Вячеслав Игрунов. 18 марта 2005 г.
Цепная реакция культурного распада
Я традиционалист и поэтому очень высоко ценю традицию и
всяческие механизмы трансляции культур. В Новое время мы пришли к разрушению
традиций. Некоторые очень европейские, очень продвинутые коллеги по этому
поводу радуются, говорят какой замечательный прогресс, а вот у азиатов такое
косное недвижное, традиционное общество… Вместе с тем, я должен сказать, что от
поколения к поколению накапливаются как бы лакуны, утраты, которые ведут к
хрупкости общества. Если взять изначальный механизм трансляции культур – то это
была передача от учителя к ученику.
И неважно – это был отец, мать, ребенок, послушник, ученик в цехе – это
неважно, трансляция культуры происходила синкретическим образом. От человека к
человеку переходили не только формальные знания, но и ритуал, стиль поведения,
предпочтения, в общем, это представляло единый гармоничный комплекс, и человек ученичествовал
всю жизнь. Были старейшины, умудренные опытом, к которым прислушивались.
Новое время создало другой тип образования. Во-первых, это
не ученический тип образования, вернее, ученический, но это совершенно другое
ученичество. Человек от учителя получает только направляющие импульсы и при
этом учитель предстает как транслятор знаний. Конечно – и транслятор морального
опыта, безусловно! В особенности, если речь идет о 19 веке или даже начале
20-го, первой половине 20-го века. В Советском Союзе это продолжалось даже до
годов 60-х – 70-х., а реликты мы можем наблюдать даже и сейчас. Но – даже этот
моральный опыт оторван от повседневного бытия. Он не передается в быту, он не
передается вместе с ритуалом. Как бы это знание разорвано. Не передается
множество тонких вещей. Ученичество продолжается недолго: человек приходит в
школу и уже в 17-18 лет покидает школу, считая себя достаточно самостоятельным.
Да, элементы ученичества сохраняются еще долгое время, но в принципе человек
получает уже некоторый сертификат на полноценность. При этом количество знаний,
которое должен усвоить человек, столь велико, что оно уже не может транслироваться
в обыденном режиме, в котором оно транслировалось в традиционном обществе – там
все-таки был относительно небольшой набор информации. Самые глубокие мудрецы в
одиночку могли передавать из поколения в поколения большую долю этой информации
– конечно, не вне общественного контекста, в рамках этого контекста львиная
доля информации транслировалась от учителя к ученику. В Новое время объем
информации столь значителен, что это сделать практически невозможно, и тогда
начинается самая сложная вещь – человек учит все по книгам. Т.е. львиная доля
информация идет чаще всего отрывочно, неупорядоченно, часто просто хаотично и,
самое главное, это знание оторвано от других сторон действительности: и от
морального опыта, и от ритуала, и от многого-многого другого.
Постольку поскольку воспитание и образование каждого
человека идет случайным образом: один прочел одни книги, другой прочел другие
книги, один жил в одной среде, другой – в другой среде, получается
нескоординированный опыт. И люди даже с близким набором знаний, тем не менее,
вырастают с разными представлениями о морали или с разными представлениями о
разделении функций. Прежде всего, это сказывается на семье. Когда было
традиционное воспитание мальчиков, традиционное воспитание девочек, традиционная
роль мальчиков, традиционная роль девочек, люди вырастали, сталкивались друг с
другом, и каждый знал, чего друг от друга ожидать. Там могли быть разные
отношения, но огорчений по поводу ежеминутных проблем не возникало. Но в новой
среде, когда люди вырастают, они настолько все разные, что их нельзя даже на
классы делить: сколько есть людей, столько стереотипов поведения, столько
наборов моральных ценностей, столько наборов целей – и так далее. И люди
начинают по каждому пустяку вступать в конфликт, и этот конфликт съедает
человеческие отношения.
- Но все-таки есть какие-то общности людей со сходными
представлениями…
- Представлений о жизни множество. Они относятся к разным
классам. Эти классы составляют большой такой слоеный пирог. Но если человека
нарисовать как стержень и взять такие круги, которые в разных местах проткнуты
вот этим стержнем и уходят в разные стороны: один уходит за стержень вправо,
другой влево, третий на север, четвертый – на юг… Сами эти круги представлений
могу быть конечно типологизированы, одного набора нет. По одному параметру
человек пересекается с одной группой, по другому, – с другой, по третьему – с
третьей, в конечном итоге, получается индивидуальный хаос. Так как очень много
этих плоскостей, ты с одной из них соприкасаешься с одним, другой – с другим и
т.д. Не получается устойчивого состояния общества.
- А в первобытном обществе это не так.
- Да, в первобытном обществе не так. Они как гармошка
заходили друг в друга, складка в складку. А здесь это не так. И отсюда общество
пребывает в постоянном брожении, в постоянном поиске граней…
- И, может быть, слава Богу…
- Может быть, это и хорошо, я не говорю – плохо или хорошо.
