Сейчас на сайте

Доклад заместителя председателя Верховной Рады Украины А.А. Зинченко.

Уважаемые участники и гости форума! Дамы и господа!

Я искренне рад сегодня приветствовать вас на экономическом форуме, тематика которого посвящена перспективам делового сотрудничества России и Украины.

Веками народы наших стран жили вместе, были связаны общей историей и культурно-цивилизационным родством. Высока степень экономической интеграции между Россией и Украиной, не говоря уже о взаимодополняемом научно-производственном потенциале. Все это предопределяет и важность, и естественность дружеских и добрососедских отношений между нашими государствами.

Надо признать, однако, что первые годы после распада СССР оказались не самыми простыми для российско-украинских связей. Имела место ошибочная ставка на развитие сотрудничества в рамках постсоветских кооперационных схем. С развитием государственности в обоих странах стали возникать все новые и новые барьеры - объективные и весьма далекие от таковых ( тарифные, налоговые, интеллектуальные). На новые вызовы времени - радикальные изменения в мировых взаимоотношениях, рынках, рисках ответы чаще искали не вместе, а порознь. Все это сохраняло протекционизм обветшалым производствам, структурам, идеям.

Сегодня Украина активно выступает за сохранение украинско-российских отношений и за придание им нового содержания на принципах взаимной заинтересованности и равноправного сотрудничества, за решительное устранение всяческих искусстенных барьеров на пути друг к другу.

Важно, что бы между нашими странами не прекращался по-настоящему конструктивный и откровенный диалог, критический анализ проблем и ошибок, поиск соответствующих времени решений.

Такое партнерство, призванное стать качественно новой формой тесных, доверительных отношений между нашими странами, возможно только на основе равноправия, взаимного уважения, учета интересов друг друга.

Одним из ключевых направлений формирования новой природы экономических отношений России и Украины, которая заменила бы остаточные механизмы, заложенные еще советской экономикой, должна стать децентрализация торгово-экономических отношений и активное включение механизма межрегионального сотрудничества. Контакты на уровне регионов менее подвержены политической конъюнктуре в верхах. Именно они формируют надежную и стабильную систему прямой межхозяйственной кооперации, укрепляющую экономики обеих стран.

В Днепропетровске на встрече президентов Украины и России была подписана программа межрегионального и приграничного сотрудничества между двумя странами на 2001 — 2007 гг. На сегодня между регионами Украины и субъектами РФ заключено более 250 прямых договоров по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. Причем, 150 из них заключено приграничными областями.

Углубление контактов между регионами двух стран, на мой взгляд, одна из ключевых задач украинско-российских отношений. Целесообразным, в данном ключе, представляется проведение

встреч региональных лидеров Украины и России в расширенном формате с активным привлечением бизнес-элит обеих стран.

Хочу искренне поблагодарить руководство Одесской области, губернатора Сергея Рафаиловича Гриневецкого за инициативу встречи в Одессе. Одесса совсем не случайно стала цетнтром притяжения свежих идей, взглядов, нового экономического мышления. Здесь есть исторические и культурные традиции.

Заслуживает внимания и предложение МИД РФ по созданию на украинско-российской границе совместных межрегиональных структур по образцу еврорегионов, в которых кстати, участвуют обе стороны.

Мы приветствуем экономические успехи России, в экономике которой наметились устойчивые тенденции к увеличению выпуска товарной продукции. С конца 1999 года подобная тенденция наблюдается и в Украине.

Российская Федерация является крупнейшим внешнеторговым партнером Украины. Объем торговли Украины товарами и услугами с Россией за 2001 год достиг 11,7 млрд. USD (почти треть внешнеторгового оборота Украины).

Кроме этого, Россия была и остается главным экспортным рынком Украины в области услуг. Основной составляющей украинского экспорта услуг в Россию в 2001 году оставались услуги транспорта (90,7% от общего объема), в т.ч. услуги транспортировки сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа.

Однако, в последнее время на лицо устойчивая тенденция снижения доли России в общем объеме товарооборота Украины, в общих объемах ее экспорта, уменьшается также удельный вес России в импорте Украины.

На мой взгляд, проблема взаимной потери рынков сбыта как с украинской, так и с российской стороны требует всестороннего анализа и непредвзятого обсуждения.

