Сейчас на сайте

Радио "Маяк". 21 сентября 2005 г.

Президент Украины - человек не от мира сего

Юрию Еханурову, кандидату, предложенному Виктором Ющенко на пост премьера, не хватило всего трех голосов для того, чтобы стать главой украинского правительства. Что происходит на Украине с правительством? Какова политическая ситуация? За кого из украинских политиков стоит болеть нам, российским гражданам? Об этом мы поговорим с директором Международного института гуманитарно-политических исследований Вячеславом Игруновым и экспертом Московского центра Карнеги Николаем Петровым.

- На вчерашнем заседании Юрий Ехануров подчеркнул, что он будет техническим премьером, то есть отмежевался от всех политических амбиций. Кроме того, он сказал, я думаю, приятные для очень многих бизнесменов Украины слова о том, что факты незаконной приватизации будут рассматриваться только в судебном порядке. Более того, в большинстве своем эти дела будут решаться путем мирового соглашения. Я думаю, что многие жаждали эти слова услышать. Тем не менее Ехануров не получил поддержки парламента. С чем это связано, на ваш взгляд, Вячеслав Владимирович?

ИГРУНОВ: Прежде всего не было голосования против Еханурова. Если вы обратили внимание, против Еханурова практически никто не голосовал, а просто было недостаточно голосов. Это был вотум недоверия президенту Ющенко, а вовсе не несогласие с кандидатурой Еханурова. Кандидатура Еханурова выбрана практически идеально, и именно поэтому получен такой высокий, на мой взгляд, результат. Кстати, результат мог бы быть больше, если бы некоторые депутаты от "Нашей Украины" находились на месте и голосовали. Так что результат, на мой взгляд, совсем даже неплохой.

Но сегодня политическая элита Украины демонстрирует свое несогласие с Ющенко по всем практически политическим вопросам. Даже сам Ехануров ведь назначен незаконно, вопреки конституции, Ющенко не вправе был назначать его исполняющим обязанности. И это тоже вызывает раздражение у украинских политиков: если ты президент, то ты можешь все что угодно? И здесь сказывается, конечно, и нелегитимность прихода к власти Ющенко, а в глазах многих он нелегитимный президент, он президент, избранный с нарушением процедуры. И эти нарушения продолжаются. Поэтому здесь есть определенная проблема.

Я думаю, что сегодня парламент больше всего заинтересован в немедленном перераспреледелении полномочий в пользу самого парламента. Раздаются голоса, например, в пользу того, чтобы имитировать назначение премьер-министра парламентом, чтобы Ющенко, конечно же, участвовал в переговорах, но формальное выдвижение бы состоялось со стороны фракций парламента. И в этом случае кандидатура сумеет набрать гораздо больше голосов, чем 226. Но это уже очень сложная проблема.

Изыскиваются и другие варианты, рассматривается возможность Кинаха назначить на этот пост. Но в любом случае это будут очень сложные переговоры.

- Николай Владимирович, если, тем не менее, Ющенко согласится на тот вариант, который предлагает парламент, т. е. чтобы было правительство парламентское, парламент-то сможет найти кандидатуру, которая всех устроит?

ПЕТРОВ: Мне кажется, что проблемы сейчас не столько в персоне, сколько в институциональном характере власти вообще. И если парламенту удастся настоять на своем и, таким образом, повысить свою роль и влияние, то в принципе кандидатура Еханурова их, очевидно, вполне бы устроила.

- То есть парламент теперь должен Еханурова предложить. Формально.

ПЕТРОВ: Мы должны понимать, что, во-первых, страна стоит перед введением в действие конституционной реформы, которая существенно повышает права парламента и снижает власть президента. А с другой стороны, через 7 месяцев выборы в Верховную Раду, то есть сейчас ситуация очень политизирована, ставки очень высоки. И речь идет не о недовольстве депутатов конкретной кандидатурой, а об их желании - и справедливом, возможно, понимании того, что это желание сейчас может быть реализовано, - получить часть при дележе того пирога, который пока находится в какой-то мере в распоряжении президента.

- Тем не менее некоторые эксперты утверждают, что задача нынешней Верховной Рады Украины - не дать преимущества никому: ни Ющенко, ни Тимошенко, ни какому-либо другому политику. То есть оставить такую ситуацию, я бы сказала, смуты. Вы согласны с таким определением?

