Сейчас на сайте

Оригинал материала по адресу: http://www.from-ua.com/politics/41b570e90d9dc/

«В. Янукович теряет связь с властью и превращается в оппозицию»

Для меня самое важное - политреформа 

Как Украина выйдет из кризиса, вместе с From-UA размышляет политолог Владимир Малинкович, директор украинского филиала Международного института гуманитарно-политических исследований.

From-UA: – Можно ли ожидать от третьего тура выборов разрешения кризиса?

В. Малинкович: – Важен промежуток времени, оставшийся до проведения третьего тура. А конкретно, будет ли оппозиция выполнять те пункты, которые записаны в соглашении «круглого стола»: разблокирование зданий Администрации Президента и Кабинета министров, проголосует ли оппозиция за законопроект №4180.

Если оппозиция сделает это, В. Януковичу имеет смысл посмотреть опросы общественного мнения. Если разница не в его пользу составит больше чем 10 - 12%, ему бы стоило снять свою кандидатуру. В таком случае победитель во втором туре очевиден.

Но В. Януковичу не стоит снимать свою кандидатуру, если В. Ющенко не согласится на политическую реформу. В этом случае А. Мороз может увести своих людей от Виктора Андреевича, а это 6 - 7%.

From-UA: – Существует ли возможность, что одна из сторон признает свое поражение?

В. Малинкович: – После выборов – да. Если В. Ющенко победит, В. Янукович признает поражение. Но если он выиграет, Виктор Андреевич все равно не признает свое поражение. Он готов только побеждать любой ценой. Он будет уверять, что и в этом случае выборы прошли нечестно. А если Верховный Суд сумел принять решение, выйдя за рамки правового поля один раз, почему он не сделает этого второй?

А то, что он это сделал, несложно доказать. Верховной Радой заранее был определен результат, было давление. И решение принято такое, которого закон не предусматривает. В соответствии с законом, если во втором туре при повторном голосовании не выявлен победитель, назначаются повторные выборы. Никакого повторного голосования закон не предусматривает. То, что переголосование назначено в спешном порядке и сейчас, это результат политического давления. Но суд есть суд, надо признавать его решения.

From-UA: – Что может заставить оппозицию идти на компромисс?

В. Малинкович: – Принятие политической реформы – это обязательство оппозиции, которое она дала западным посредникам и А. Морозу.

Если бы оппозиция пошла на принятие политреформы, я бы рассматривал это как шаг, который позволит снизить напряженность в стране. Шансов на победу у В. Ющенко стало бы больше. Если бы оппозиция пошла на политреформу, мы вполне благополучно вышли бы из политического кризиса.

Да, политреформа не в интересах В. Ющенко. Я думаю, он хотел бы управлять страной 5 лет, имея по сути полномочия авторитарного лидера, такие же, как у Л. Кучмы. Но ведь он неоднократно говорил, что готов осуществить политическую реформу, и несколько раз поставил подпись.

From-UA: – Имеет ли смысл создание альтернативного «бело-голубого Майдана»?

В. Малинкович: – Я бы этого не хотел. Это еще больше поднимет напряженность конфликта между двумя частями Украины.

Но ситуация очень сложная. Если сейчас В. Янукович пойдет на соревнование с В. Ющенко, единственное, что ему остается, - создать «альтернативный Майдан» в Донецке, Харькове, Крыму, взвинчивать публику. Определенные политические круги в России могут его в этом поддержать.

Первый раз он выигрывал как премьер-министр, находящийся на подъеме. Сейчас, как премьер-министр, он ничего не может предложить.

From-UA: – Возможен ли приход к власти В. Ющенко силовым путем?

В. Малинкович: – В этом объективно нет никакой необходимости. Я не понимаю, зачем это делать с точки зрения малейшей заинтересованности в государственных интересах.

Проблема не в самом Викторе Андреевиче, а в его ближайшем окружении. В частности, резко возрастает с каждым днем влияние Юлии Тимошенко. Она настроена на силовые сценарии: ни в чем не уступать, власть захватить целиком. У нее уже есть небольшие штурмовые отряды.

Нетерпение Майдана, обострение конфронтации во время предвыборной кампании, когда усилится контрдействие на Востоке, могут спровоцировать силовые действия сторонников Ю. Тимошенко. Они уже были продемонстрированы во время заседания Верховной Рады, когда не выпускали депутатов и пытались штурмовать парламент. То, что А. Толстоухов сидит закрытый в Кабмине, – это уже силовые действия.

Поэтому оппозиция в течение долгого времени не выполняет обязательство снять блокаду государственных учреждений, которые она дала посредникам. Влияние Юлии Тимошенко очень опасно, для меня она – украинский вариант дуче Муссолини.

Виктор Андреевич человек совершенно другого плана. Но в какой мере он готов демонстрировать свою волю, я не знаю, это вопрос взаимоотношений внутри лагеря оппозиции.

From-UA: – Но В. Ющенко заявил, что в случае поражения готов брать власть силой.

