Сейчас на сайте

Александр КЫНЕВ[1]

 

КЫРГЫЗСТАН ЖДЕТ ОЧЕРЕДНЫХ ПЕРЕМЕН

27 февраля и 13 марта 2005 года в Республике Кыргызстан состоялись выборы Жогорку Кенеш – так согласно республиканской Конституции называют парламент страны. Важность выборов определялась тем, что в октябре страну ждут очередные президентские выборы, на которых согласно действующей Конституции бессменный с 1990 президент страны Аскар Акаев не  имеет права баллотироваться. А это значит, что выборы парламента, несомненно, можно рассматривать как репетицию президентских, на которых или президент будет избран новый или конституцию придется менять.

Несмотря на первоначальную «либеральность» А.Акаева Кыргызстан с начала 1990-х шел по пути, удивительно похожему на своих центральноазиатских соседей. Полномочия парламента все более и более сокращались, а президента все более возрастали, причем процесс изменения конституций шел постоянно. Одних только конституций за эти годы было принято пять (!) – в 1993, 1994, 1996, 1998, 2003.  Постепенно в политической жизни Кыргызстана все большее значение стала приобретать «семья», к которой оппозиция относила в первую очередь его жену Майрам, его  дочь Бермет и сына Айдара (еще один сын президента Илим учится в США, а вторая дочь не пользуется таким влиянием, как старшая). Именно «семья» и близкие к ней бизнесмены стали контролировать все самые доходные  сферы региональной экономики (продажу спирта, табака, рынок ГСМ и т.д.), при этом экономическая ситуация в стране все более ухудшалась. Женой президента был создан знаменитый фонд «Мээрим» отчисления денег в который региональными бизнесменами зачастую решали возникающие у них проблемы.

В стране есть традиционное деление на южные и северные кланы и издавна  власть в республике распределялось с учетом балансы юга и севера, при этом определенные квоты в руководстве имели узбекское и славянское меньшинство. Соблюдал подобные пропорции и Акаев. Однако с постепенным ростом влияния «семьи» хрупкий и годами выстраиваемый кланово-этнический баланс стал трещать по швам. Каждый член «семьи» стал тащить во власть своих любимчиков, а это значит что под них нужно было освобождать места… Только ленивые не судачили о том, что президент лоббирует собственных учеников и аспирантов, его жена Майрам родственников и друзей детства, дети – своих друзей… Причем какой-нибудь чиновник может одновременно получать просьбы и указания и от самого президента, и от его жены и от детей, и все надо выполнить, а фавориты разных членов семьи конкурируют и интригуют друг против друга. Естественно, что подобный рост влияния «семьи» буквально на все сферы жизни в стране не мог не вызвать взрыва недовольства даже среди тех, кто все последние годы был лоялен президенту.

Приближение окончания  третьего президентского срока и невозможность вновь баллотироваться по действующей конституции подтолкнули А.Акаева вынести на референдум 2 февраля 2003 года помимо очередного вопроса о доверии президенту текста новой Конституции Кыргызстана.  Появление в 2003 новой конституции было связано и с существенным ростом оппозиционных настроений в стране, лидеры оппозиции настаивали на пересмотре конституции и увеличении полномочий парламента. В результате это в определенной степени произошло, но «по-акаевски». Жогорку Кенеш стал однопалатным, а его численность была определена в 75 депутатов, избираемых по одномандатным округам, выборы по партийным спискам были отменены «из-за слабости партийной системы» (самое забавное что именно по этой причине они и вводились, чтобы эту слабость преодолеть). Причем сама работа над проектом конституции проходила непрозрачно, общественность не имела данных о том, насколько изменение проекта конституции связано с результатами обсуждения и насколько с закрытой от общественного контроля внутренней организацией работы экспертного совета при президенте. Согласно этой конституции парламент вновь получил существенные права (в частности теперь он будет персонально утверждать каждого члена правительства). Наблюдатели не исключают, что это прелюдия к новому изменению конфигурации власти в стране, к примеру, передаче основных полномочий премьер-министру, пост которого займет А.Акаев, или же переходу к избранию  президента парламентом.

