Сейчас на сайте

О поправках к закону о "Вынужденных переселенцах"

Фрагмент стенограммы заседания ГД 24 мая 2000г.

 

Игрунов В.В.: Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Законы о вынужденных переселенцах и беженцах, на мой взгляд, относятся к наиболее продуманной и совершенной части российского законодательства. Объясняется это тем, что на протяжении 10 лет законодательная, исполнительная ветви власти, а также представители общественных организаций совместно плодотворно работали над созданием этих законов.

Конечно, трудностей, связанных с решением проблем вынужденных переселенцев, достаточно. Однако они связаны не столько с несовершенством законодательства, сколько с бедственным положением российского бюджета и прямым нарушением законов. Однако есть и некоторые изъяны в этом законодательстве. Например, Россия оказалась не готова к такому феномену, как чеченская война.

Люди, бегущие от ужасов войны, не могут сегодня приобрести статус вынужденного переселенца, поскольку проживание в зоне боевых действий не является основанием для получения этого статуса, даже если ваш дом разрушен, родственники погибли, и вы сами подвергаетесь опасности. Это стало очевидным только в ходе последней войны, и мы уже работаем над устранением этого недостатка.

Есть, однако, и другие изъяны, касающиеся значительно меньшего числа людей, но, тем не менее, причиняющие страдания тысячам наших сограждан. Это, в частности, временные ограничения, предусмотренные для сроков подачи ходатайства о приобретении статуса вынужденного переселенца. Закон предусматривает годичный срок для подачи ходатайства о приобретении статуса вынужденного переселенца и месячный срок для беженцев, утративших свой статус в связи с приобретением российского гражданства. Подобных ограничений для беженцев российских закон не предусматривает. Таким образом, на территории родной страны российский гражданин находится в худшем положении, чем иностранец. Такая дискриминация недопустима. Хочу привести несколько примеров.

Афганцы учились и работали в России несколько лет, здесь их застало падение режима Наджибуллы. Все они подали ходатайство о получении статуса беженцев, но одна семья не подала. Дело в том, что афганец женат на российской гражданке, которая более года назад покинула Афганистан и живет с мужем в России. Она утратила возможность ходатайствовать о приобретении статуса вынужденного переселенца. В то же время муж не может подать прошение о получении статуса беженца, поскольку женат на российской гражданке. Таким образом, российские граждане и их родственники оказываются в худшем положении, чем иностранцы.

Ситуация с афганцами со временем теряет остроту. Люди обустраиваются и не нуждаются больше в приобретении статуса вынужденного переселенца. Однако мне приходится сталкиваться с более острыми проблемами, когда речь идет о беженцах из Албании, Югославии, Сьерра-Леоне, этот ряд можно продолжить. Другой типичный случай. Русский, гражданин Туркмении, бежит в Россию из-за притеснений на национальной почве. В миграционной службе ему советуют сначала приобрести российское гражданство, а затем ходатайствовать о приобретении статуса вынужденного переселенца. Человек получает гражданство, выписывается со своего места жительства и вдруг обнаруживает, что годичный срок прошел, и он не может получить статуса вынужденного переселенца. Повторяю, иностранец в этой ситуации такой статус беженца, безусловно, получил бы.

Ну и, наконец, наиболее распространенный случай. Огромное количество беженцев, например из Азербайджана, Грузии и так далее, решают приобрести российское гражданство, чтобы стать полноправными российскими гражданами. По болезни, по старости, по неграмотности или по каким-либо другим причинам эти люди пропускают месячный срок и в итоге не только не получают возможности ходатайствовать, как российские граждане, но лишаются источников существования и даже того жалкого жилья, которое они имели до недавнего времени как беженцы.

Все эти случаи свидетельствуют в пользу необходимости внесения следующих изменений в закон "О вынужденных переселенцах". Предлагается в статье 2 из пункта 1 убрать подпункт 2, который звучит следующим образом: лицо, "не обратившееся без уважительных причин..." Болезнь, неграмотность, незнание закона и прочее не считаются в миграционных службах уважительными причинами. Итак: лицо, "не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение двенадцати месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации". И тогда подпункт 3 становится подпунктом 2.

