Сейчас на сайте

Вся лента новостей

35-летие "Хроники текущих событий"

30 апреля 2003г. произошло знаменательное событие – правозащитники и участники диссидентского движения в СССР собрались в здании Общества «Мемориал», чтобы отметить 35-летие первого выпуска «Хроники текущих событий».

 

***

30 апреля 1968 года появился небольшой машинописный бюллетень с необычным заголовком - «Год прав человека в Советском Союзе» и скромным подзаголовком – «Хроника текущих событий». На первой странице шло напоминание о том, что 1968 год объявлен годом прав человека, и что ровно 20 лет назад Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав человека. На обложке в качестве эпиграфа была помещена цитата из статьи 19 упомянутой Декларации: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Далее начиналось подробное описание одного из самых возмутительных процессов над людьми, посмевшими следовать духу этой статьи – дела Галанскова, Гинзбурга, Лашковой и Добровольского, нашумевшего «Процесса четырех»

Так начался выпуск первого в СССР свободного периодического бюллетеня. Он будет с огромным трудом и риском печататься и размножаться на пишущей машинке и просуществует 15 лет. Десятки людей попадут в тюрьмы, лагеря, ссылки, психбольницы не то что за издание – за одно хранение и распространение этих машинописных страничек – так боялись советские власти правдивого и свободного слова.

Множество людей, живя в несвободной стране, в провинциальной глуши, через «Хронику» приобщилось к свободному миру, для сотен людей этот бюллетень стал школой правосознания, школой свободы. «Хроника текущих событий», как символ духовного сопротивления интеллигенции, ознаменовала собою, в сущности, начало нового этапа в истории нашей культуры – она стала символом открытого и ненасильственного противостояния власти, символом того стиля борьбы, который мог быть выстрадан русской интеллигенцией только после десятилетий сталинского террора. И именно с «Хроники» начинается история русского правозащитного движения…

 

***

И вот, по прошествии 12 лет после исчезновения Советской Империи, вновь собираются старые товарищи по сопротивлению: правозащитники, писатели, даже политики, собираются, чтобы отпраздновать 35-ый день рождения бюллетеня и поговорить о смысле и назначении «Хроники» в прошедшей и будущей истории.

На вечере собравшихся познакомили с двумя связанными с «Хроникой» проектами. Один из них уже полностью реализован – это издание всех выпусков бюллетеня, включая не вышедшие, в Интернете. Кроме того, Александр Даниэль, ведший вечер, объявил, что «Мемориал» совместно с Бременским Институтом планирует в течение 2-х лет сделать типографское издание «Хроники текущих событий», с комментариями, именными и тематическими указателями.

Далее мы приводим несколько, на наш взгляд, наиболее интересных, фрагментов из выступлений, прозвучавших на праздничном вечере.

 

Лев Тимофеев, писатель, редактор самиздатского журнала «Референдум» (80-е), в настоящее время - руководитель центра по изучению теневой экономики, Президент фонда "Референдум".

«…Никто ведь ничего не помнит – и «Хронику текущих событий не помнят»... Спроси теперь молодых людей, что это такое, так никто не знает… А может быть, это и неплохо, потому что это факт нашей биографии, людей, которым за 60, за 70. Это факт нашего освобождения, это факт нашего понимания того, что мы живы, тогда, когда принимать это было совсем не просто. Когда через третьи, пятые, десятые руки, попадали эти листочки, мы, люди, не имевшие никакого отношения к тому, как печатались эти листочки, мы понимали, что мы, мы живы, так же как мы понимали, что мы живы, когда к нам в руки попадал «Архипелаг», когда мы слышали слова Андрея Дмитриевича Сахарова. Юра Орлов, Юрий Федорович, некоторое время носился с идеей, уже в новейшее время, задавался вопросом, отчего это новое ельцинское правительство, диссидентов не делает послами. Достойные люди, достойно бы представляли сегодняшнюю Россию. Так вот, не нужны сегодняшней России никакие диссиденты. Не нужны…