Именно поэтому выборы Жогорку Кенеш 27 февраля и 13 марта 2005 года стали событием такой важности. На эти выборы оппозиция шла уже без Ф.Кулова (он отбывает наказание по решению суда), однако среди ее лидеров появились прежде лояльная президенту Р.Отунбаева (она из северной Таласской области) и уволенный в 2002 с поста премьер-министра уроженец юга республики и один из самых богатых людей Кыргызстана, бывший губернатор Джалал-Абадской области Курманбек Бакиев. 27 февраля пять оппозиционных блоков решили объединиться для совместного противодействия административному ресурсу и для честных, справедливых и прозрачных выборов. В оппозиционный блок вошли "Народное движение Кыргызстана" во главе К.Бакиевым, общественно-политическое движение "Ата-Журт" («Отечество») во главе с Р.Отунбаевой, общественно-политическое движение "Жаны-Багыт" («Новый курс») Мурата Иманалиева, Народный Конгресс Кыргызстана Алмаза Атамбаева (здесь же «Ар-Намыс» Ф.Кулова),  и Гражданский союз "За честные выборы" бывшего секретаря Совета Безопасности М.Ашыркулова. Главными рупорами оппозиции стали газета «Моя столица-новости» и киргизский филиал радио «Свободная Европа» («Азаттык»).

По скандальности кыргызские выборы-2005 превзошли все предыдущие избирательные кампании в стране. Начиная с того, что в депутаты решило баллотироваться рекордное число родственников президента и членов его команды – дочь президента Бермет, сын президента Айдар, сестры жены президента, сын премьер-министра, брат министра внутренних дел, муж министра социальной защиты, брат губернатора Чуйской области и т.д., и заканчивая рекордным количеством кандидатов, по различных поводам отстраненных от выборов. Из 473 кандидатов подавших документы на регистрацию было зарегистрировано всего 427, ко дню голосования 28 февраля в бюллетенях осталось 389 человек. В частности 4 кандидатам – бывшим послам (включая Р.Отунбаеву) было отказано в регистрации, так как они последние 5 лет перед выборами не проживали в стране (то, что они находились в командировке, представляя интересы страны, видимо никого не интересовало). Целый ряд кандидатов были сняты с выборов решениями судов и окружных комиссий. В результате к примеру в округе №34 в итоге остался единственный кандидат – бывший партийный лидер Киргизии Т.Усубалиев, которому таким образом создавали максимальный «комфорт». А так как родственные связи в Кыргызстане очень сильны и несправедливость против человека означает возмущение не только его, но и его многочисленных родственников и земляков, то практически везде, где против оппонентов провластных кандидатов были применены силовые методы, начались вспышки протеста, стихийные митинги, перекрытия дорог, захваты зданий администраций. В результате в некоторые округа в день голосования не могли добраться даже международные наблюдатели, а в некоторых (к примеру в 33 и 75) голосование вообще не состоялось.

За несколько дней перед выборами внезапно было отключено электричество в типографии, где печаталась главная оппозиционная газета «Моя столица - новости», лишено прежней эфирной частоты радио «Азаттык», при этом на центральных телеканалах и в официальных газетах шла массовая кампания черного пиара, рассказывающая о том, что лидеры оппозиции - это экстремисты, работающие на деньги Запада (хотя было очевидно, что по обладанию финансовыми ресурсами кандидатам оппозиции далеко до партии власти) и при этом связанные с международным терроризмом, что в штабе К.Бакиева якобы печатали фальшивые сомы (местная валюта) и т.д.. Президент Акаев обещал стране невиданное экономическое возрождение и якобы огромные инвестиции от РАО ЕЭС и компании «Базовый элемент» в строительство алюминиевого комбината и т.д.

Необходимо признать, что под давлением ОБСЕ и оппозиции несмотря на явное административное давление и отстранение от выборов ряда кандидатов в избирательный процесс были включены и демократические новации. Главной из них стала маркировка специальным раствором пальцев проголосовавших избирателей, чтобы исключить возможность их повторного голосования (что было более чем реально, учитывая разрешенные в Кыргызстане дополнительные списки избирателей и возможность голосовать почти по любому документу, помимо паспорта, а на участках где менее 500 избирателей, Кодекс о выборах вообще разрешает голосовать без документов, если личность избирателя подтвердят хотя бы 2 члена комиссии). Законодательно было закреплено и назначение не менее трети членов избирательных комиссий по предложениям от политических партий (причем, чтобы исключить ангажированность, при принятии решения предполагалась процедура жребия, если число предложений партий превышает число мест в комиссии), а также жребием распределение обязанностей членов комиссий при открытии участка.

Однако даже многие эти позитивные новации как показало наблюдение, в день выборов не соблюдались. Несмотря на строгие правила формирования избирательных комиссий, в их составе сплошь и рядом оказывались чиновники администраций, подчиненные лица и родственники кандидатов, депутаты местных советов, что прямо запрещено законом. Нормой было, когда в составе комиссии находятся прямые подчиненные  председателя комиссии по месту основной работы. Проправительственные партии «Алга, Кыргызстан» (Вперед, Кыргызстан) Бермет Акаевой и «Адилет» Ч.Айтматова оказались представлены в 65 и 63 окружных избирательных комиссиях соответственно из 75, что в разы превышает представительство всех иных партий.