Одним из факторов, свидетельствующих об усилении интересов субъектов предпринимательской деятельности в двухсторонних экономических отношениях, является взаимное инвестирование.

По объемам прямых инвестиций в Украину Россия занимает пятое место в списке стран - инвесторов. По состоянию на 1.01.2002 года российскими инвесторами в украинскую экономику внесено инвестиций на суму 295 млн. USD, что составляет 6,7% общего их объема в Украину.

Наибольшую инвестиционную привлекательность для российского капитала имеют такие виды деятельности, как производство кокса, продуктов нефтепереработки и ядерного топлива (42% от общего объема инвестиций).

Возрастает активность российских компаний в приватизации крупной промышленной собственности в Украине. В 2000 году 30% акций за $101,7 млн. предприятия «Николаевский глиноземный завод» перешло в собственность «Российского алюминия», что составило в сумме контрольный пакет - 66%. «Тюменская нефтяная компания» и «Лукойл» стали собственниками, соответственно, ОАО «Лисичанскнефтеоргсинтез» и «Ориана» (г.Калуш). Дочерней компании «Лукойл-Украина» принадлежит более 90% акций Одесского НПЗ.

В 2001 году российский «Агропромхолдинг» выкупил контрольный пакет акций завода «Ривнеазот», ЗАО «Автоваз-инвест» стало собственником 68% акций «Запорожского алюминиевого комбината».

При этом объем украинского капитала, направленный в Россию, составляет всего 85 млн. USD.

На мой взгляд, взаимный инвестиционный потенциал наших стран и их инвестиционная привлекательность намного шире.

Главное - осознание обеими сторонами необходимости переломить негативную динамику и заложить прочную и конструктивную основу более продуктивных отношений.

О постепенном формировании качественно новых украинско-российских экономических отношений свидетельствуют:

•Принятие и реализация Программы экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Украиной на 1998—2007 годы, предусматривающая сближение основных параметров проведения экономических реформ и нормативно-правовой базы торгово-экономического сотрудничества. Речь, в частности, идет о развитии таких отраслей экономики, как топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, металлургия, машиностроение, ракетно-космическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, транспорт, социальная сфера и др. В выполнении этой программы принимают участие свыше 50 министерств и ведомств, региональные власти и хозяйствующие субъекты России и Украины.

В настоящее время реализуются более 130 проектов, охватывающих все сферы экономического сотрудничества в области инвестиционной деятельности, налогового регулирования, денежно-кредитных отношений, приватизации, производственной кооперации, создания совместных производств и транснациональных структур. Осуществляются совместные российско-украинские программы, которые позволят нашим государствам не только инвестировать в собственное производство, но и выходить на международный рынок.

• Россия проявляет серьезную заинтересованность к сотрудничеству в атомной энергетике (проекты достройки Ровенской и Хмельницкой АЭС при кредитном и техническом участии России). Подписано соглашение о создании трехстороннего (с Россией и Казахстаном) общего предприятия по производству ядерного топлива для АЭС в странах СНГ.

• Президентами стран обсуждалась возможность разработки нефтегазовых месторождений на территории РФ при участии Украины.

• Успешно реализуются проекты российских нефтяных компаний («Лукойл», «ТНК», «Татнафта») по выкупу пакетов акций и обеспечению в необходимых объемах сырьем украинских нефтеперерабатывающих заводов.

• В 2001 году Украина в связи с окончанием строительства нефтепровода «Одеса-Броды» пригласила Россию и прочие нефтеперерабатывающие государства (В том числе Казахстан и Узбекистан) к его загрузке.

• Развитые производственно-технологичесике связи между Украиной и Россией в машиностроительном комплексе, поузловая и подетальная специализация в автомобилестроении обусловили возможность последующей кооперацией в сборке готовых машин в Запорожье, Луцке, Кременчуге, Херсоне, Симферополе, Чернигове, Ярославле, Н.Новгороде, Самаре. Расширяется кооперация в автобусостроении - Львов, Днепропетровск, Энгельс.

• Достаточно высоко, как успешные и перспективные, оцениваются отношения в ракетно-космической области (от Украины занято 17 предприятий). На межгосударственном уровне осуществлено два больших проекта с участием Украины, США, России, Норвегии: «Морской старт» и «Глобал стар».

