Сейчас на сайте
Материал с сайта www.presscenter.ru

Что ждать России и Украине от назначения Черномырдина?

(Интернет-конференция Вячеслава Игрунова)

Ведущий: Добрый день, уважаемые пользователи Интернета. Я, ведущий рубрики "Диалог дня" Алексей Сонин, приветствую всех на нашем сайте "ПРЕСС-ЦЕНТР. РУ". Мы начинаем интерактивную пресс-конференцию. Разговор сегодня пойдет о российско-украинских отношениях и о назначении Виктора Черномырдина послом на Украине. Гость нашей студии - депутат Государственной Думы фракции "Яблоко", член комитета по делам СНГ Вячеслав Игрунов. Вчера комитет утвердил Виктора Черномырдина в должности посла на Украине. Но я знаю, что это происходило не единогласно. Были и противники. Расскажите, как это происходило и какие аргументы были против назначения.

Ответ: Надо вам сказать, что процедура была действительно очень мучительной. Предполагалось, что утверждение Виктора Черномырдина не встретит никакого сопротивления и отводилось на это мероприятие минут 10. Тем не менее, Виктор Черномырдин пробыл 40 минут и ушел оттуда весьма расстроенным, потому что голосование с очень небольшим перевесом, в один голос, дало положительный результат. А причин было несколько. Прежде всего, раздражение коммунистов самим Виктором Степановичем Черномырдиным. Аргументы вначале выдвигались очень косвенные. Дело в том, что предыдущий посол был направлен на Украину в нарушение Конституции - без согласования с Комитетом. Комитет не дал согласия на отзыв Дубинина, который был достаточно эффективным послом на Украине. Это была ошибка Правительства, на мой взгляд. Ошибка Президента. И новый посол был недостаточно активным. Он не соответствовал, на мой взгляд, тем задачам, которые перед ним стояли. И я думаю, что в президентском окружении это поняли, и поэтому он был отправлен на пенсию. И вот теперь именно к вопросу о несогласовании вернулись депутаты. Но на самом деле причина была не только эта, а причины лежали гораздо глубже. После того как депутаты стали давать объяснение к своему голосованию, выяснилось, что к Виктору Степановичу предъявляется масса претензий. Во-первых, раздел Черноморского флота. Конечно, он принимал участие, но вряд ли несет за это ответственность. Подписание большого российско-украинского договора. Здесь тоже вина Виктора Степановича достаточно косвенная. Воровство российского газа, огромные долги за период, скажем, правления Виктора Степановича Черномырдина. Ну, и, наконец, косовский конфликт, где по мнению депутатов, Черномырдин сыграл не самую лучшую роль. Его считают предателем российских интересов. И вот сейчас отправлять на Украину предателя, казалось нашим депутатам-коммунистам неправомерным. Все же, большинство Комитета склонилось в пользу Виктора Степановича. Он был согласован.

Ведущий: А как вы сами голосовали?

Ответ: Я выступал первым. И я сразу сказал: вне зависимости от тех ответов, которые даст Виктор Степанович на мои вопросы, я буду голосовать ЗА него. Почему? На мой взгляд, Украина является основным партнером России на внешнеполитической арене. Я абсолютно убежден, что до сих пор ей уделялось недостаточно внимания. И вот теперь, когда фигура такого масштаба назначается на этот пост - это символ, это сигнал и, вне зависимости от того справится ли Виктор Черномырдин с теми чрезвычайно сложными задачами, которые перед ним стоят, эта символика уже будет иметь не приходящее значение. И поэтому я безусловно голосовал за Виктора Степановича. Но, кроме того, хуже, чем было в последнее время на Украине, быть не может. Эта фраза, которую сказал сам Виктор Степанович Черномырдин.

Ведущий: Давайте начнем отвечать на вопросы наших пользователей. Олег Шипитько из Днепропетровска спрашивает: "Какие наиболее важные вопросы Черномырдин должен решать помимо газовых долгов?"