Я говорю, что изменился тип трансляции культуры и соответственно с этим
изменился общественный уклад. Но – чем более сложные эти взаимоотношения, тем менее
управляемо общество, тем сложнее механизмы управления обществом.
А дальше происходит вот какая вещь – идет огромное
накопление знаний и люди, которые хотят быть специалистами в какой-то области,
неизбежно замыкаются в своем объеме знаний, в своем направлении, вырабатывают
свой специфический язык и через некоторое время перестают понимать людей,
которые работают в другом направлении.
- Вот у Сноу
мы это читали…
- Да, но Сноу писал об этом когда это было в очень
неразвитом состоянии. А сейчас ситуация такая, что часто специалисты, сидящие
за соседними столами в одной лаборатории, не понимают друг друга. Во временя Чарльза
Перси Сноу это было не так.
- Все-таки есть какая-то общность. Если сидят два биолога, то
есть большой набор тем…
- В котором они понимают…
- а специализируется один на таких жуках, а другой – на
других…
- Да, совершенно верно. Но там одинаковая все-таки
терминология. Но чем дальше мы уходим, тем больше получается этих разветвленных
сфер… Возникают новые науки, новые отрасли в науках…
- Сукцессия…
- Это не сукцессия. Это дивергенция, иррадиация… Сукцессия
приводит к появлению замкнутого биоценоза.
- Сукцессия приводит к усложнению.
- К усложнению! Безусловно! Но это усложнение конечно. А то,
что мы имеем у нас – бес-конечно. А здесь мы имеем бесконечно расходящиеся
направления, никак не адаптированные друг с другом.
- Биоценозы тоже эволюционируют. И эволюция есть результат…
- Конечно!
- Поэтому в конце концов сукцессия бесконечна.
- Ну конечно! Но процент открытости относительно невелик, а
здесь мы имеем открытость по всем направлениям. В любом нормальном биоценозе
виды коадаптированы друг к другу. Более того, вымываются отдельные виды,
которые в одинаковых нишах работают, один вид занимает одну нишу, на его
периферии могут появляться другие виды, но в основном ниша занята одним видом.
А дальше появляются виды, которые имеют несколько отличные трофические связи и
т.д. Т.е. это представляет собой систему. То, что мы имеем сейчас, системы не представляет.
Очень быстрое разбегание по разным сферам и огромный интеллектуальный взрыв
размывает общество. Это первое. Второе – это то, что накопление знаний идет
таким валом, что от поколения к поколению ядро знаний может сильно меняться.
Если, скажем, в 19 веке, в 18 веке, 17 веке ядро, основная масса знаний была
цельной, и на периферии ее происходили какие-то изменения, хотя, конечно, они
происходили не только на периферии, происходил как бы дрейф ядра знаний, но
все-таки основа была общая. А сегодня от поколения к поколению мы имеем разные
ядра знаний.
- Картина мира настолько сложна, что человек просто не в
состоянии вместить все ее аспекты. В 18-19 веке средний человек мог достаточно
легко освоить картину мира…
- А сейчас это сделать очень трудно…
- Просто невозможно.
- И в итоге мы имеем сначала полную дивергенцию в обществе
за счет отсутствия канонической системы трансляции знания, канонических потоков
информационных, отсутствие отдельных классов, классового образования, типов
образования. Затем мы имеем набор знаний, который ведет к изоляции языков,
описывающих мир и, наконец, мы имеем поколенческую смену. И это не все. На
самом же деле происходят еще более страшные вещи, потому что мир превращается в
глобальный. И если раньше мы это имели в одном отдельно взятом обществе, теперь
мы сталкиваем массу культур, которые проникают друг в друга, и тогда в каждом
из этих обществ происходят сходные события. Где-то общество более традиционное,
как, например, в исламском мире, где-то менее традиционное, как в Индии, а
где-то совсем постмодернистское, как в современной Европе. И мы получаем такое
столкновение, которое грозит полной потерей управляемости. Если иметь в виду,
что количество знаний будет продолжать увеличиваться, будет увеличиваться
количество технологий, в том числе и технологий трансляции знаний, культур в
целом, мы получаем что-то, что я мог бы назвать цепной реакцией культурного
распада. Т.е. сама скорость становится таковой, что сдержать распад уже
невозможно. Распад становится неизбежным, уже в силу самого факта быстрого
развития. Сдержать развитие невозможно, потому что любое развитие дает какие-то
преимущества, и отказываться от преимущества никто не может. Тем не менее,
сохранение этих темпов приведет к тому, что в обществе начнется столкновение
всех со всеми. Это не столкновение в семье, это уже что-то покруче. И [всеобщая]
разномастность приведет к возникновению вот той самой Вавилонской башни.
- А если мы учтем, что люди уже достаточно плохо владеют
основами своей культуры…
- Да, они все превращаются в маргиналов!
- Они поверхностно знают свою собственную культуру, а чем
более они поверхностны, тем более они радикально настроены по отношению к
другой культуре.
- Совершенно верно! И это в том числе! Но даже там, где они
не радикально настроены, а где они терпимы, они не имеют механизмов адаптации, коадаптации
и т.д.
