Сейчас на сайте

Доклад губернатора Одесской области С.Р. Гриневецкого

Уважаемые гости и участники форума!

Мы искренне рады тому, что руководство наших стран приняло решение о проведении делового форума именно в Одессе. Без всякого сомнения, наш город как нельзя лучше подходит для этого. Одесса имеет давние экономические связи с российскими регионами, кроме того, за последнее время у нашего региона появились и новые партнеры.

Кроме сугубо экономических задач, наш форум по моему глубокому убеждению, призван решить и задачи, имеющие стратегическое значение. В условиях, когда национальные экономики государств постсоветского пространства все более испытывают на себе влияние глобальных тенденций, активизация интеграционных процессов из способа решения текущих задач превращается в могучее средство противостояния негативным последствиям глобализации.

На недавнем Саммите Земли, который состоялся в Йоханнесбурге, неоднократно подчеркивалось, что ответом на вызовы времени должна стать новая стратегия мирового развития, основанная на нерасточительном, сбалансированном подходе к мировым ресурсам, формирование новой экономики, подчиненной гуманистическим целям. Думаю, прообразом такой стратегии станут и те подходы, которые вырабатываются на нашем представительном форуме.

Сама его атмосфера, характер вопросов и задач, поставленных на нем, говорят о том, что существует не просто взаимная заинтересованность в совместном экономическом и гуманитарном сотрудничестве. Присутствует стремление выработать такую модель отношений, которая может стать примером для других стран.

В самом деле, если проанализировать тематику рабочих секций форума, то можно убедиться, что в поле зрения участников встречи находятся не только прагматические вопросы агропромышленного комплекса, промышленности, транспорта, связи, информационных технологий, культуры, образования, науки, туризма, но и стратегические вопросы межрегионального сотрудничества, а также выработка основных принципов идеологии взаимодействия Украины и России в новом столетии.

Приходится признать, что в отношениях России и Украины на протяжении последних лет, не политика была подчинена требованиям экономики, а скорее наоборот, долгосрочные экономические интересы приносились в жертву сиюминутным политическим выгодам. Сказывались и стереотипы прошлого, которые сознательно или несознательно культивировались отдельными политическими деятелями и средствами массовой информации.

Очевидно, что дальнейшее развитие взаимовыгодных отношений на прежней идейной основе нереально. Поэтому необходимо отбросить прочь багаж прошлого, выработать принципиально иные подходы к взаимодействию с учетом национальных интересов наших стран.

Приятно отметить, что в последнее время украинско-российские отношения получили новый импульс в результате регулярных встреч президентов России Леонида Даниловича Кучмы и Владимира Владимировича Путина.

Наше государство провозгласило курс на интеграцию. Однако необходимо отметить, что перед нами не стоит жесткий выбор - или Европа или Россия. Скорее наоборот, возрождение украинской экономики, рост благосостояния людей невозможен без активизации российско-украинских отношений.

Экономически сильные Украина и Россия смогли бы внести более весомый вклад в формирование общеевропейской системы безопасности. И напротив, экономически слабые Украина и Россия могут служить источником дестабилизации ситуации на континенте.

В условиях глобализации экономическое сотрудничество между странами все в большей мере дополняется участием в разных интеграционных процессах. Мы исходим из того, что интеграция должна осуществляться, исходя из существующего международного разделения труда, соответствующей специализации регионов. Роль Одесской области определяется прежде всего ее значительным транспортно-распределительным потенциалом, наличием на ее территории восьми морских портов, крупного железнодорожного узла. Кроме того, в нашем регионе сосредоточено треть потенциала такой высокотехнологичной отрасли, как станкостроения, действуют предприятия пищевой, перерабатывающей, химической и нефтехимической продукции.

В современной ситуации интеграционные процессы развиваются, как правило, на двусторонней основе между странами-соседями, имеющими общие границы или находящимися в одном географическом регионе. Важным фактором взаимодействия является и наличие традиционных историко-культурных связей.