Ответ: Сейчас стоят такие острые вопросы, как вообще общий курс Украины. Речь идет, конечно, не только о долгах, хотя это болезненная проблема. На нее чаще всего ссылаются. Но по большому счету, щель между Россией и Украиной, которая до недавнего времени только расширялась и грозила очень серьезными проблемами, как России, так и Украине, сейчас понемножечку начинает схлопываться. И от того, кто будет послом на Украине, какая фигура будет зависит, как бы, ширина канала, оперативность принятия решений и от этого зависит как быстро мы сможем вернуться с Украиной к нормальным отношениям. Ну это только часть проблем, потому что существует еще внутренняя проблема Украины, к которой Россия имеет иногда косвенное отношение, а иногда совсем прямое, но оно лежит в области гуманитарных прав. Это права человека. Это языковые права. Права национальных меньшинств. И на Украине, надо сказать, сложилась совершенно ненормальная ситуация с русскоязычным населением, с функционированием русского языка. И постольку, поскольку, как Россия, так и Украина подписали массу международных деклараций, договоров мы вправе обращаться к Украине с требованием выполнять их обязательства. Обязательства, которые они на себя взяли по международным договорам. И это будет, на мой взгляд, чрезвычайно важная проблема. И вот лично я эту проблему поднимал в разговоре с Виктором Степановичем. И Виктор Степанович сказал, что он безусловно будет уделять большое внимание этому вопросу и будет сотрудничать с нами в этом направлении.

Ведущий: Игорь Левотов спрашивает: "Может ли Чернормыдин, на ваш взгляд, прекратить воровство Украиной российского газа?"

Ответ: Нет. Во-первых, Украина настолько коррумпированная страна и настолько не контролируется государством ситуация на Украине, что здесь не только посол другой страны, даже дружественной, но и президент не в состоянии справиться с этой проблемой. Воровство будет продолжаться. Вопрос идет только о его минимизации. Здесь, я думаю, Виктор Степанович может действовать более или менее эффективно.

Ведущий: Вполне правомерный вопрос задает Константин Погатин из Москвы: "Кадровые дипломаты всегда с большим раздражением относятся к назначению на посольские должности людей, не имеющих к дипломатии отношения. В этом смысле, правомерно ли назначение Черномырдина?"

Ответ: Назначение кадрового дипломата на Украину не имело смысла. Безусловно, назначение должно было быть политическим. И я в высшей степени удовлетворен решением Президента. Я думаю, что Президент поступил чрезвычайно разумно, назначив такую значительную политическую фигуру на этот пост. Почему? Потому что, на самом деле, там решаются не такие, как бы, технические вопросы, которые решаются где-нибудь в Австрии, Люксембурге, Бельгии и часто даже в таких крупных странах как Франция, Германия, Великобритания. А у нас еще совершенно не сформировано представление о том, как надо работать в дружественном пространстве, в пространстве СНГ. До этих дел руки, как правило, у нас в МИДе не доходят, и поэтому накопилось огромное количество политических проблем. И придется принимать политические решения. И здесь нужна фигура политического класса. Другое дело, что Виктор Степанович, может быть, не всегда точные решения принимает. И, более того, лично я также не согласен с тем, как он вел себя в Югославии, по поводу Косово. Так что, здесь есть серьезные вопросы. Но мы готовы Виктору Степановичу помогать, участвовать в этой работе. Назначение кадрового дипломата на Украине вряд ли что-нибудь изменило бы. Лучшим из таких послов на Украине был Дубинин. Но мне кажется, что и его дипломатическая выучка ограничивала его возможности.

Ведущий: Игорь Локтев спрашивает: "Господин Игрунов, сразу после назначения Черномырдина послом, в прессе появился компрометирующий Виктора Степановича материал. С чем это связано?"

Ответ: Я думаю, что надо иметь в виду неоднородное отношение к Виктору Степановичу у нас в России. И я уже говорил, с каким трудом происходило согласование Черномырдина на должность посла. Но самые важные проблемы, конечно же, лежат в свете тех задач, которые поставлены перед Черномырдиным - сближение Украины и России слишком не нравится очень многим за рубежом нашей страны. На протяжении долгого времени целый ряд, прежде всего, американских политиков, политологов стремились вбить клин между нашими странами. Конфликт между Украиной и Россией воспринимался, как лучший сдерживающий фактор для внешнеполитической активности России. Я думаю, что это глубоко ошибочная позиция наших западных партнеров. Но я убежден, что многие из них продолжат свою попытку стравливания России с Украиной. И на этом посту Черномырдин, который мог бы быть серьезным мостом, многим может не понравиться. Я думаю, что не только изнутри страны, но и извне будут предприниматься попытки дискредитировать Виктора Степановича. Я не хочу сказать, что он ангел, но мотивы здесь, конечно, отнюдь, не чистота Виктора Степановича.