В. Малинкович: – У него Киев и так в руках. Правительственные здания пустые. В АП нет Л. Кучмы, в Кабмине нет В. Януковича. Особо брать нечего. Это будут только здания и более ничего.

Он может войти в Администрацию Президента, объявить себя Президентом. В этом случае очень неуютно будут выглядеть его западные союзники. Это вряд ли будет воспринято на Западе так же однозначно, как они сейчас восприняли ситуацию во втором туре.

Вот это будет повод к сепаратизму, гражданской войне. Этого, я надеюсь, не будет, это трагедия для Украины.

From-UA: – Реальна ли угроза гражданской войны и раскола Украины? Как возможно ее предотвратить?

В. Малинкович: – Я надеюсь, что до этого не дойдет. Определенная опасность существует.

Нет реально единого Юго-востока, хотя он голосовал преимущественно за В. Януковича. Следовательно, сепаратизм всего Юго-востока - малореальная вещь. На Донбассе будут настаивать на федерализации. Под этим знаменем он получит поддержку всех областей-доноров на парламентских выборах 2006 года.

Это очень выгодная для них позиция, но в ближайшее время я не ожидаю сепаратизма и гражданской войны. При условии, что В. Ющенко будет вести себя умеренно, выполнять соглашения «круглого стола», не возьмет верх Юлия Тимошенко, которая может форсировать события при помощи захвата зданий и т.д. Тогда мы можем столкнуться с гораздо более серьезными последствиями.

Если, несмотря на выполнение пунктов соглашения «круглого стола», оппозиция все же не разблокирует правительственные здания, у власти будет моральное право применить силу. Но я не вижу смысла в подобных действиях. Все равно это ничего не даст, все равно Киев останется в руках оппозиции. В этих условиях власти нельзя идти ни на какие силовые действия. По крайней мере, в тех регионах, которые контролируются «оранжевыми».

From-UA: – Как Вы оцениваете инициативы В. Януковича об изменении его предвыборной стратегии?

В. Малинкович: – В. Янукович прав в нескольких моментах. Прежде всего, в том, что он в определенном смысле действительно был новой властью. Это не демократическая власть, но это люди, пришедшие из провинции, из Донбасса. Там достаточно мощный капитал, но опыта центрального управления нет. В Киеве он оказался в ситуации, когда все остальные смотрят на него, как на своего рода парвеню.

Я полностью согласен с ним в том, что «оранжевая революция» на самом деле не является революцией. Это своего рода политтехнология с участием спецслужб. Это действительно мощнейшее пиар-шоу: бывшая часть власти воюет с нынешней. Но вовсе нет смены системы власти.

Основная масса тех, кто находится на Майдане, четко не знают, чего они хотят. Как сказал один из участников демонстрации: мы за В. Ющенко, потому что он за нас. Вот и все.

Заявление об уходе в отпуск – это правильное формально решение, но, скорее всего, В. Януковича уволят. Он лишается возможностей Кабмина, но это в данном случае для него неважно. Как премьер-министр он уже не имеет возможностей что-то предлагать народу.

Теперь он теряет связь с властью и превращается в своего рода оппозицию. Весь тон его выступления был таков: я готов бороться как против оппозиции, так и против власти.

From-UA: – Как Вы оцениваете роль международных посредников в сложившейся ситуации?

В. Малинкович: – Соглашение участников «круглого стола» 1 декабря – замечательное соглашение. В этой ситуации посредники сделали максимум того, что можно сделать.

Я считаю правильным формирование коалиционного правительства. Это должно быть техническое правительство, чтобы там было как можно больше специалистов, а не политиков.

Прогресс есть. Л. Кучма взял на себя обязательства, которые будет выполнять, если будет работать Верховная Рада, он подпишет принятые законы. После 1 декабря только оппозиция несет ответственность за то, что сегодня не выполняются соглашения.

From-UA: – А как Вы оцениваете итоги очередного раунда «круглого стола», который завершил свою работу в ночь на 7 декабря?

В. Малинкович: – Это отступление от соглашения 1 декабря. Я надеюсь, что соглашение, к которому пришли 6 декабря в парламенте по политреформе, будет проголосовано.

Если политреформу выводят за скобки и Л. Кучма согласился подписать такое соглашение – это очень серьезное отступление. Это превращает всю «оранжевую революцию» в фарс. Весь сыр-бор будет идти из-за одной вещи: смены одного чиновника другим.

Если реформа в парламенте не пройдет, для В. Януковича это «плюс». А. Мороз, наверное, с этим не согласится и не отдаст голоса в пользу В. Ющенко.

1 декабря было подписано реальное соглашение. А нынешнее – это обыкновенная уступка Виктору Ющенко.

From-UA: – Что Вы хотели бы пожелать украинцам в нынешнее время?

В. Малинкович: – Избавиться от всевозможной горячки. Перестать скандировать и научиться мыслить. Это обязательный элемент для граждан, если они граждане, а не просто подданные страны.

From-UA: – Благодарим за интересную беседу!

Дмитрий Гомон


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.