Понимаете, это другая нравственная сфера - сегодняшняя политика… «Хроника текущих событий» - это то живое слово, та формула жизни, без понимания которой мы не можем сами себя осмыслить, сами себя осознать… И когда в 60-е годы после оттепели возникли какие-то свежие общественные дуновения, я помню, как я мечтал, чтобы где-нибудь построили баррикаду - очень хотелось на баррикаду… Так вот, эта баррикада строилась не на улицах, эта баррикада строилась в общественном сознании и первыми строителями баррикады были создатели «Хроники текущих событий». Мы победили. Мы - потому, что мне хочется духовно быть с этими людьми. Но эта победа имеет больше отношение к истории в широчайшем масштабе, в масштабе тысячелетий, больше, чем к истории в масштабе лет. И поэтому о «Хронике текущих событий» сегодня никто не помнит, и именно поэтому о «Хронике» будут помнить всегда, даже тогда, когда забудут о распрях, дрязгах, о наших политических столкновениях…»

 

Леонид Седов, ныне - старший научный сотрудник ВЦИОМ, в прошлом - один из изготовителей «Хроники текущих событий».

«…Конечно, ныне живущие молодые люди ничего не знают о «Хронике», просто не слышали, им надо об этом рассказывать. Ведь они получили свободу в готовеньком виде и не ценят ее. Даже по реакциям молодых людей на события, происходящие в мире, совершенно ясно, что им уже плохо помнится кто такой Сталин, кто такой Гитлер, Саддам для них уже ни с чем не ассоциируется – так же как и для многих людей пожилого возраста впрочем…»

 

Владимир Лукин, ныне – вице-спикер ГосДумы, член фракции «ЯБЛОКО», в недавнем прошлом - посол России в США, в далеком прошлом – активный читатель «Хроники текущих событий».

«…Я хотел бы попросить у вас извинение, потому что здесь должен был бы сидеть президент нашей страны, глава правительства, ведущие политические персонажи нашей демократической страны, потому что это честь для них быть здесь, так как «Хроника» - это символ победы, торжества свободы – хотя как всегда не в том виде, в каком виделось…»

 

Арсений Рогинский, член правления Общества «Мемориал»:

«…То великое и главное, что было сделано, было сделано гениальностью Наташи Горбаневской. Она придумала, КАК это должно быть. Самое главное в «Хронике» это то, что на ней нарисовано вот это – известная цитата: «Каждый человек имеет право на свободные убеждения и так далее» - Всеобщая Декларация Прав Человека, ст. 19. Откуда это-то взялось! Павел Литвинов недавно рассказал: «Я очень хорошо помню, как это было! Вот уже Наташа сделала номер, а потом и говорит: «А давайте засобачим на первую страницу вот эту цитату из Декларации!..» Она-то и дала «Хронике» вот этот образ правозащитного издания. «Хроника» попала в тогда еще не существовавший мировой правозащитный контекст. «Хроника» этим изданием, с этим эпиграфом начала создавать мировой правозащитный контекст! Все эти международные правозащитные организации, которые мы теперь знаем, они каким-то образом пошли отсюда…

Я вчера взял один номер «Хроники» наугад – и стал ее просматривать. (34 номер «Хроники», с его содержанием можно ознакомиться здесь - Е.Ш.). Конечно, слово «летопись» здесь подходит. Но летопись чего? Конечно, во-первых, это хроника террора, хроника сопротивления, с другой стороны, хроника модели поведения каждого человека в каждой отдельной ситуации… Я открыл и сделал несколько закладок – и не могу передать, как пахнет отсюда 74 годом – уже в 78-м этого не будет. Вот судья (на самом деле – адвокат – Е.Ш.) спрашивает Хейфеца, согласен ли он, что его статья о Бродском носит антисоветский характер.