Ведущий: Владимир Фирсов из Подольска: "Много говорят и пишут об особой миссии Черномырдина в Киеве. По вашему мнению, это связано с неким ореолом вокруг Виктора Степановича или, действительно, есть нечто, что может сделать только он?"

Ответ: Я не думаю, что речь идет только о Викторе Степановиче. Хотя, как раз, Виктор Степанович мог бы быть достаточно активен в урегулировании топливно-энергетических проблем с Украиной. На самом деле, речь идет о том, чтобы Россия сейчас помогла становлению украинской государственности. Посмотрите, Украина долгое время находилась в очень тяжелом положении. Становление государства при Кравчуке привело к внутреннему кризису и поэтому Кравчук очень быстро ушел со сцены. С другой стороны, появление Кучмы привело к разложению государства. Коррупция на Украине гораздо значительнее, чем в России. Хотя, мы и о российской коррумпированности знаем очень много. Управляемость там еще ниже, чем у нас в стране. И похоже, что с каждым годом ситуация становится все более и более сложной. Вплоть до того, что в этом году кризис был таковым, что ставили вопрос: не уйдет ли Кучма с поста президента. Дальше такое продолжаться не может. И постольку, поскольку, существует явное западное давление, которое провоцировало ситуацию на Украине, уход Кучмы, раскол между Россией и Украиной, то я думаю, что украинским политикам понадобятся консультации, помощь. И я думаю, что посол такого ранга мог бы оказать помощь в становлении украинской государственности. Это, конечно, сугубо неофициальная точка зрения. Я думаю, что дипломаты или политики высокопоставленные будут дезавуировать мои заявления. Но я убежден, что в замысле эта мысль содержалась.

Ведущий: Ну почему они будут дезавуировать. Например, сам Иванов, я имею в виду главу МИДа, он достаточно благосклонно отнесся к назначению Черномырдина.

Ответ: Да. Благосклонно отнесся. Но я говорю о том подспудном ожидании от назначения Виктора Степановича, которое я довольно откровенно вам здесь описал.

Ведущий: Сергей Рокотов из Витебска спрашивает: "Что на Ваш взгляд послужило в свое время основной причиной отхода Украины от России, и какую роль в этом сыграли националистические партии Украины?"

Ответ: Ключевую роль сыграли националистические партии Украины. И я думаю, что совсем не верная национальная политика, которая проводилась в Советском Союзе, привела к росту межэтнической напряженности. Странная Конституция, которая была рассчитана на то, что мы всегда будем держать под контролем общественное мнение, привела к тому, что такое деление стало возможным и совершенно абсурдные аргументы националистов убедили украинцев голосовать за независимость. Если вы позволите, мы оживим наш разговор. Я не буду, скажем, слишком сухим, я расскажу о том, как моя теща голосовала на Украине. Я ей говорю: "Что ж ты говоришь, что ненавидишь Кравчука за то, что развалил Советский Союз. Ты то сама голосовала за независимость Украины". "Конечно, - говорит, - я голосовала за независимость, но в составе СССР." Люди, которые голосовали за независимость, конечно, не понимали, что они делают. Понимали только националисты. И они привели к тому, что случилось. Это, в известном смысле, недоразумение. С другой стороны, Кравчук - это был единственный, который по телевидению фактически поддержал ГКЧП. Он хотел защититься от Москвы, которая должна была, с его точки зрения, мстить ему за поддержку ГКЧП. И тогда интересы Кравчука и националистов совпали.

Ведущий: Сергей Рокотов спрашивает как раз: "Как вы считаете, могут ли сейчас националисты не допустить сближения России и Украины?"

Ответ: Я хочу сказать, что сейчас влияние националистов ничтожно. Оно свернулось максимум до 15% общественного мнения. А более 80% хотят либо тесного союза Украины с Россией, либо особых отношений. И, в сущности, некоторые из них, около трети населения, желало бы восстановления Советского Союза. То есть, влияние общественного мнения чрезвычайно велико, чтобы небольшая кучка националистов в сложившейся ситуации могла переломить тенденции. Хотя, надо признать, что националисты гораздо более активны, чем люди умеренных взглядов, чем сторонники сближения России и Украины. И это на протяжении долгого времени определяло курс Украины. Весенний кризис этого года произвел перелом и, я думаю, что возврат к этой политике для Украины стал невозможен.

Ведущий: Как вы думаете, с чем это связано? С тем, что все-таки идет сближение? с тем, что народ уже устал от того, что творится? Или рост политического мышления или экономическая ситуация на Украине довела людей?

