Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

ВЫСТУПЛЕНИЕ СЕРГЕЯ ИВАНЕНКО НА VIII СЪЕЗДЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ "ЯБЛОКО"

С.В. ИВАНЕНКО
Уважаемые делегаты Съезда! Уважаемые гости, коллеги, друзья!
Я не буду делать отчет о работе фракции. Мне кажется, в рамках нашего Съезда главное - это определение того, что мы делали правильно, что мы делали неправильно. Но самое главное все-таки - это определить перспективы и направления движения вперед.
Фракция "ЯБЛОКО", как это общепризнанно, и я тоже придерживаюсь этой точки зрения, - это основной ударный отряд "ЯБЛОКА" и, наверное, наиболее влиятельная с точки зрения воздействия и на общественное мнение, и на органы власти, и на изменения в ходе тех или иных политических, экономических и социальных процессов в стране структура. Я вижу главную задачу фракции, и из этого я исходил в той работе, которая была мне поручена Съездом "ЯБЛОКА", из того, что главная задача фракции "ЯБЛОКО" - это политическая работа партии в Государственной Думе. Политическая деятельность "ЯБЛОКА", проявляется, во-первых, в собственных политических мероприятиях, политических инициативах, которые время от времени возникают в Думе или вне Думы, но так или иначе находят в ней свое отражение; в законодательной работе, которая в большинстве своем имеет ярко выраженную политическую окраску; в работе депутатов по своим отдельным планам, по своим направлениям, как в Думе в рамках комитетов, так и в регионах, вообще как самостоятельных политиков, которые влияют на то, что происходит в стране, по своим направлениям.
Моя задача несколько облегчается тем, что вам роздан отчет фракции о работе в Думе. Я думаю, что у вас всех он есть на руках, вы можете его посмотреть. Этот отчет мы делаем регулярно. Данный документ охватывает почти всю деятельность фракции "ЯБЛОКО" за прошедшее с начала работы новой Думы время, за полгода. Точно такие же отчеты вы, наверное, получали по работе фракции в Думе второго созыва.
Что бы я хотел сказать? Прежде всего о той Думе и о той структуре, в которой мы работаем. Я должен сказать, что наше положение почти не изменилось, как ни странно, по сравнению с Думой второго созыва, хотя в предыдущем составе нас было 46 человек, сейчас нас 20, почти в два с половиной раза мы сократили возможности. Но тем не менее, с моей точки зрения, наше влияние, что во второй Думе, что и в третьей Государственной думе осталось почти неизменным, как это ни парадоксально.
Это объясняется во многом тем, что произошло качественное изменение структуры, политической структуры парламента, которое дало возможность нашими двадцатью голосами, а с учетом нашей коалиции с "Союзом Правых Сил" пятьюдесятью двумя голосами влиять на то, что происходит в парламенте. Если в предыдущей думе "контрольный пакет" был у КПРФ, у Зюганова, который по всем практически голосованиям, за исключением, за редким, очень редким исключением таких кардинальных политических голосований, всегда набирал необходимое большинство, то сейчас в этой думе мы имеем дело с ситуацией неустойчивого равновесия. Существует несколько таких крупных группировок, я не буду сейчас говорить об отдельных фракциях, я окажу просто о тех силах, которые они представляют. Существует КПРФ о их союзниками, из которых остался один. Раньше их было два ("Народовластие"), а сейчас это Аграрная группа. КПРФ и его союзник - это около 140 мандатов в думе, то есть примерно треть. Примерно столько же контролирует Кремль через фракцию "Единство", которая является просто автоматическим таким механизмом, такой "кнопочкой", а точнее - рычагом, кнопка от которого находится в Кремле. Это группа "Народный депутат" и еще ряд других независимых депутатов, и еще Жириновский. Это примерно тоже I40-I50 мандатов. Существует коалиционная группа СПС и "ЯБЛОКО" (это 50 мандатов) и еще 60-70 мандатов - это "Отечество". Вот, наверное, основные политические силы. Те депутаты, которые не входят в эти группы, они тяготеют к ним. В частности, известная группа "Российские регионы" делится примерно на две части, где 20 тяготеют к "Отечеству", 20 - к кремлевской группе.