ИГРУНОВ: Это довольно странно слышать. Я объясню почему. Потому что парламент не является каким-то субъектом, каким-то собранием единомышленников. И он не может ставить таких целей. Другое дело, что существует столкновение интересов, и, конечно же, сегодня на политическом поле Украины Юлия Тимошенко доминирует. И далеко не всем это нравится. Не нравится это, конечно, команде Ющенко, которая уже находится в чрезвычайно жестком столкновении с командой Тимошенко. Это не нравится и оппозиции, которая еще недавно была властью. Это не нравится и тем политическим силам, которые не попали ни в оранжевую команду, ни в команду сине-белых. И, конечно же, они будут стараться фрагментировать будущий парламент, чтобы каждой из групп интересов было предоставлено некоторое количество мест. Кстати, новый избирательный закон Украины этому способствует. На Украине очень легко организовывать политические партии, намного проще, чем в России. Порог в 3 % позволяет мало-мальски авторитетной группе людей быть представленной в парламенте. И в этом смысле парламент действительно будет очень многообразный, я бы сказал, и для того, чтобы назначить премьер-министра следующим составом парламента, надо обладать очень большим политическим искусством.

- Что касается нынешних кандидатов на пост премьера, опять же среди экспертов существует мнение, что никто бы не хотел стать премьер-министром, ни одна политическая партия не хочет выдвигать своего премьера, потому что тогда ему придется взять на себя ответственность за то, что происходит в стране. То, что происходит в стране, людям не нравится. И никто не хочет стать политическим камикадзе. Вы согласны с такой оценкой, Николай Владимирович?

ПЕТРОВ: Мне кажется, что проблема во многом связана и с тем наследством, которое оставила после себя Тимошенко, а она сделала очень много популистских шагов, расплачиваться за которые отчасти придется следующему премьеру, и связана с той конфигурацией власти, которая сейчас в любом случае будет воспроизведена и которая не даст возможности премьеру быть действительно сильной и самостоятельной фигурой. То есть речь идет о том, что пост премьера, независимо от того, кто его займет, если это не будет, конечно, Тимошенко, это будет пост, практически гарантирующий непродолжение политической карьеры для человека. И, понятно, что мало кому это, в принципе, нравится. И надо понимать то, что после начала конституционной реформы, то есть с 1 января, будет уже как бы три реальных центра власти. Это будет и премьер, позиции которого усилятся, и спикер парламента, который станет намного более самостоятельным, и ослабевший президент. И поэтому все те стороны, которые сейчас активно участвуют в конфликте, они имеют в виду борьбу за вот эти три командные высоты.

- На ваш взгляд, желание, которое высказала сегодня Юлия Тимошенко, вернуться на пост премьера - это такое кокетство, это такое лукавство, или она действительно готова вернуться на этот пост и расхлебывать все то, что она заварила?

ИГРУНОВ: Ее возвращение после такого открытого конфликта с Ющенко невозможно ни при каких обстоятельствах. Поэтому она смело может заявлять о своих намерениях, завоевывая опять симпатии избирателей. Так что я думаю, что это не женское кокетство, а политическое. Это очень серьезная политическая игра.

- Николай Владимирович, вопрос вам. Фактически уволив Тимошенко, причем скандально и нарушая все процедуры, Ющенко сделал ей подарок. То есть ее шансы резко выросли. Многие эксперты говорят, что в будущем парламенте сторонники Тимошенко получат максимальное число мест по сравнению с другими партиями. Это так?

ПЕТРОВ: Да, многие эксперты считают, что эта отставка и то, как она была произведена, спровоцировано самой Юлией Тимошенко. По крайней мере, с теми доводами, которые они приводят, можно отчасти согласиться. Но надо понимать и то, что 9 месяцев существовал этот довольно странный и очень разнородный конгломерат, в который изначально вошли силы достаточно серьезные и имеющие разногласия между собой. И самое главное - это то, что в марте предстоят выборы в Верховную Раду, когда, собственно, и будет разыграна очень серьезная политическая ставка. И по мере приближения к этим выборам противоречия в стане так называемых победителей в "оранжевой революции", они, естественно, возрастали. И дальше понятно, что, собственно, выхода у действующего президента особого не было. Он мог либо согласиться изначально с подчиненным положением, либо попытаться пойти на обострение, что он, собственно, и сделал.