Ответ: И то и другое. Безусловно, экономическая ситуация на Украине довела людей до этого состояния. Кроме того, тот небольшой экономический рост, который наметился в России, привел буквально к бурному всплеску экономической активности на Украине. И в то же время, когда кризис 1998 года привел у нас к временному ухудшению положения, он на Украине произвел целый обвал. Люди стали понимать, как бы мы не отделялись, экономика России и Украины слишком тесно связаны. И рабочие места появляются тогда на Украине, когда они появляются в России. И в этом смысле, конечно, ориентация стала более прочная, я бы сказал, более фундаментальная. Но в численном отношении это никак не повлияло. Число людей, ориентирующихся на Россию, на Украине последние 5 лет остается приблизительно одинаковым. Оно немножко уменьшается, когда обостряется наша ситуация в Чечне и увеличивается, когда люди привыкают к чеченскому конфликту. Это единственное темное пятно в наших отношениях. Потому что ни Черноморский флот, ни Севастополь, никакие другие проблемы не приводили к ослаблению пророссийских настроений. Я думаю, что сейчас будет меняться и в элите отношение к российско-украинскому сближению.

Ведущий: Владимир Гаврилов из Москвы спрашивает: "Как вы оцениваете деятельность Юлии Тимошенко и Виктора Ющенко на руководящих постах правительства Украины?"

Ответ: Юлия Тимошенко, как это имеет место в отношении и большинства других политиков на Украине, действовала исключительно в частных интересах и использовала свои государственные посты для личного обогащения и для воровства. Я, конечно, не могу это говорить публично, я готов принести извинения, пока нет решения суда. Но мы знаем уже двух премьер-министров, в отношении которых возбуждались уголовные дела. И Юлия Тимошенко была давно известна своей активностью в ТЭКе, которая ее репутацию, отнюдь, не красила. Что же касается Ющенко, то вряд ли Ющенко несет ответственность за деятельность Юлии Тимошенко. Не Ющенко, а скорее сам Кучма был тем человеком, который привел Тимошенко в структуру власти. Что касается самого Ющенко, то он действовал, конечно, не как политик. Ющенко работал как добросовестный чиновник. И в этом смысле вряд ли у кого-то могут быть серьезные претензии к Ющенко на посту премьер-министра. Хотя, для той драматической ситуации, которая сложилась на Украине, у Ющенко не хватает воли, темперамента и хватки, политической хватки.

Ведущий: Кандидатура Ющенко рассматривалась в Москве и политики открыто говорили, что это чуть ли не агент Запада, что за ним стоят американцы и он проводит исключительно прозападную политику. Как это можно прокомментировать?

Ответ: Я думаю, что прозападная политика Ющенко была весьма умеренной, скорей западные партнеры пытались сделать из него противовес Кучме, нежели сам Ющенко был на это ориентирован. Хотя, если анализировать его позицию, он с теми, кто тяготеет к национально ориентированной Украине. Не Украине, как части, скажем, сообщества СНГ, как близком партнере России, а как, скорее, европейской стране. Назвать это националистической позицией я бы не смог и не хотел бы этого называть. Хотя такая позиция Ющенко могла привести его к тому курсу, который вел в свое время Кравчук. И поэтому какие-то, конечно, основания для этого есть, но я бы не стал их преувеличивать.

Ведущий: Евгений Дедилов из Петербурга спрашивает: "Связан ли правительственный кризис на Украине с переменой курса в сторону сближения с Россией?"

Ответ: Безусловно. Я убежден, что кризис, связанный с убийством Гонгадзе спровоцирован. Спровоцирован извне. И как раз он был направлен на предотвращение дальнейшего сближения Украины с Россией.

Ведущий: Михаил Алферов из Курска спрашивает: "Ваша оценка: насколько сейчас Украина зависит от России в энергетических ресурсах?"

Ответ: В самой колоссальной степени.

Ведущий: А более широко.

Ответ: Не думаю, что у Украины сейчас есть возможность приобретать энергетические ресурсы где-нибудь за пределами России, поскольку это обойдется ей дороже. Кроме того, с Россией все-таки сложились такие отношения, когда Украина годами может не платить за газ, за нефть. Эти долги накапливаются. Вряд ли с каким-нибудь другим зарубежным партнером можно было бы поступать таким образом. Кроме того, транспортировка российских энергоносителей через территорию Украины облегчает ей получение этих ресурсов, доступ к этим ресурсам. Поэтому я думаю, что говорить о серьезных альтернативах для Украины сейчас рановато. Хотя, конечно, в свое время, Украина взяла курс на то, чтобы ослабить свою зависимость от России. Этот курс был неверен по той простой причине, что в долгосрочной перспективе, все равно Россия и Украина будут идти близкими курсами и будут дружественными странами. А вложения достаточно больших средств в альтернативные источники горючего ничем не окупятся, никакими политическими дивидендами, тем более, экономическими.