Эта тенденция находит свое отражение и в проектах, реализуемых Одесской областью. Развитие связей с регионами стран СНГ и, прежде всего, России, было и остается одним из важнейших направлений международного сотрудничества.

В июне 2000 года было заключено Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарной сферах между Правительством Москвы и Одесской облгосадминистрацией и подписан Протокол к нему. В столице России открыто представительство Одесской области.

Кроме того, согласованы проекты договоров между Одесской облгосадминистрацией, администрацией Санкт-Петербурга и правительством Республики Карелия. Предприятия различных отраслей нашего региона принимали участие в различных выставках, проводимых в России, в частности, в выставке «Машиностроение — 2001».

В прошлом году рост объемов заказов от российских партнеров обусловил увеличение производства продукции машиностроения и переработки сельскохозяйственной продукции. Необходимо отметить, что удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме экспорта товаров в 2001 году возрос практически до 50%, что, на наш взгляд, свидетельствует о позитивном процессе возрождения кооперационных связей между украинскими и российскими предприятиями.

В целом же на протяжении ряда последних лет объемы торговли товарами предприятий области и России возрастали. По объемам экспортно-импортных операций российские субъекты предпринимательской деятельности занимают ведущее место среди стран-партнеров области. Однако нашим торгово-экономическим отношениям порой не хватает стабильности.

Например, за первое полугодие текущего года году из-за существующих ограничений объем экспорта товаров в Россию уменьшился с 37 до почти 25 миллионов долларов. И это снижение происходит на фоне общего существенного роста экспорта товаров, как в страны ближнего, так и дальнего зарубежья. Для сравнения, объем экспорта в страны Африканского континента вырос в три раза, в страны Америки - в 2,4 раза, а в Литву - вообще в 19 раз. Вывод может быть один - практика существующих торгово-экономических отношений между Украиной и Россией нуждается в пересмотре.

Значительно лучше обстоит ситуация с экспортом услуг. Объемы взаимного обмена услуг между Одесской областью и Россией до 1999 года уменьшались. Понятно, что это было обусловлено прежде всего отрицательными последствиями военных действий НАТО против Югославии. Начиная с 2000 года мы отмечаем рост в этой сфере.

Значительная роль в развитии торгово-экономических связей области и Российской Федерации принадлежит совместным предприятиям. Однако следует отметить, что при их достаточном количестве, сумма прямых инвестиций составляет 2 миллиона долларов, а объем портфельных инвестиций на начало года составил 1,2 миллиона.

По мнению специалистов в одесском регионе целесообразно активизировать процесс создания совместных предприятий в таких областях как сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность, транспортный комплекс.

Это желательно еще и потому, что в последнее время наблюдаются отдельные, но существенные признаки дискоординации наших усилий в направлении осуществления интеграционных процессов в экономике, в частности, в транспортной сфере.

Достаточно одного яркого примера. Исторически порты Северного Причерноморья, в том числе и Одесса, на протяжении столетий развивались как южные морские ворота первоначально Российской империи, а затем и Советского Союза. Эта роль, несмотря на существенные изменения, произошедшие за последнее десятилетие, они продолжают играть и по сей день. Недаром почти 94% общего торгового объема услуг, предоставляемых Одесской областью Российской Федерации, составляют именно транспортные услуги.

Протекционистская политика российского правительства по отношению к национальным портам в определенной степени сказывается на экономических показателей портов Украины. Для грузов, следующих в Украину, устанавливаются завышенные на 30% железнодорожные тарифы, что обеспечивает предпочтение работы российских грузовладельцев через порт Новороссийск. В минувшем году этим портом было переработано 56 миллионов тонн грузов, в то время, как Одесским - 28 миллионов тонн. И это при том, что, например, тариф на перевалку одной тонны российского металлопроката в Новороссийске составляет 10,8 доллара США, а в Одесском - 5,3 доллара.