Это предложение встретило понимание и поддержку в ряде государственных структур, в том числе поддержку Уполномоченного по правам человека. Положительно отнеслись к поправкам и комитеты Государственной Думы. Законодательные собрания практически всех субъектов Федерации поддержали законопроект, исключением стали только Республика Марий Эл, Калужская и Новгородская области. Что касается Марий Эл, то это понятно - там незначительна правоприменительная практика. На территории этой республики проживает только 746 семей вынужденных переселенцев. Законодательное Собрание Калужской области признает наличие проблемы, однако предлагает более ограниченные поправки. Что же касается Новгородской области, то, по моему мнению, негативный ответ основывается на недоразумении. Новгородские законодатели полагают, что после принятия поправки за получением статуса обратятся бывшие жители СНГ, уже обустроившиеся в России. Это не так, потому что сам факт обустройства в России является основанием в соответствии с правоприменительной практикой для отказа в предоставлении статуса вынужденного переселенца. Таким образом, опасности чрезмерного роста численности вынужденных переселенцев этой категории не существует. Необходимость принятия предлагаемой поправки подтверждается письмом, полученным мною от председателя Московской городской Думы Владимира Платонова, в котором он просит ускорить принятие законопроекта и обещает организовать поддержку при прохождении законопроекта через Совет Федерации. К сожалению, иной точки зрения, по крайней мере, до недавнего времени, придерживалось Правительство Российской Федерации. Это связано с опасениями по поводу роста бюджетных затрат, прежде всего в случае предоставления жилья. Однако, на мой взгляд, эти опасения сильно преувеличены. Такое заключение вытекает из самого общего анализа ситуации с предоставлением жилья вынужденным переселенцам.

На 1 января 2000 года в России зарегистрировано 357776 семей переселенцев, или 880394 человека. В 1999 году количество обеспеченных жильем переселенцев составило 1503 семьи, или менее 0,5 процента от общей численности. Долговременные ссуды на обустройство получили 8878 семей, что составило чуть более 2 процентов от общей численности. Это число оказалось меньше, чем в более благоприятном 1998 году, в то время как число людей, получивших жилье в 1999 году, сократилось по сравнению с 1998 годом более чем вдвое. То есть, никакие обстоятельства - почти вдвое больший бюджет государства, перевыполнение запланированного бюджета на 25 процентов - не имеют своим следствием увеличение затрат на вынужденных переселенцев. Следовательно, жилье предоставляется крайне медленными темпами, и объемы предоставления жилья мало связаны с реальной потребностью, наличием закона или наполнением бюджета. Государство выделяет столько ресурсов, сколько выделяет, и на это ничто не в состоянии повлиять.

Зачем же переселенцам в таком случае статус? Прежде всего, затем, чтобы получить регистрацию по месту пребывания. Кстати, мы сегодня рассматривали административный кодекс, и жесткие нормы этого кодекса ставят таких людей в крайне тяжелое положение. Люди должны получить возможность найти себе работу, получить медицинскую помощь. Абсолютное большинство из них с мучениями, со страданиями, но обустраиваются самостоятельно. Да и число людей, которые смогут воспользоваться предлагаемой поправкой, достаточно невелико. К сожалению, статистика отказов по обсуждаемым мотивам не ведется. Однако в 1998 году 27233 человека остались без статуса вынужденного переселенца. По опыту известно, что приблизительно четверть отказников не получают статуса по причине пропуска сроков. Следовательно, только 6,5 тысячи человек могли бы получить статус в соответствии с нашей поправкой. При общем числе в 144950 человек, обратившихся за приобретением статуса, цифра 6,5 тысячи выглядит достаточно скромно. В 1999 году эта цифра еще меньше - около 1,5 тысячи человек. Даже если за приобретением статуса обратятся все, кто не получил его в прежние годы, вряд ли эта цифра превысит 2-3 десятка тысяч человек. К тому же многим из них может быть отказано по другим основаниям. Но получение статуса вынужденного переселенца гражданами этой категории, не ведя к серьезным бюджетным тратам, даст надежду многим людям. Именно поэтому я призываю вас проголосовать за предложенный законопроект.

 

За законопроект проголосовало 245 человек, против – 76. Таким образом, законопроект был принят в первом чтении.


 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.