Ведущий: Ведь Украина ведет с Туркменией переговоры о поставке туркменского газа?

Ответ: Да, конечно, ведет. Туркменский газ достаточно дешевый. И вообще, туркменский газ вряд ли можно сейчас рассматривать, как серьезную альтернативу российскому газу, потому что по российским же каналам туркменский газ поступает. Это все равно так или иначе связано с Россией. Зависимость от России здесь сохраняется.

Ведущий: Алексей Нигматуллин спрашивает: "Насколько серьезны, на Ваш взгляд, нынешние попытки сближения России и Украины? Не является ли все это политической игрой президента Кучмы, чтобы усидеть на зашатавшемся под ним креслом президента?"

Ответ: Мы об этом как раз говорили. Президентское кресло зашаталось скорее в связи с тем, что Кучма решил чуть-чуть изменить крен в сторону России. Кстати, надо сказать, что это изменение не столь значительно, как могло бы показаться. В приоритетах Украины на первом месте стоит не Россия. На первом месте стоит Европа. И уже потом стоит Россия. Так что, вряд ли у Кучмы здесь есть какая-то игра. Скорее всего, здесь есть, действительно реальная переоценка того курса, который проводился до сих пор.

Ведущий: Если предположить, что вновь будет спровоцирован правительственный кризис, не получится так, что России придется открыто поддержать Кучму, чтобы сохранить влияние России, которое есть и которое пытаются развивать на Украине. Или тогда прозападные политики просто приведут своего какого-то лидера, и тогда Украине придется уже опять ориентироваться на Запад?

Ответ: Я думаю, что Россия безусловно поддержит Кучму открыто. России здесь нечего стесняться. Тем более, что интересы России в этом смысле совпадают с интересами украинского населения. Если кто выиграет от антироссийского курса, то это очень узкий слой украинской элиты, которую Запад может подкормить. Запад не может дать ресурсов для того, чтобы помочь населению Украины, но для того, чтобы переманить элиту, он ресурсы найдет. Вот только эта кучка, верхушка, я бы сказал, антинациональна, если говорить о национальных интересах людей, может изменить курс Украины. Во всех остальных отношениях, конечно же, Украина только выигрывает от сближения с Россией.

Ведущий: Юрий Мартынов из Москвы спрашивает: "Как вы считаете, назначение Черномырдина действительно связано с экстренной необходимостью решения политических и экономических проблем на Украине или его таким образом просто удаляют из Москвы? В частности, лишают возможности в случае чего занять руководящее кресло в Газпроме?"

Ответ: Внутри, в России Черномырдин хотя и является политическим тяжеловесом, тем не менее, это отыгранная карта. Вряд ли он займет руководящее место в Газпроме. Здесь Кремль достаточно силен и решителен для того, чтобы провести свою фигуру. Что же касается политической игры Чернормыдина, она уже сыграна. В этом смысле Черномырдина можно считать политическим пенсионером. Пенсионеры тоже бывают чрезвычайно важными фигурами. Достаточно вспомнить роль президента Картера в американской политике, или Никсона. Так что, в этом смысле, никому нечего опасаться в отношении Черномырдина. Он фигура большая, но не опасная. Что же касается Украины, то на Украине безусловно Черномырдин может сыграть важную роль. И сейчас как раз та кризисная ситуация, когда назначение нового посла, я лично считаю чрезвычайно своевременным.

Ведущий: Как депутат, вы наблюдали за деятельностью Черномырдина в Думе, как вы можете ее охарактеризовать?

Ответ: О, это несчастье. Понимаете, Виктор Черномырдин привык решать другие проблемы. Он человек из исполнительной власти. Он человек конкретики. Даешь - получаешь, принимаешь - нажимаешь, едешь. А в Думе надо сидеть читать тексты, надо смотреть как звучат слова, что за этим кроется. Читать второй, третий, спрятанные смыслы. Ну, а какой лингвист Черномырдин, мы все знаем. Для него - эта работа была мучительной. И вот на утверждении он как раз сказал: "что мы здесь будем болтаться. Я не хочу обижать других депутатов, ну, вот, хочется работать."