«ХЕЙФЕЦ: Видимо, да. Раньше я так не думал, но, прослушав мнение суда, согласен. Хотя и неумышленно, я пропагандировал против советской власти.

АДВОКАТ (характерно, что это адвокат, а не прокурор – Рогинский): До следствия Вы не признавали себя виновным. На предварительном следствии Вы частично признали свою вину. У меня такой вопрос: сейчас, по прошествии четырех дней суда, признаете ли Вы себя виновным?

ХЕЙФЕЦ: Так как я не понимал, я не признавал себя виновным. Но я привык доверять квалифицированным людям. Прослушав юристов, я понимаю теперь, что мои действия подпадают под статью 70, и признаю себя виновным.

АДВОКАТ: Полностью признаете?

ХЕЙФЕЦ: Да».

Гениальная казуистика, которая шла с конца 50-х годов, через нее прошли почти все «колокольчики», уже доживала свой век. Начиная с 45 выпуска «Хроники» сплошь пойдут процессы, на которых будет либо «отказываюсь отвечать», либо «не признаю себя виновным». И это станет уже коллективной этикой круга. Поразительны примеры человеческой слабости, когда порядочный человек говорит на суде:

«В прошлые годы, когда речь шла о таких процессах, как этот, обычно говорили, что следствие велось с нарушением законности, что на подсудимых оказывалось давление, что с ними плохо обращались. Я и сам это говорил. Я хочу сказать, что если и об этом процессе будут говорить такое, то чтобы при этом не ссылались на меня. Во все время следствия и суда я не заметил никаких нарушений советских законов, хоть внимательно следил за этим. Все следствие и судебный процесс проводились с точным соблюдением всех норм советского правосудия». Сломленный он, что ли? Или тактический прием? Но это тоже вариант поведения…

А дальше абсолютно такой тупой правозащитный мотив, такой кондовый правозащитник – виноват, потому что он здесь сидит.

«Игрунов еще раз, более развернуто, объяснил мотивы своего отказа подписать "протокол предупреждения": во-первых, он не считает доказанным (ведь не было ни следствия, ни суда) факт распространения или хранения им антисоветской литературы и, во-вторых, считает своим правом читать любую литературу и распространять любую некриминальную литературу, даже если следствие называет ее антисоветской. Игрунов заявил, что, например, "Хроника текущих событий", по его мнению, не является криминальной. Он попросил следствие либо показать ему список антисоветской литературы, либо дать точное определение, что такое "антисоветская литература"»…

И это уже станет абсолютной нормой через несколько лет… А это 1974 год…

Это не героизм, и не слабости – это нечто другое… Постепенно отрабатывалась этика, этика, тактика, стратегия, стиль поведения человек-власть. И все это было в «Хронике».

Или вот гениальный сюжет. Эрнста Орловского понизили в должности со старшего инженера до просто инженера. Эрнст возмутился, стал отстаивать свои права, и «Хроника», не жалея страниц, полностью публикует то заявление Орловского, где он протестует против того, по каким мотивам его понизили в должности, в конце с победой сообщает, что Орловского восстановили в должности старшего инженера… Это же бесконечно важная модель для правосознания. Поэтому «Хроника» оказывала колоссальное воспитывающее влияние на тот круг, который его читал!

 

Вячеслав Игрунов, ныне - заместитель председателя ГосДумы по делам СНГ, лидер партии СЛОН и проч., в прошлом – создатель крупнейшей библиотеки самиздата в СССР.