- Но при этом говорят, что основа конфликта между Ющенко и Тимошенко - вовсе не политика, не политические амбиции, а совершенно конкретные вещи. В том числе, если не ошибаюсь, завод ферросплавов в Никополе. Вот не сошлись. Президент был готов либо оставить его собственникам украинским, либо отдать российским бизнесменам за определенную плату, не материальную, а в виде телеканалов, а Тимошенко на это якобы не соглашалась, ее команда. Все-таки что лежит в основе их конфликта? Имущественные вопросы?

ИГРУНОВ: Безусловно, имущественные вопросы. Я хотел бы сказать по Никополю: там все не так однозначно. И я хотел бы сказать, что президент не является игроком в этом процессе.

- В имущественном споре?

ИГРУНОВ: У президента нет своих имущественных амбиций, это человек не от мира сего в некотором смысле.

- Телеканалы его не интересуют?

ИГРУНОВ: Его интересуют совершенно другие вещи. Но ведь президентом он стал не сам. Ведь были те люди, которые убедили его возглавить оппозицию. Ведь эта мощная оппозиция "оранжевая", которая фактически привела Ющенко к власти, существовала довольно давно. Помните, мощная кампания: "Украина без Кучмы!", "Геть Кучму!" и так далее. А за этими людьми стояли вполне конкретные бизнесмены, достаточно богатые люди, которые вложили достаточно много средств, даже если Березовский или какие-нибудь другие партнеры западные вложили больше, тем не менее эти тоже потратились. И они хотели бы, как у нас это называется, отбить свои деньги. А Юлия Тимошенко, которая тоже участвовала в этом процессе, которая тоже может себя считать творцом победы, она также связана с олигархическим бизнесом. И эти две олигархические группы столкнулись между собой. Свара приняла такой катастрофический для власти характер, что Ющенко, по крайней мере формально, пришлось устранять с политической арены как одну олигархическую группировку, так и другую олигархическую группировку. Но дело заключается в том, что после того, как обе эти группы сошли со сцены, президент, тем не менее, остается перед выбором: что же делать дальше, кто ему будет советовать? С группой Тимошенко все нити разорваны, а вот группа Порошенко, которая противостояла ей, остается в команде Ющенко. Поэтому на самом деле парламент не зря упирается, выбирая премьер-министра. Не зря он пытается уже сейчас повысить свою роль, чтобы как бы оттеснить и уменьшить влияние одной из олигархических групп.

- Николай Владимирович, по вашему мнению, то, о чем говорил Юрий Ехануров, выступая вчера в Верховной Раде, - что масштабы приватизации станут существенно меньше, - это позиция не только Еханурова, но и Ющенко? То есть он озвучил все-таки позицию президента страны? Кстати, я напомню, что Ющенко именно об этом говорил в самом начале своего правления, что не будет таких масштабных реприватизационных процессов.

ПЕТРОВ: Известно, что давно был открытый публичный конфликт между президентом и премьером по поводу масштабов этой реприватизации. И если президентом изначально предлагалось пересмотреть два-три десятка крупнейших, наиболее важных и наиболее скандальных приватизационных сделок и объявить всеобщий мир с тем, чтобы экономика стала развиваться активно, то Тимошенко, с одной стороны, давала популистские обещания, и под них нужно было находить какие-то новые деньги, а с другой стороны, постоянно говорила о том, что список реприватизационных сделок очень велик, и список этот открыт. И это, конечно, порождало очень серьезную нестабильность и достаточно сложную, в том числе в инвестиционном плане, ситуацию, в результате которой украинская экономика сейчас резко замедлила темпы своего развития. Но при этом понятно, что цена вопроса достаточно велика, что есть очень важные игроки и помимо этих двух основных лагерей. И общее влияние со стороны - со стороны и России, и Запада - скорее сводится к тому, чтобы быстрее покончить с ревизией прошлого и начать развитие новое.


Недавние публикации по теме:

Кризис власти на Украине . Беседа с Вячеславом Игруновым на радио "Свобода". 20 сентября 2005 г.;
Досрочный уход Ющенко с поста президента очень даже возможен. 16 сентября 2005 г. Опубликовано на Kreml.org;
Революция продолжается. В.Игрунов. 12 сентября 2005 г.;
"Надо отказаться от комплекса старшего брата". Вячеслав Игрунов для газеты "Известия". 12 сентября 2005 г.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.