Ведущий: Николай Шейнин спрашивает: "Как вы оцениваете деятельность лидера партии "Трудовая Украина" Сергея Тигипко в качестве будущего преемника Кучмы? Сейчас Кучма активно лоббирует его на пост премьер-министра."

Ответ: Вообще, Тигипко достаточно эффективный и бизнесмен, и политик. Он, как вице-премьер был достаточно хорошим для Украины. И, в принципе, назначение Тигипко в сложившейся ситуации, я не считаю худшим вариантом. Это было бы очень неплохо. А сможет ли он стать преемником Кучмы? Очень трудно сказать, потому что у Кучмы есть еще достаточно времени, чтобы ситуация на Украине могла многократно измениться. Тигипко и не является политически харизматической фигурой, ну скажем, в отличие от Марчука, и вряд ли обладает таким влиянием, поэтому, скорее, на это место могут претендовать, скажем, Медведчук, Марчук и так далее. А место премьер-министра - это было бы, я думаю, не так плохо.

Ведущий: Политологи, которые следят за этой ситуацией, говорят, что тот, кто станет премьер-министром, скорее всего станет и президентом.

Ответ: А так обычно и бывает. Если премьер-министру не сворачивают шею. На Украине ситуация такая, когда все может случиться. Кроме того, есть время отправить и назначаемого сейчас премьер-министра в отставку. Вы помните, господин Путин был назначен за очень короткое время до президентских выборов на пост премьер-министра.

Ведущий: Борис Пыхтин спрашивает: "Как вы считаете, грозит ли Кучме импичмент?"

Ответ: Думаю, что нет. Прежде всего потому, что на Украине нет закона об импичменте, отсутствует процедура. И поэтому кроме как не легитимный переворот Кучме не грозит никакой другой механизм увода его с президентского поста.

Ведущий: Петр Янковский из Николаева спрашивает: "Какие меры принимает Госдума в связи с нарушением прав русскоязычного населения на Украине?"

Ответ: Госдума довольно активно работает в этом направлении. Мы проводим консультации. Мы бываем на Украине, мы разговариваем с депутатами. Был, например, такой случай, когда в украинском парламенте уже было практически принято решение о введении нового закона о функционировании языков на Украине. И тогда наша фракция: Явлинский, Лукин, я и Иваненко подписали письмо, отправленное всем депутатам Верховной Рады с просьбой не рассматривать этот проект. Он не был даже внесен на рассмотрение Верховной Рады. Многие другие депутаты ведут частную работу. Мы ведем переговоры не только в Киеве, но и в Москве, когда к нам приезжают украинские политики или украинские депутаты. Я думаю, это имеет свое значение. Конечно, этого недостаточно. Я думаю, что как раз Виктор Черномырдин должен быть тем медиатором, который поможет нашему депутатскому корпусу повлиять на ситуацию на Украине и как-то ограничить амбиции господ Жулинского и Грача.

Ведущий: Какая-то реальная отдача или хотя бы желание у украинских парламентариев есть изменить как-то ситуацию? Вы ощущаете это?

Ответ: Безусловно. Есть попытки изменить, но сейчас задача заключалась в том, чтобы не дать ухудшить положение, потому что, несмотря на то, что мы говорим о пророссийском курсе Кучмы, тем не менее люди, занимающиеся политикой, тот же вице-премьер Жулинский или министр культуры Грач, они сейчас ведут агрессивную кампанию по ухудшению положения русскоязычного населения. И вот здесь им не удается преодолеть сопротивление Верховной Рады. Так что, я думаю, что перспективы совсем-совсем не плохие.

Ведущий: Дмитрий Варкунин спрашивает: "Будет ли Россия вести переговоры о статусе русского языка на Украине?"

Ответ: Официально, вряд ли. Россия подписала большой договор, в которым, на мой взгляд, содержится только один серьезный, болезненный пункт - это пункт, по которому русское население на Украине рассматривается как национальное меньшинство. Это ошибочная трактовка. Россия не должна была соглашаться с такой трактовкой, потому что русские на Украине являются столь же государствообразующей нацией, как и украинцы. И здесь Россия должна была занять более жесткую позицию. Тем не менее, она договор подписала. И сейчас мы можем говорить только о соблюдении закона о языках, международных договоров о функционировании языков. Ничего большего мы сделать не можем официально. Но неформально, в частных беседах, встречах, на переговорах, я думаю, этот вопрос может подниматься.