Наблюдатели ОБСЕ и Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ENEMO), в составе миссии которой быть наблюдателем пришлось и мне, фиксировали факты административного давления на избирательных участках, повсеместного присутствия на участках чиновников администраций и представителей правоохранительных органов, которые в ряде случаев фактически руководили работой комиссий, незаконного проведения агитации и подкупа избирателей, плохой организации избирательного процесса избирательными комиссиями.  На моих глазах на избирательных участках № 273 и №275 Сокулукского избирательного округа №65 представители сельской и районной администрации контролировали процесс голосования, прямо давали указания членам комиссий и наблюдателям, открыто запугивали наблюдателей. Во многих округах наблюдатели фиксировали организованную доставку избирателей на участки, на ряде участков отмечались случаи раздачи оплаченных счетов за электричество, выдачи  ликеро-водочной продукции. В Университетском избирательном округе №1, где баллотировалась Бермет Акаева, члены комиссий-преподаватели в обоих турах жестко контролировали голосование избирателей-студентов, у некоторых которых перед голосованием принудительно были отобраны зачетки. Во втором туре здесь вообще отмечалась агитацию в ее пользу «от двери к двери», а объезжавшая участки председатель окружкома И.Ким приказывала удалять наблюдателей, если они пытались покидать указанные им председателями участковых комиссий места. Никакой критики не выдерживала организация работы  избирательных участков, практически нигде не было информации о кандидатах и порядке голосования, неправильно заполнялись протоколы и отсутствовали их увеличенные копии. Голосование избирателей зачастую шло без надлежащих документов, удостоверяющих личность, и без проведения  членами избирательной комиссии положенной процедуры маркировки  избирателей, либо же без проверки наличия данной маркировки у входящих на участок избирателей. Например, в избирательном округе № 73, избирателям непосредственно у участков перед голосованием выдавались свидетельства о рождении и справки с места жительства (форма № 9), по которым они тут же голосовали по дополнительному списку.

Низким было качество списков избирателей, большое количество избирателей было внесено в дополнительные списки (на некоторых участков до 30% избирателей!), избиратели зачастую не оповещались о месте и времени голосования, неверно были записаны фамилии избирателей, имелось различное написание фамилий и имен избирателей, выбывшие избиратели вычеркивались из списков не чернилами, а карандашом, избиратели, придя на участок обнаруживали, что кто-то проголосовал за них и т.д. Распространенной проблемой также стало размещение избирательных участков в помещениях, не соответствующих требованиям закона. Председатели комиссий нередко фактически не давали местным (а иногда и международным) наблюдателям выполнять свои функции (знакомиться со списками, ходом маркировки и проверки документов избирателей и т.д.). 

Именно во многом благодаря активной работе наблюдателей многих нарушений и фальсификаций удалось не допустить или предотвратить, в результате в ряде округов «нужных» кандидатов в первой попытки протащить не удалось (27 февраля было избрано всего 32 кандидата, в остальных округах 13 марта состоялся второй тур). Перед вторым туром повторились все «прелести» первого, начиная с того, что в некоторых округах решение  о назначении второго тура и соответственно возможность кандидатам вновь официально вести агитацию публиковалось буквально за несколько дней до самого голосования, чтобы вообще не дать кандидатам оппозиции законного права вести агиткампанию. Продолжилось и снятие кандидатов. Так в округе №33 (Нарынская область) с выборов был снят вышедший во второй тур кандидат И. Кадырбеков именно за то, что якобы начал вести незаконную агитацию (ни районные, ни областная газеты Нарынской области не печатались до 8 марта, а уже 12 агитацию было вести запрещено). По мнению же И.Кадырбекова опубликованием решения можно было считать его публичное озвучивание на радио «Алмаз» 2 марта. В итоге снятия Кадырбекова в округе №33 второй тур  из-за акций протеста просто не состоялся.