Одним словом, ситуация такая, что если вы посмотрите, как распределяются голоса, то по ряду вопросов получается так, что наши 20 голосов влияют, они находятся на гирьке весов. Скажем, мы уже много раз в этой думе имели ситуацию, при которой без нашей поддержки гот или иной закон не проходит даже простым большим большинством, я уж не говорю о "вето", если такая проблема возникает. В этом смысле я не считаю, что ситуация качественно изменилась по сравнению о той Думой. Возможности у нас сохранились, и мы ими пользуемся.
Я перехожу ко второй части своего выступления - относительно того, что мы делали по основным политическим вопросам, которые возникали в Думе. Этих вопросов несколько. Во-первых, это парламентский кризис, известные события 18 января, когда Кремль договорился с КПРФ, разделили думу в основном на две части, поделили Думу. Это проблема формирования нового правительства Касьянова. Это создание демократической коалиции и ситуация с Парламентской Ассамблеей Совета Европы, и то и ряд крупных налоговых инициатив президента и правительства. Я имею так называемый "президентский пакет" и налоговые законы правительства. Это, с моей точки зрения, были основные политические события последнего времени, и с учетом того времени, которое у меня есть, я бы хотел сказать несколько слов о том, как мы действовали, может быть, отчасти ответить на те вопросы, которые будут, и точно ответить на те вопросы, которые уже были по поводу нашей позиции.
Прежде всего по поводу раздела Думы. Был оговор КПРФ и "Единства", но этот оговор оказался непрочным, "и сегодня это все чувствуют, все понимают. Сегодня нет в Думе устойчивой коалиции КПРФ и "Единства", потому что, как и предсказывалось, когда дело дошло до конкретных законов, до принятия решений по важным политическим инициативам, то этот союз распался. В результате дума о точки зрения организационной структуры оказалась непредставительной, Селезнев перестал представлять большинство Думы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Руководители комитетов, которые были назначены в результате такого оговора, тоже, по сути дела, не являются авторитетными представителями большинства и не в состоянии, за редким исключением, влиять на ситуацию в Думе. В этом смысле, именно в этом контексте роль политических фракций, тех политических групп, о которых я оказал, становится решающей. Эта Дума отличается от предыдущей главным образом тем, что здесь председатели комитетов не играют практически никакой роли. Я думаю, вы уже видите, что председателей комитетов и не видно, и не слышно, они не являются влиятельными, в то время как руководители политических групп, по сути дела, сейчас начинают влиять на принятие решений по отдельным законам. Параллельно с разложением этой коалиции КПРФ и "Единство" получилось так, что в Думе было создано большое количество параллельных структур - так называемых "комиссий". Была создана Комиссия по защите прав инвесторов как альтернатива Комитету по экономической политике, отданная первоначально Глазьеву. Сначала ее возглавила Хакамада, а сейчас Генералов - представитель "Союза Правых Сил". Была создана Комиссия по разделу продукции, которая досталась нам: в результате очень тяжелой борьбы нам удалось получить эту комиссию, которая тоже в определенном смысле является альтернативой даже нескольким комитетам - по природным ресурсам, по промышленности в этой части, по энергетике, и возглавил эту комиссию по договоренности с ключевыми политическими фракциями. Всего комиссий такого типа в Думе было создано 18 (28 комитетов,18 комиссий), и мы работаем в таких вот специфических условиях, при которых дума, сформированная в январе месяце, по сути дела, уже парализована в смысле управления законодательным процессом, и сегодня ключевое значение имеют политические группы.