Ведущий: Александр Сафронов из Саратова спрашивает: "Какие есть сведения о поддержке американцами Ющенко и Тимошенко?"

Ответ: Кроме публичной кампании, я лично ничего не знаю, но я не являюсь самым компетентным человеком в этой области.

Ведущий: Сергей Зорин из Москвы спрашивает: "Украинская оппозиция считает, что назначение Виктора Черномырдина послом символизирует определенную потерю Украиной своего суверенитета, можете ли вы с этим согласиться?"

Ответ: Я думаю, что нет. Потому что нет абсолютно никаких рычагов, которые могли бы ограничить украинский суверенитет, вне зависимости от того, кто занимает посольское кресло. Я думаю, что для националистов всякие консультации с Россией есть некая потеря части суверенитета Украины. В то время, как не только консультации, а прямые указания, допустим, из Вашингтона ими рассматриваются, как прирост суверенитета. Я думаю, что это неадекватная оценка, ангажированный взгляд и вряд ли нам стоит придавать ему большое значение.

Ведущий: А если посмотреть с другой точки зрения. Например, Черномырдин, как специалист в топливно-энергетическом комплексе, он естественно будет лоббировать российские интересы и, в частности, в вопросах приватизации.

Ответ: Приватизация на Украине и участие российского капитала в приватизации на Украине является добром для Украины, потому что никакие западные капиталы, по большому счету, на Украину не придут. Россия уже постепенно становится на ноги и в состоянии инвестировать ресурсы в украинскую экономику. Если мы найдем разумные пути приватизации, которые были бы выгодны не только Украине, но и России, а здесь российские компании ставят вполне определенные условия… Ну, например, мы готовы приватизировать не слишком много, но так, чтобы то, что мы приватизировали, было нами управляемо. Мы хотим иметь контрольный пакет акций, чтобы провести эффективный менеджмент. Не всегда это будет удаваться. Но это условие, которое позволит частному бизнесу России придти на Украину. И я думаю, Виктор Черномырдин, который понимает эти вопросы, будет лоббировать наши интересы. Но лоббируя их, он одновременно лоббирует и интересы Украины, интересы инвестиций, экономического роста и так далее. Очень важная вещь, которая не понравилась нашим коммунистическим депутатам во время согласования кандидатуры Чернормырдина на пост посла, Виктор Черномырдин подчеркнул, что так, как Россия обращалась с Украиной, было недостойно как для России, так и для Украины. Очень часто мы относились к ней, как бы, с имперской точки зрения. Ставили Украину в унизительное положение. "Я, - сказал он, - этого не допущу. Мы должны разговаривать с Украиной, как с равноправным партнером." В этом смысле Черномырдин является одним из наиболее цивилизованных дипломатов. И я думаю, что как раз здесь опасаться чрезмерного русского влияния нельзя. Кроме того, я хотел бы сказать об одной очень печальной для меня вещи. Здесь есть некоторый перегиб. Дело в том, что часть каналов, и в том числе русскоязычных каналов, русскоязычных относительно, поскольку там русский язык на ТВ очень слабо представлен, но, тем не менее, часть украинских каналов финансируется фактически российским бизнесом, нефтяным бизнесом. И вот многие из этих каналов являются едва ли не наиболее агрессивно настроенными против России. Так что, здесь придется еще вести работу в отношении того, чтобы ограничить антироссийское влияние наших нефтяных денег на Украине. Так что, опасения могут быть, скорее всего, другого рода.

Ведущий: Придется решать и сложные политические вопросы. Вот один из них. Владислав Слуцкий спрашивает: "Занимается ли ваш Комитет решением проблемы Черноморского флота? Будут ли решены проблемы офицеров-отставников Черноморского флота, которые получают мизерные пенсии?"