- Чем хуже они понимают свою культуру, тем хуже они понимают
и чужую.
- Совершенно верно! Ситуация получается фантастически
сложная. Если это сейчас не будет рассмотрено обществом как проблема, общество
ждет гибель. Просто гибель! Значит, какой выход? Понятно, что остановить и
вернуть к традиционному обществу невозможно. Это исключено. Значит, есть один
выход – понимание этой проблемы. И тогда нам нужно выработать какие-то классы…
Во-первых, необходимы метаязыки культур, наук. Нам это нужно связывать. Нам
нужно вот эти ядра вычленять из разных наук. Нам нужно поставить специальную
задачу – создание метаязыка науки. Но и метаязык культуры тоже должен быть.
Нужно, чтобы вот эти вот ядра вырабатывались осознанно, осмысленно, чтобы они
попадали в диалог к ученым, к интеллектуалам, к интеллигенции и, в конечном
итоге, вырабатывался [общий язык].
Конечно же, никогда не сможет быть выработана одна культура
для всех. Когда говорят «глобальная культура», такое ощущение, что немножко
перемешаются: немножко Китай, немножко Европа, немножко Штаты, немножко Россия
– взболтнем, и получится такая гомогенная смесь. Не будет никогда! Никогда не
будет. А будет целый класс культур со своими какими-то слоями. И вот надо
осмыслить, что они таки будут, и их надо готовить. Т.е. человечество обречено
жить в дивергентной среде.
Этому была посвящена моя работа «Почему вымирает Homo sapiens?»,
потом просто «Homo sapiens?». Ведь тогда я видел только эти процессы. Ничего
больше. Но прошло время, и я еще осмыслил одно свое открытие, которое я сделал
в то же самое время: серое вещество является главным экономическим
инструментом. Если интеллект является главным экономическим инструментом, это касается
не только экономики, но и управления обществом в целом. Если интеллект – это
главная ценность, то и инвестиции в экономику, в серое вещество, тоже будет
дифференцированным. Никто не вкладывает в старое производство деньги в
экономике, никто не вкладывает в убыточное производство деньги. Все стараются
вкладывать в высокодоходные, прогрессивные технологии. Это означает, что
ресурсы, хотим мы этого или не хотим, будут вкладываться в людей с высоким IQ, с высоким уровнем интеллектуального потенциала и с
высоким уровнем – уже – стартового образования. Заметьте – кто отстал, отстал
навсегда. Единственное спасение в этом заключается в том, что та страна будет
выигрывать, которая будет высасывать из соседей, из окружающего мира больше
этого серого вещества. И в этом смысле образование будет даваться способным
людям в других странах.
Из этого есть два вывода. Первый касается межэтнических
отношений. Та страна, которая обеспечит максимальную межэтническую терпимость,
выиграет. Уже сегодня индийцы составляют 38% врачей Соединенных Штатов. А
представьте себе, в нашу страну начнут ездить черненькие дравиды… Следовательно,
даже если бы мы обладали экономическим ресурсом, мы не можем втянуть этих людей
в свою страну, использовать их потенциал, а Соединенные Штаты могут, и в этом
смысле Индия вкладывает свои деньги в образование для того, чтобы питать
Соединенные Штаты. Это первая составляющая. Вторая составляющая, до которой я
додумался, заключается в следующем – что, безусловно, возникнут социальные
страты, похожие на касты, где будут люди с разным языком, с разной культурой,
т.е. общество будет очень стратифицировано по уровню образования. И между ними
будут очень сложные преграды. Учитывая весь тот объем знаний, когда трудно
договориться даже в рамках одной страты, межстратная мобильность будет сильно
заторможена. Поэтому будущее общество будет иметь крайне сложную конструкцию,
которая у нас сейчас в голове даже не может отложиться.
Я должен сказать, что вот эти два последних соображения –
приобретения очень даже последнего времени, может быть, даже последнего года.
Хотя предварительно, как я уже сказал, уже в “Homo sapiens?”, в 72-м году она как бы в
голове отложилась. Но сейчас становится понятно, что ситуация еще более
сложная. Поэтому я об этом и говорю вот в таких терминах – цепная реакция
культурного распада. Для того чтобы эта цепная реакция не была доведена до
взрыва, необходимо, чтобы были замедлители - как в реакторах – для торможения
цепной реакции. Невозможно затормозить цепную реакцию накопления знаний,
невозможно затормозить цивилизационные процессы – это исключено. Следовательно,
их необходимо канализировать. Вот выработка механизмов канализации и
выработка механизмов сохранения целостности общества, на самом деле, ключевая
проблема общества, даже, может быть, более значительная, чем экологическая
проблематика, которая стоит перед нами.
- Решение экологической проблематики зависит от того, как мы
решим эту проблему.
- Конечно! Она в том числе. Она самоубийственная для
существования общества, но ее разрешение зависит от того, как мы разрешим вот
эту проблему культурного распада.
Беседовала Е. Шварц.