Сейчас на сайте

<<<  К другим материалам темы

Интервью Вячеслава Игрунова на радио "Говорит Москва", 28 мая 2003г.

"Говорить о сильных противоречиях пока преждевременно"

Проблемы, обсуждаемые на саммите Шанхайской организации сотрудничества комментирует заместитель председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Вячеслав Игрунов

Один из главных вопросов, которые стоят сейчас перед ШОС, Шанхайской организацией сотрудничества, как повлияла война в Ираке на эту организацию? Известно, что война в Ираке выявила противоречия во внешней политике государств, которые входят в ШОС. Россия и Китай были против войны. Таджикистан, Казахстан, Киргизия воздержались, а Узбекистан полностью поддержал США. Насколько сильны противоречия в этой организации?

Было бы преждевременно говорить сейчас о противоречиях, но, во всяком случае, есть разные интересы. Скажем, Узбекистан заинтересован в том, чтобы ШОС обеспечивала безопасность, в том числе и границ Узбекистана, поскольку Узбекистану грозят как со стороны Афганистана, так и со стороны Таджикистана…

Вы имеете в виду таджикских сепаратистов?

Я имею в виду, прежде всего, узбекских фундаменталистов, которые присутствуют как на территории Узбекистана, так и на территории Таджикистана, Афганистана. Рейд Исламского движения Узбекистана (ИДУ) прошел и через Киргизию. Поэтому, конечно, стабильность соседей в этом регионе, безусловно, в интересах Узбекистана. Но, с другой стороны, Узбекистан хотел бы стать региональной, как сейчас говорят, супердержавой, а я бы сказал – великой державой региона. В этом смысле, конечно, ШОС принижает статус Узбекистана. Узбекистан хотел бы играть более важную роль. А в ШОС играет важную роль Китай и Россия. Союзничество с США, которые бы не хотели бы усиления Китая в этом регионе, и довольно спокойно относятся к доминированию России, могло бы помочь Узбекистану стать более значительной страной в этом регионе. Вот эти противоречия, конечно, существуют. Я думаю, что Узбекистан еще не вполне определился, и обязательно надо иметь в виду, что в самом Узбекистане ситуация крайне нестабильна. Для того чтобы стать великой страной региона, Узбекистану понадобиться еще очень много лет. Вопрос в том, есть ли у него эти годы? Есть ли наследник Каримова, который мог бы продолжать его политику?

Есть.

Нет, пока его не видно. Более того, Каримов – один из самых талантливых руководителей региона. Тяжелую страну, одну из самых проблемных в регионе он удерживает в относительно стабильном состоянии. Он постепенно увеличивает ее экономический потенциал и ведет очень терпеливую, сдержанную политику. Еще после распада Советского Союза он останавливал свою бюрократию, которая хотела выйти из-под влияния России и заявить о роли лидера в этом регионе. Вот тогда Каримов останавливая их, говорил: а вы сначала добейтесь экономической независимости. И он все время играл умеренно-дружественную роль в глазах России. Сегодня Узбекистан очень далек от цели стать самостоятельной, сильной державой в регионе. Каримов стоит на первой ступеньке этой проблемы. Я не уверен в том, что есть продолжатель этого дела и не уверен в здоровье самого Каримова.

Известно, что Казахстан и Узбекистан соперничают в регионе за лидерство. Насколько сильны противоречия между этими двумя государствами и трения?

Дело в том, что Узбекистан хотел бы играть ключевую роль, организовывая этот регион под себя, как бы находясь вне союза с Россией. Казахстан, напротив, хотел бы играть доминирующую роль в регионе, объединяя этот регион в некое общее пространство, евразийское пространство, в которое входит, в частности, и Россия. Доминирование Казахстана в этом регионе означает усиление позиции Казахстана в союзе с Россией. Это выравнивание прав, выстраивание партнерских отношений с Россией. У Узбекистана совершенно другая цель, поэтому они неизбежно будут соперниками. Но это связано с рядом других серьезных проблем. Прежде всего, Узбекистан постоянно увеличивает численность населения. С одной стороны, проблем становится больше, с другой стороны, медленно растет экономический потенциал. В Казахстане ситуация другая. За годы независимости население, судя по цифрам, сократилось. Только в одну Россию за это время уехало порядка 5 млн. человек. Однако экономический потенциал Казахстана на сегодняшний день все еще значительнее потенциала Узбекистана. Так что соперничество в этом регионе будет носить довольно острый характер.

Помимо этого, наверное, существует вопрос приграничных споров потому что число спорных участков на таджикско-узбекской границе достигает 700, а на киргизско-узбекской – 140.

Да, но это не касается Казахстана и Узбекистана. Между Казахстаном и Узбекистаном все относительно спокойно, если не считать региона Аральского моря, где идет явное опустынивание и раздел ответственности за ситуацию изменения рельефа. Конечно же, это несколько не урегулировано, но это не проблема. Что же касается узбеков, таджиков и киргизов, то здесь ситуация очень тяжелая, особенно в районе Ферганы. Население всегда было перемешано, и как только начинается строительство государства по этническому принципу, деление становится невозможным. Надо делить не между дворами, домами, семьями и так далее. И это становится критической ситуацией, которую нельзя избежать. Только интеграция в этом пространстве позволяет жить относительно спокойно. К сожалению, мне кажется, Узбекистан недооценивает опасности выделения его в самостоятельную сверхдержаву.



Беседу вел Андрей Пищаев

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.