«Вот все, кто тут собрались – это все были москвичи, только Сеня Рогинский представлял не первую столицу, а вторую. Сейчас, когда мы занимаемся политикой, мы точно знаем, что есть Россия и есть Москва, это как бы две страны. А как-то я Ларисе Богораз сказал, что, «наконец-то, и у нас в Одессе…», а она меня очень резко оборвала, и сказала: «Я против того, чтобы делить страну на зоны, везде одинаково». Нет, не везде одинаково. Совершенно не случайно, что все здесь собравшиеся и почти все участники «Хроники текущих событий» - здешние московские люди. В Москве была другая жизнь, а страна была погружена в совершенно бездонную глубину, тьму, мы были оторваны друг от друга, мы ничего не знали о том, что происходит, газет мы не читали, и уж тем более наше окружение ничего не читало. Но когда мне в декабре 68 года попалась подборка «Год прав человека в Советском Союзе», что-то как молния сверкнуло, что-то в жизни изменилось… У нас там все было просто совершенно другое, была другая жизнь!.. А «Хроника текущих событий» сделала меня современником этой жизни. Я жил в подполье, это была полная безнадега, без искорок близкого мышления… И вдруг выясняется, что есть настоящая жизнь, в которую мы встроены и, слава Богу, можем теперь найти друг друга, потому что есть «Хроника текущих событий»! И ведь не случайно «Хроника» становилась все толще, и толще, и толще – потому что через нее мы находили друг друга, через нее мы создавали то самое гражданское общество, те зачатки гражданского общества, которым до сих пор так и не удается прорасти. «Хроника текущих событий» меняла нашу жизнь.

…Когда меня привезли в камеру, у меня улыбка была до ушей. Вы знаете, я был счастлив, потому что я шел по стопам моих героев, я прикоснулся к тому, что было раньше пройдено другими: Григоренко, Буковским, Наташей Горбаневской, которая в это время сыграет очень важную роль в моей жизни. Благодаря ей я отделался легким испугом, а так греметь бы мне и греметь... Конечно, мне помогали очень многие, и Люда1 помогала - очень многие - кого я только не перечислю – огромное количество людей, и это все был круг «Хроники». Этот круг давал нам мужество жить, мужество работать. Не было отчаяния, было понимание того, что даже если все кончится, если я не выживу, это точно будет в «Хронике», это точно ляжет в нашу историю, в наше будущее. Вы знаете, именно поэтому можно было себя вести мужественно, можно было искать новые какие-то пути, и я был уверен, что даже если кончится – все не напрасно. Если бы «Хроники» не было, я не уверен, что такого мужества хватило бы.

И еще один нюанс. Сеня назвал мою позицию тупо правозащитной… Дело в том, что я ведь начинал как революционер, и всю свою жизнь был политиком, и как вы знаете, я и сейчас в публичной политике… А вот правозащитное сознание сформировалось у меня прежде всего под влиянием «Хроники текущих событий». Конечно, и сопутствующих материалов - и тут Саша Черкасов говорил, что «Хроника» была насыщена и библиографическими знаниями, это был поводырь в море самиздата. Я учился, я стал осмысленным серьезным политиком – не ребячливым революционером, а серьезным политиком в значительной степени благодаря тому, что была «Хроника текущих событий». Поэтому «Хроника текущих событий» - это не только кафедра, с которой учили правозащитному сознанию десятки и сотни людей, которые сами в процессе этого движения становились настоящими правозащитниками, но на самом деле, это очень серьезная почва для политиков. И очень жаль, что наши политики этими текстами не пользовались, очень жаль, что почти не для кого «Хроника текущих событий» не стала важным фактом. Может быть, поэтому у нас такая политика сегодня. Может быть, очень многие черты советского режима восстанавливаются сегодня – может быть, именно поэтому… Очень жаль, но все-таки я хочу сказать, что все равно, несмотря ни на что, это была великая эпоха, эпоха «Хроники текущих событий», и она и сейчас остается очень важным элементом нашей жизни.


1. Люда - Людмила Михайловна Алексеева, автор книги "История инакомыслия в СССР", в настоящее время председатель Московской Хельсинкской группы. См. о ней здесь. Прим. ред.
Вернуться

Тему "Диссидентство" см. здесь.

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.