Ответ: Конечно, этот вопрос решается в общем контексте наших Вооруженных Сил и он не может быть решен каким-то отдельным образом. Что же касается решения проблем Черноморского флота, вы знаете, лучше бы наш комитет особенно ими не занимался. Потому что те же депутаты-коммунисты знают только одно решение: отнять у Украины все то, что ей дали. Сделать Севастополь русским городом, а весь флот - российским. Это путь, который ведет не только к потере Украины, как партнера, но и к росту напряженности. Я вам не говорю о реализации этой программы. Сами разговоры об этом ведут к росту напряженности. Поэтому лучше бы он им не занимался. Хотя, к сожалению, время от времени возникают идеи позаниматься Черноморским флотом. У нас с Украиной есть гораздо более серьезные проблемы. В том числе, и топливно-энергетический кризис. Скажем, положение русскоязычного населения. И самое главное - перспективы нашего сотрудничества. Потому что только мы вместе можем в общем-то двигаться в цивилизованный мир. Вот давайте заниматься этой проблемой, а не Черноморским флотом. У Черноморского флота есть проблемы. Они есть у Тихоокеанского флота, как они есть на Северном флоте. Катастрофа с "Курском" всем известна. Давайте заниматься этим не в контексте с Украиной, а в контексте эффективности наших вооруженных сил.

Ведущий: Станислав Чигирин спрашивает: "Украина в политическом смысле отделилась от России очень сильно. Существует масса очень серьезных проблем. Причем, известная всем проблема Черноморского флота только одна из них. Реально ли, в принципе, существовать России и Украине в качестве союзников, а не просто соседей?"

Ответ: Не только реальна, я убежден, что раньше или позже это случится. Россия - это ведь не только государство в границах Российской Федерации. Россия - это, в общем-то, особая цивилизация, в худшем случае, субцивилизация. И Россия, как цивилизация, распространяется далеко за пределы Российской Федерации, как государство. И Украина, безусловно, попадает в это поле. Более того, Украина и является источником этого поля российской цивилизации. И в этом смысле многие ментальные ухватки, наши подходы, способы решения проблем, ориентации у нас чрезвычайно близки с Украиной. И в этом смысле мы все равно будем находить общие решения. Кроме того, огромное количество родственных связей, половина населения Украины русский язык считает своим родным, основным языком. А все это делает в долгосрочной перспективе сотрудничество Украины с Россией неотвратимым. И вопрос заключается в том, как быстро мы переболеем революционной болезнью распада, когда Украина воспринимает себя, как младший брат, который должен вырваться из под опеки старшего брата. Если Россия будет вести себя цивилизованно, поможет Украине почувствовать себя достойно в нашем Союзе, в Европе, в Мире, то эта проблема будет преодолена. И я думаю, что Украина станет главным партнером России. Может быть даже более важным, чем нынче у нас Белоруссия. Думаю, что эта перспектива реальна. И лично я, и многие из наших депутатов будут работать в этом направлении.

Ведущий: И в заключение, вопрос от нашего пользователя, он не относится непосредственно к Украине, но к Вам как к специалисту, члену Комитета по делам СНГ. Валентин из Межгосударственной телерадиокомпании "МИР" спрашивает: "Как вы понимаете словосочетание "общее информационное пространство" применительно к странам СНГ?"

Ответ: Было бы хорошо, если бы компания "МИР" была доступна людям, живущим на этом огромном пространстве, и это уже было бы приближение к единому информационному пространству. К сожалению, этого не происходит. Кроме того, единое пространство рушится в самой России. Например, самые важные, на мой взгляд, политические газеты России распространяются преимущественно в Москве и лишь очень тонким ручейком уходят в крупные города, не достигая уже районных центров и уж, тем более, сельских центров. Такого не было прежде никогда. Нам очень хотелось бы, чтобы эти газеты читали не только в Москве, но и в Ставпрополе, и в Урюпинске, а также в Киеве, Одессе, Жмеринке или Мариуполе. Это было бы очень правильно. К сожалению, на Украине как раз ведется борьба с проникновением российской печати. Были попытки запретить украинские издания с названиями аналогичными российским. И многое другое. Это разрушает пространство. Но есть одна приятная вещь. Несмотря на разрушение телевизионного пространства, несмотря на то, что ослабляется влияние российской прессы или проникновение российской прессы, у нас появился Интернет. Интернет, который связывает Россию с Украиной, с Казахстаном, наши страны со всем миром. Я думаю, что единое информационное пространство будет скорее всего возникать в мировом контексте. И что будет делать его нашим, конкретно нашим эсэнговым информационным пространством - это язык. Русский язык, который внятен латышам, киргизам или украинцам и грузинам.

Ведущий: Я благодарю Вас, что нашли время ответить на вопросы наших пользователей. Напоминаю, что сегодня у нас в гостях был депутат Государственной Думы, член фракции "Яблоко" и член Комитета по делам СНГ Вячеслав Игрунов. Всего доброго. Спасибо.

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.