Мы из этого исходим, и в последнее время нам удалось подготовить ряд очень крупных законодательных инициатив. Часть мы делаем сами. У нас создана рабочая группа, ее возглавляет И.Ю.Артемьев - заместитель руководителя фракции по вопросам законодательства. Сформирован план работы фракции. Он состоит из почти 80 законопроектов. Он утвержден фракцией, по нему идет работа. Часть законов уже внесена, в том числе об упрощенной налоговой системе для малого предпринимательства, поправки в Бюджетный кодекс и т.д. Это то, что делала группа Артемьева. Часть законов проводится, и говорю об этих законах в том смысле исключительно, что сейчас их принятие в Думе, их проведение становится на порядок более реальным, чем это было раньше. Если в составе предыдущей Думы, несмотря на то, что нас было больше, мы практически ничего своего провести не могли в силу специфики политической структуры парламента, то сегодня почти все разумные инициативы, которые мы можем вырабатывать, становятся реальными с точки зрения их проведения, с точки зрения принятия. Это накладывает на нас определенные обязательства, определенную ответственность, у нас появляются и новые возможности. И я просто призываю всех наших коллег, которые считают, что мы в думе работаем пока недостаточно с точки зрения законов (что правда), просто принять активное участие в этой работе, просто передавать нам эти законопроекты, чтобы мы их проводили через Думу. Это сегодня становится вполне реальным.
Второе соображение - по поводу формирования правительства. Вы знаете, что "ЯБЛОКО" было единственной политической группой, которая не поддержала Касьянова при его назначении. Несмотря на то, что "Союз Правых Сил" тоже выступал с примерно такой позиции, там не было поддержки премьера, но только у "ЯБЛОКА" голосование было отрицательным. 20% "за", 20% "против" - вот такой был результат, а СПС, несмотря на свою позицию, заявленную публично, тем не менее проголосовал за Касьянова, это наложило определенный отпечаток на наши взаимоотношения с Правительством. Они носят очень напряженный характер, и в этом смысле здесь возникает достаточно много сложностей. Однако, с другой стороны, возникают и новые позиции. Хочу, например, сказать, что позиция наших депутатов, которые выступают по вопросам, относящимся к компетенции правительства, - скажем, по налоговым вопросам, по вопросам внешнего долга - вызывают просто невероятное внимание со стороны правительства, и это всегда является очень серьезным фактором, И здесь ничего не зависит от количества голосов, скажем, в бюджетном комитете или в Думе, а имеет значение даже просто выступление нашего депутата по этим вопросам или подготовленный проект Постановления. К слову сказать, мы готовили проект Постановления Думы о ситуации с внешними долгами и о реструктуризации долга Лондонскому Клубу. Это вызвало очень серьезную реакцию. Мы вдвоем с А.Ю.Михайловым внесли этот проект, и несмотря на то, что голосов не было, давление на нас для того, чтобы мы сняли этот проект, было очень сильным.
Я не буду долго говорить. Я, конечно, готов сделать и более подробное выступление, но учитывая то время, которое мне предоставили, скажу несколько слов по ключевому, с моей точки зрения, вопросу - по вопросу о коалиции с "Союзом Правых Сил", и в этом же контексте я скажу несколько слов по поводу нашей позиции по президентскому пакету.
Я являюсь убежденным сторонником коалиции о "Союзом Правых Сил", и считаю, что это политическая перспектива для "ЯБЛОКА". Она имеет как субъективные, так и прежде всего объективные основания. Я уверен в том, что сегодня ситуация в стране такова, что мы возвращаемся, по сути дела, на 10 лет назад, а 10 лет назад, хочу вам напомнить, был единый общедемократический фронт, в котором объединялись самые различные люди, в том числе и люди, которые друг к Другу относились очень плохо, имели совершенно различное представление о том, что надо делать в стране, разные политические платформы, начиная от монархии и заканчивая анархией, но тем не менее они все объединялись под системой каких-то единых ценностей. В данном случае у нас сегодня почти такая же ситуация как в стране, так и в Думе, - ситуация, когда общедемократические ценности выходят на первый план. Либеральные ценности или социал-демократические ценности, как мне кажется, идут уже во втором эшелоне, а вот общедемократические - такие, как защита прав человека, как свобода олова, свобода передвижения, личная безопасность и т.п. - становятся просто в повестку дня, чего не было даже несколько лет назад. Сегодня каждый день мы ожидаем, что у нас еще кого-нибудь арестуют, еще какой-нибудь газете заткнут рот, еще кого-нибудь завербуют. И в том смысле я уверен в том, что только объединяя все демократические силы, которые стоят на этих позициях, мы можем двигаться вперед. Любой другой вариант будет смертелен для нас.