В связи с переориентацией значительной части грузопотоков, специалистами отмечается перегрузка порта Новороссийск, следствием которой являются убытки из-за простоя судов в ожидании постановки к причалу. Кроме того, на сроки обработки судов негативное влияние оказывают специфические метеоусловия данного региона России.

С учетом этого, в целях создания условий лояльной конкуренции между портами Украины и России, выработки решений, способствующих их оптимальной загрузке, на наш взгляд, целесообразно определить квоту для портов Одесского региона на перевалку российских грузов, с установлением разумных тарифов на железнодорожные перевозки по территории Российской Федерации.

В свою очередь, администрация Одесского и Ильичевского портов может рассмотреть вопрос об организации фидерных контейнерных линий с портом Новороссийск, не имеющим специализированного терминала для обработки крупнотоннажных судов контейнеровозов.

В чем-то аналогичная ситуация складывается и с перевалкой жидкого аммиака и минеральных удобрений. Строительство Россией специализированного порта на восточном побережье Черного моря так или иначе скажется на работе порта Южный, который давно работает на этом рынке, оснащен необходимой инфраструктурой и способен перерабатывать достаточно большие объемы специальных грузов.

На наш взгляд, стремление повысить самодостаточность национальных экономик все же не должно идти вразрез с интеграционными процессами, которые могут эффективно осуществляться лишь с использованием преимуществ межтерриториального разделения труда.

В целом, говоря о перспективах сотрудничества регионов Украины и России, следует выделить несколько основных направлений роботы, вытекающих из Программы межрегионального и пограничного сотрудничества между двумя нашими странами.

Первое. Рассматривать как приоритетное направление межрегионального и приграничного сотрудничества такие перспективные формы взаимодействия, как создание консорциумов, совместных производств и финансово-промышленных групп в стратегически важных отраслях экономики.

Второе. Содействовать развитию инвестиционного сотрудничества, восстановлению кооперационных связей, расширению взаимного участия в приватизации предприятий Украины и России, созданию лизинговых, страховых и залоговых фондов с участием средств региональных бюджетов, а также международных свободных экономических зон, оказывать взаимное содействие открытию представительств регионов и крупных предприятий, торговых домов по принципу региональной специализации, крупных оптовых рынков по реализации продукции, производимой в российских и украинских регионах.

Третье. Активизировать создание трансграничных транспортных коридоров и совместных инвестиционных проектов для повышения эффективности использования потенциала портов Азовского и Черного морей.

Четвертое. Развивать российско-украинские межрегиональные финансовые и банковские структуры, такие как Финансово-промышленный союз приграничных областей России и Украины, созданный в декабре 2001 года в Харькове, а также таких, как организация глав администраций регионов Украины и России «Межрегиональный деловой форум».

Пятое. Продолжить работу по совершенствованию расчетно-платежных отношений для оперативного проведения расчетов между хозяйствующими субъектами.

Шестое. Создавать российско-украинские межрегиональные производственные и коммерческие инвестиционные объединения с возможным подключением капитала третьих стран, в том числе и стран СНГ;

Седьмое. Способствовать созданию системы информационного обеспечения регионов, формированию единых банков данных межрегионального сотрудничества;

Восьмое. Наладить регулярные встречи руководителей регионов и приграничных территорий для обмена опытом местного самоуправления, стимулирования экономического развития территорий, поддержки малого бизнеса;

Девятое. Содействовать установлению прямых связей между учреждениями культуры, науки и образования в интересах углубления гуманитарного сотрудничества.

Уважаемые господа! Опыт наших совместных усилий свидетельствует о наличии как определенных успехов, так и трудностей, нерешенных вопросов. В течение ближайших дней у всех нас будет возможность найти конструктивные подходы к их решению. Это потребует совместных усилий и взаимопонимания.

Разрешите пожелать всем участникам форума прекрасного настроения, творческого и делового вдохновения, реализации их надежд и планов. Со своей стороны, мы попытаемся сделать ваше пребывание в Одессе приятным и запоминающимся.

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.