Главным при подведении итогов второго тура стали многочисленные обвинения уже в открытых фальсификациях – переписке протоколов участковых комиссий непосредственно в окружных. В Куршабском округе №39 первоначально победителем был объявлен провластный М.Орозбаев, однако начавшиеся акции протеста привели к тому, что окружная  комиссия пересмотрела свою решение в пользу одного из лидеров оппозиции А.Мадумарова. Аналогично в округе №44, где шел спикер уходящего парламента А. Эркебаев, после начала акций протеста против явных нарушений (была перекрыта автотрасса Ош–Сарыташ, около здания Алайской районной администрации собралось около 500 человек, пытавшихся ворваться в здание райадминистрации) окружком вынужденно признал победу оппозиционера М.Султанова. Но ЦИК Киргизии заявил, что регистрировать Мадумарова и Султанова депутатами не собирается и проведет на ряде участков этих округов переголосование. Только как это сделать в условиях начавшегося непрерывного митинга и захватов зданий местных администраций? В целом в результате выборов оппозиция в новом кыргызском парламенте оппозиция составляет не более десяти процентов, в 4 округах депутаты не избраны.

Уже утром 14 марта на митинги вышли сторонники проигравших кандидатов в Оше, Узгенском, Алайском и Токтогульском районах, в Джалал-Абаде и Баткене, Таласе, Сокулукском районе Чуйской области и других местах. Митингующие перекрывают дороги, требуя отставки руководства страны, проведения повторных выборов под контролем международных наблюдателей и аннулирования результатов 13 марта.
В Таласе, избиратели проигравшего выборы Р.Жээнбекова заблокировали здание обладминистрации, взяли в заложники губернатора и акима Бакай-Атинского района. В Джалал-абаде и Кочкорском районе Нарынской области митингующие избрали новые местные администрации. Акции протеста продолжаются.

38 депутатов действующего пока еще парламента приняли обращение о том, что состоявшиеся выборы в Кыргызстане не соответствовали демократическим стандартам, прошли с многочисленными нарушениями, а президент страны А.Акаев перестал выполнять функции гаранта Конституции. Авторы обращения потребовали правовой оценки действиям правительства и привлечения к ответственности тех, кто их инициировал. Они предложили создать смешанную комиссию для расследования обстоятельств данного инцидента, снять с должностей и привлечь к ответственности секретаря Совета безопасности и министра внутренних дел Кыргызстана.

Значит ли это что  Кыргызстан «дозревает» до очередной «оранжевой революции»? Вряд ли. Ни о каком повторении  того, что было в Грузии и на Украине речи не идет. Киргизия совсем другая страна с иной политической ситуацией. Грузия и Украина к моменту своих «революции роз» и «оранжевой революции» соответственно имели довольно сплоченную и хорошо организованную оппозицию с ярким и популярным лидером, которого готовили и раскручивали перед этим несколько нет. Ющенко уже почти четыре года был самым популярным политиком страны, также фактически было и с Саакашвили. Такого единого лидера у киргизской оппозиции сегодня нет, хотя в последнее время на первый план все более выдвигается К.Бакиев, но чтобы достичь в глазах общественного мнения статуса потенциального лидера нации ему или кому-то другому предстоит еще много работать. В условиях постсоветского общества оппозиция получает шанс прийти к власти когда критической становится масса недовольства не только населения, но и значительной части элиты. Без союзников среди части нынешней власти при сложившейся концентрации власти мирный приход к власти оппозиции практически не возможен. В Киргизии сейчас происходит два процесса – это не только противостояние «власть-открытая оппозиция», но и растущее противостояние внутри власти, когда связанные с отдельными членами президентского клана новые фигуры «из ниоткуда» начинают вытеснять иных сложившихся лидеров, и соответственно связанные с ними группы интересов. Стремление жены и детей президента освобождать «место под солнцем» для своих любимцев фактически выталкивает в оппозицию многих из тех, кто ранее был абсолютно лоялен. И этот процесс усилился в ходе избирательной кампании. Полагаю, что будет естественным процессом, когда многие из этих незаслуженно обиженных, и при этом авторитетных и обладающих большими ресурсами людей в ближайшее время вынужденно войдут в альянс с оппозицией. Если это будет происходить, то возможности оппозиции будут возрастать.

Что будет происходить дальше? пока на этот вопрос нет однозначного ответа.  Это будет зависеть от того, насколько будет развиваться в элите конфликт между ее старой и новой частью, насколько новые фавориты жены и детей президента будет стимулировать передел сфер влияния и соответственно насколько быстро будут появляться новые недовольные. Чем агрессивнее  и бесцеремоннее будет власть, тем быстрее и радикальнее будут идти процессы, тем больше шансов на что-то типа новой революции.



[1] Эту статью про Киргизию я писал для "Политического журнала", где ее не опубликовали по идеологическим причинам. По ходу в перерывах между основной работой я дописывал большой и серьезный текст про Киргизию, но скорость развития событий побудила послать написанные 18-го числа заметки тем, кого считаю друзьями и коллегами (авт.).


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.