• Украинская авиационная промышленность получает из России до 70% готовых изделий и 95% материалов. В кооперации задействовано около 100 российских предприятий.

• В границах постсоветского пространства Украина остается монополистом в изготовлении магистральных тепловозов. Комплектующие к ним поступают от многих предприятий СНГ, в первую очередь российских.

Весомым фактором развития экономической интеграции Российской Федерации и Украины является взаимное проникновение капитала, создание межгосударственных финансово-промышленных групп.

Вместе с тем в торгово-экономической области накопилось много проблем, решение которых продвигается весьма медленно.

Поворот украинско-российских отношений к новой, преимущественно позитивной, динамике требует решения некоторых проблемных вопросов.

1. На сегодняшний день наблюдается определенное отставание в реализации положений Программы долгосрочного экономического сотрудничества, фактически парализована работа ее Координационного совета, не в полной мере исполняются решения Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству.

Достижения в украинско-российских отношениях могли бы быть более значительными в случае, если бы работали механизмы организации работы и контроля за исполнением достигнутых договоренностей, а также более активного решения проблем, которые мешают взаимной торговле.

2. Негативно на развитие украинско-российского сотрудничества влияет разница в порядке таможенного (тарифного и нетарифного) регулирования, установления транзитных тарифов и режимов, местных налогов и портовых сборов. Все это ведет к неоправданному повышению цен на товары (услуги, работы), мешает свободному их перемещению, провоцирует распространению нелегальных форм во взаимной торговле.

3. Стимулирующим фактором развития свободной торговли могла бы послужить ратификация российской стороной, подписанного еще в 1994 году Договора про создание зоны свободной торговли государств-участниц СНГ. В октябре премьеры Украины и России договаривались подготовить новое двухстороннее соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Россией, предусматривающее более благоприятный режим торговли между нашими странами. Однако, подписание и этого документа было отложено.

На мой взгляд, это не способствует снижению существующих барьеров и устранению искусственных препятствий во взаимной торговле, которые усложняют реализацию достигнутых на высшем уровне договоренностей. Только за последний год РФ принят целый ряд нормативных актов, которые не способствуют улучшению торговых отношений. К ним, в частности, можно отнести решение о введении специального налога на поставки украинских труб и крахмала на российский рынок, введение временного специального налога на импорт карамели, был введен НДС против всего спектра украинской металлургической продукции.

4. Болезненным для украинских товаропроизводителей, ориентированных на российский рынок, стал переход РФ с 1 июля 2001 года на взимание непрямых налогов во взаимной торговле по принципу «страны назначения», за исключением энергоносителей (нефти, природного газа, газового конденсата). Взимание непрямых налогов по указанной схеме негативно сказывается на конкурентоспособности украинской продукции. Поэтому, украинская сторона заинтересована в переходе на общепринятую схему взимания НДС при поставках на Украину нефти, газа и газового конденсата, а именно — применение нулевой ставки на энергоносители.

Однако, не следует ограничиваться простым перечислением существующих проблем в наших торгово-экономических отношениях. Нам необходимо в сегодняшнем разговоре определить стратегические ориентиры и конкретные шаги, которые дадут существенные результаты уже через год-два.

Как представляется, более активной могла бы быть работа России и Украины по вопросам:

а) урегулирования таможенного законодательства (отмена взимания Российской стороной экспортного НДС в торговле с Украиной, который Россия не применяет в торговле с третьими странами;

б) создания механизма содействия росту взаимного товарообмена и инвестиций (пересмотр Межгосударственной программы экономического сотрудничества на период до 2007 года с целью выделения 2-4 крупных совместных проектов, реализация которых имела бы перспективу на международном рынке и принесла бы осязаемую экономическую выгоду участникам);

в) ревизии всей правовой базы двухсторонних отношений для приведения ее в соответствие с действительностью, заполнения существующих пробелов и устранения тех норм, которые не регулируют, а усложняют ситуацию.

И все же — в российско-украинских экономических отношениях, твердо убежден, нет нерешаемых проблем. Важно последовательно и поступательно продвигать их урегулирование. В конце концов все зависит от доброй воли сторон к нахождению взаимоприемлемых компромиссов в интересах каждого государства.

Спасибо за внимание.

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.