить этой работе. Нам главное - достичь результата. Но лично я сделал все, чтобы Путин был в курсе этой проблемы, чтобы он, будучи здесь на Украине, обратился к этой теме. К сожалению, то, что было сделано, недостаточно.
Part.org.uа Как один из организаторов этого круглого стола Вы подписали Соглашение "За большую Европу". Но, в принципе, Европа - это же романо-германскин мир, католико-протестантский, а славяне являются маргиналами Европы. Может быть лучше говорить о едином евразийском пространстве?
В.И. Сегодня Европа - это понятие отнюдь не только германо-романское. К примеру, в том смысле, о котором Вы говорите, Румыния, хотя и романская страна, в этот мир не попадает.
Part.org.uа Она - православная страна.
В.И. Вот именно. А венгры не попадают в романо-германский мир по другому параметру. Это не романо-германская страна. Я не думаю, что можно ограничить определение современной Европы только этими характеристиками. Скорее всего, когда мы говорим о Европе сегодня, мы имеем в виду либеральные европейские ценности - где человек, его свобода самовыражения, самореализации, поставлены во главу угла. Это тот специфический подход, которого нет в Африке, в Азии или в Латинской Америке. Речь идет, прежде всего, об этом. И в этом смысле я могу согласиться с тем, что мы все, а не только этнические славяне, являемся маргиналами европейского мира. Но проблема как раз заключается в том, что ситуацию преодоления нашей маргинальности как раз и надо решать. Мы должны перестать быть маргиналами для Европы, мы должны стать полноценными европейскими нациями. Это не исключает защиту нашего своеобразия. В Европе, скажем, итальянцы сильно отличаются от немцев, а те, в свою очередь, сильно отличаются от испанцев или англичан. Такое же своеобразие останется и у нас, мы его сохраним, но важно, чтобы целый ряд европейских ценностей стал основой нашей жизни. При этом мы не должны во всем копировать Европу, которая еще не готова к решению очень многих проблем, с которыми мы сталкиваемся. Некоторые проблемы мы осознаем лучше, чем европейцы. И в этом смысле мы можем быть полезны друг другу.

ИНТЕРВЬЮ ВЗЯЛ АЛЕКСАНДР ДАДЕНКО


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.