Сейчас на сайте

Александр Юсуповский. Опубликовано в Русском журнале

Памяти Михаила Малютина (1955-2009)

Страничку М.Малютина на сайте см. здесь

Сразу оговорю своё право на субъективность. Вероятно, у каждого из друзей и коллег Михаила Малютина был свой образ Малютина. Я не собираюсь отстаивать единственность своего образа, тем более навязывать кому - либо своё видение.

Тем более писать биографию или перечислять все политические проекты и избирательные кампании, в которых он участвовал, либо статьи и книги, которые он писал. Это уже отчасти сделали другие: (http://www.izbass.ru/odv1-Malut.htm)

Я впервые услышал о нём на какой-то лекции для партактива в конце 80-х годов, когда в числе руководителей некоего зловредного образования (Московского Народного Фронта) он был назван в числе активистов и руководителей МНФ. Судьба свела меня и с МНФ и с ним лично.

А потом были многочисленные попытки изменить компрадорский неолиберальный вектор российской политики. В рамках неформальный движений, клубов и различных тусовок, Социалистической партии, Верховного Совета РФ и фракции «Смена-Новая политика», экспертом которой он являлся вплоть до октября 1993 года, в рамках межпартийного объединения «Гражданский Союз», попытка образования партии «Новые левые», трансформации Аграрной партии и многое многое другое.

Он исчезал на месяцы, уезжал консультировать, избирать, а потом звонил и затевал часовые телефонные споры по казавшемуся ему важным вопросу. Собирал наше экспертное сообщество АсПЭК, ядром которого просто было неформальной группой друзей Михаила. Обменивался информацией, идеями, которые постоянно фонтанировали из него, как и «малютинизмы» - едкие фразы, оценки, остроты, и то, что французы называют bon mot. Многие из них стали просто крылатыми словами.

Ему постоянно нужно было проверить, оплодотворить теорию практикой, а практику теорией. Философски осмыслить, а затем апробировать какое-то новое социальное или политическое явление.

В спорте есть понятие «играющий тренер». Он был практикующим теоретиком, или теоретизирующим практиком. Философ – политтехнолог, публицист,

Он был связующим звеном между многими совершенно разными людьми из совершенно разных слоёв и структур. Политического бомонда и ПиАрструктур крупных корпораций, экспертов из Академических кругов, действующих губернаторов и их окружения, экс- президентов и депутатов.

Бывало, он не щадил никого из актёров действовавших на политической сцене. Может, знал им реальную цену, наблюдая за их карьерами, владея инсайдерской информацией. А может, предпочитал оставлять дипломатию, политкорректность и политес другим, для которых разговор «по гамбургскому счёту» не сулил ничего приятного. Более ориентированным на карьеру, связи, делание денег и постепенное «обронзовение». Но от всяческого надувания щёк, всяческой виртуальности, всяческой политической кажимости его тошнило, и он этого даже не скрывал. Он мог задать неудобный вопрос любому политику любого ранга, «посадить в лужу», высказать свою оценку чему-либо или кого-либо, не заботясь о её умеренности, уместности.

Его нужно было либо принимать, либо пожимать плечами - и сохраняя лицо говорить что–нибудь такое: «Нуууууу, это же сами понимаете Малютин - сиречь enfante terrible отечественной политики и политической экспертизы».

Он и в самом деле был как тот мальчик, из сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» который с детской непосредственностью дал оценку проекта авантюристов–пиарщиков, решивших «развести на бабки» царственного клиента…

Можно назвать его, может быть, последним неформалом в российской политической аналитике и в политической жизни.

Только такие опытнейшие и много повидавшие политические «зубры» как Аркадий Вольский или Михаил Горбачёв терпели его ехидные ядовитости, понимая эвристическую ценность его заострённых критичных оценок и, вероятно, признавая их, хотя бы частичную, правоту.

Французы говорят, что человек - это стиль.

У Михаила был свой стиль. Уникальный и неповторимый. Этот стиль мог задевать и провоцировать, обижать. Но, с другой стороны, этот стиль сленга, острот, ненормативной лексики и строгий понятийный язык академической науки, может, и не был случайным и экзотичным для адекватного и максимально точного и операционального отражения российских политических реалий с конца 1980-х годов.

И о политике можно было говорить только в терминах «магнатов и придворной шляхты», «хаотов и стабилов»

О. Григорьев, Б. Кагарлицкий, В. Милитарёв, А. Липкин, А. Нещадин, В. Игрунов, Г. Павловский, И. Сундиев, С. Глазьев, В. Новиков, Б. Кувалдин, С. Кургинян, В. Лепёхин, Л. Сигал, А. Сегал, А. Бузгалин, А. Колганов, А. Кынев, Д. Журавлёв, А. Рябов, В. Горюнов, И. Лягушкин, Л. Бызов, А. Глубоцкий, Л. Шерова, Д. Болсуналиева, А. Баранов, Н. Кузнецов, Г. Скляр, автор этих строк и многие другие, как говорил Михаил, «широко известные в очень узких кругах личности» в той или иной степени становились его товарищами, коллегами, соратниками. Не буду называть его многочисленных коллег и друзей из регионов, стран СНГ, которых у него было огромное количество. Но, несомненно, одно - вокруг него не уживались скучные и занудные личности. Он фонтанировал идеями, взятыми из жизни, цитатами из фантастики, которую ценил, как и классиков политологии или философии, из «дедушки Маркса», которого он стал сам отчасти напоминать со временем.

Скучно в его присутствии не было никогда. Скорее он провоцировал своими выступлениями и репликами споры, сшибку разных позиций.

Мне кажется, российской политике в условиях кризиса, будет очень не хватать воплощаемой им позиции. Лошадиной дозы критичности, позволяющей с иронией и сарказмом отличать реальность от фикции, достойную личность от авантюриста или пенкоснимателя, патриота от имитатора патриотизма…


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.