|
Вячеслав Игрунов для МиК. 25 июня 2007 г. «Концепция выстраивания национального государства приведет к распаду России» Говоря о целях визита украинского премьера в Москву, некоторые наблюдатели предположили, что он приезжал, чтобы попросить о содействии в урегулировании политического конфликта между ним и Виктором Ющенко. Была ли эта просьба высказана Путину и услышана им? Как следует расценивать насмешливые высказывания российского президента? Комментируя ситуацию, Вячеслав Игрунов, директор Международного института гуманитарно-политических исследований, сказал МиК: - Прежде всего, встреча Путина с Януковичем носила несколько иной характер, чем, скажем, встреча Путина с другими лидерами государств — например, с таким же премьер-министром, как Ангела Меркель. Я думаю, что Путин вряд ли смог бы позволить себе в такой раскованной манере беседовать с Ангелой Меркель. А здесь явно чувствовалась демонстрация некоторого превосходства, снисходительности, и Янукович чувствовал себя весьма неловко. Он как-то принужденно улыбался, даже я бы сказал, смущенно. Для человека с такой репутацией, как у Януковича, такое поведение кажется достаточно странным. И это, конечно, связано, прежде всего, с тем, что Украина и украинская промышленность все еще испытывает зависимость от России, а внутренняя власть настолько нестабильна, что Януковичу, безусловно, нужна поддержка России. На мой взгляд, такой стиль поведения не является правильным в отношении соседних стран, даже если вы уверены в том, что от вас очень многое зависит. И даже лидеры Соединенных Штатов не так уж часто публично позволяют вести себя подобным образом. Но и даже когда они ведут себя подобным образом, это вызывает неприязнь в той стране, с которой они общаются. Ведь, как известно, антиамериканизм сегодня распространен очень широко в мире, и я не думаю, что это то, что нам, прежде всего, надо перенимать у Соединенных Штатов. - Путин и раньше высказывался на эту тему не очень корректно — например, насчет «ребят с Украины» в ходе недавнего интервью журналистам стран «Большой восьмерки». В то же время, известно, что впереди Киев ждет переговорный процесс по поводу повышения цен на газ, в ходе которого, возможно, будут высказаны предложения по поводу приобретения Россией украинских газотранспортных сетей. Реален ли переход отношений в такое русло? - Да, абсолютно реален. Я думаю, что это именно тот курс, который взяло наше руководство уже несколько лет назад, прежде всего, после оранжевой революции. Причем оно взяло этот курс не только в отношении Украины, но и всех остальных государств. В России, по крайней мере, в кремлевской элите, сформировалась концепция национального государства, которое должно получать максимум выгоды от своих партнеров. И в этом отношении ближайшие партнеры рассматриваются с позиции более жесткой, чем партнеры, лежащие несколько дальше от российских границ. Эта концепция, на мой взгляд, для России губительна. Поскольку Россия была и остается имперским государством, государством, построенным на основе очень разных культурных, этнических и других групп. И сама концепция выстраивания национального государства вместо империи, безусловно, приведет к очень серьезным напряжениям внутри страны, и раньше или позже, приведет к распаду России. России, которая никогда не существовала в рамках национального государства. И у нее просто нет альтернативы имперскому государству, и рассматривать себя в ином качестве она не может — как внутри страны, так и за ее границами. И в этом смысле отношения с ближайшими соседями должны строиться максимально уважительно, максимально корректно, в режиме максимального благоприятствования для них. Никаких других вариантов для долгосрочного бытия России не существует. - А как Вы оцениваете прошедший саммит ГУАМ? Та цель, которую президент Ющенко обозначил сразу после своего избрания на президентский пост — сделать Украину региональным лидером постсоветского пространства — реализуется? Или пока мы слышим одни декларации? Безусловно, это декларации, которые вызывают пока еще усмешку. У Украины, и это не вызывает сомнения, большой потенциал, но для того, чтобы им воспользоваться, необходимо реалистично относиться к возможностям Украины. Украина могла бы стать серьезным региональным лидером, но в условиях, когда она действует, исходя из собственных национальных интересов, а не исходя из как бы установок, полученных извне, когда она им уделяет больше внимания, чем собственным проблемам, и она, конечно, обречена на конфуз. Разумеется, если бы интересы Соединенных Штатов, к примеру, были бы настолько сильны, чтобы они стали серьезно вкладываться в экономику Украины, создавая обходные пути вокруг России, если бы Соединенные Штаты были бы готовы серьезно вложиться в экономику Центральной Азии, то тогда Украина могла бы играть ключевую роль в этом Каспийско-Балтийском коридоре. Но Соединенные Штаты ведь хотят загребать жар чужими руками. Это обычная англосаксонская манера ведения политики. И в этом смысле, ничего не вкладывая или же вкладывая слишком мало в Украину или другие страны, Штаты хотели бы получить максимум эффекта. Из этого ничего не получится, потому что ресурсы Украины, так или иначе, но серьезно связаны с Россией. И Украина вынуждена, преследуя чужие интересы, действовать против своих. Отсюда вытекает неизбежность внутреннего конфликта на Украине. На сегодняшний день, если не учитывать транспортного — энергетического коридора, который пока не удается реализовать, нельзя себе представить, какие еще иные основания, кроме чисто политических, есть у ГУАМ. Экономически он лишен смысла, и у Украины не получается стать лидером. Что же касается той единственной сферы, где очевидно совпадение интересов, например, Грузии и Польши, Украины в политической сфере, с целью как бы сдерживания России — в этой сфере Украина является чуть ли не самым слабым партнером. Хотя остальные страны, которые я назвал, также достаточно нестабильны и достаточно проблематичны. Но Украина из них самое слабое звено. Здесь не существует ни политической стабильности, ни политической определенности. Здесь даже не отработан вектор развития в элитах. И в этом смысле Украина не может стать лидером. Польше же не хватает этого потенциала, тем более что сама Польша находится в достаточном конфликте с остальной Европой. А Грузия слишком мала и очень медленно излечивается от экстремизма.
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|