Что касается Думы, я могу это только под твердить, потому что сегодня в Думе, по сути дела, существуют только две политические фракции - СПС и "ЯБЛОКО", которые выдвигают свои самостоятельные инициативы и не подвержены давлению а точки зрения прагматического интереса. Сегодня в думе никаких обсуждений не проводится, выступать там бесполезно. Вы можете говорить всё, что угодно, вносить всё, что угодно, но это не имеет никакого значения - голосование идет "по звонку": набрали номер, оказали, что голосуем "за" или "против". По сути дела, единственные фракции, которые хоть что-то пытаются сделать, это мы и "Союз Правых Сил", и это, с моей точки зрения, подтверждает эту линию, что мы можем стать мотором и законодательной работы, стать в этом смысле определенным фактором общественного влияния, потому что в Думе, имея на двоих 10%, наша главная роль - это влияние на общественное мнение. Это мы можем сделать и, с моей точки зрения, должны делать.
Уже первый опыт работы организационного совета, который я по решению фракции возглавляю вместе с Виктором Похмелкиным, представителем СПС, показал, что у нас скорее взаимодополнение происходит. Вот, в частности, мы подготовили Закон "Об альтернативной гражданской службе". Этот законопроект был подготовлен еще в рамках той Государственной Думы нашими депутатами и, прежде всего, Валерием Васильевичем Борщевым. Сейчас этот законопроект мы вносим как совместный с СПС. А "Союз Правых Сил" подготовил законопроект "О Прокуратуре". Важнейший законопроект, я хочу напомнить, что когда Россия вступала в Совет Европы в 1996 году, она брала на себя обязательства, Россия, как государство, исправить два закона: УПК и закон "О Прокуратуре". И до сих пор ничего не происходит. А к чему приводят действия старых советских законов, я думаю, что не надо объяснять, вы все это видите. Вот сейчас закон подготовлен, мы его вносим совместно с "Союзом Правых Сил". Сами мы, хотя и работали над этими законопроектами, и по УПК и "О Прокуратуре", все-таки мы делали это медленно. Может быть, мы бы и сделали еще через год, но мы просто вот так. Я уже не говорю об Административном кодексе, который был действительно существенно под нашим влиянием изменен в части штрафов автомобилистов. Это конкретный, практический результат.
Я уже не говорю о налоговых законах, которые мы, собственно говоря, провели. Вот то, что вносит сейчас Путин, это программа "ЯБЛОКА", я хочу вам сказать, в области налоговой реформы. Это низкая ставка подоходного налога единая, это регрессивная шкала по социальным выплатам из внебюджетного фонда, это система вычетов по налогам на прибыль, это общий низкий уровень, скажем, акцизов, недопущения чисто фискальных поползновений Правительства, которые оно традиционно проявляет при внесении этих законопроектов. Я считаю, что это важный результат, и нам нужно продолжать все эту работу. Пожалуй, на этом я хотел бы завершить свое выступление.
Единственное, что я хотел бы высказать просто одно соображение. С моей точки зрения, "ЯБЛОКО" должно сохраняться как самостоятельная организация, самостоятельная политическая партия, в этом у меня нет никаких сомнений. Не должна идти речь не только в обозримом будущем, ну, может быть, вообще даже на время нашей политической жизни, о механическом слиянии с какими либо организациями. Наше "ЯБЛОКО" - это самостоятельная ценность. Это организация, которая создавалась очень трудно, очень тяжело, долгие годы. Люди притирались друг к другу, находили совместные как бы области взаимной работы, и просто так ломать ради какого-то "журавля в небе", я считаю, это неправомерно. С другой стороны, я убежден в том, что перспектива "ЯБЛОКА", перспектива как политической силы только в коалиции. Только в коалиции! Потому что, оставаясь одними, в наших условиях мы ничего не сможем сделать, просто ничего. Мы находимся под угрозой не преодоления 5% барьера, что не является проблемой, скажем, в цивилизованных демократических странах. Я допускаю, что, скажем, свободные демократы могут один сезон не попасть в Бундестаг, и ничего с ними не произойдет. Но если мы не попадаем один сезон в Думу, то, я уверяю вас, нас просто сотрут в порошок, учитывая ту ситуация, которая сегодня в стране, те силы, которые сегодня "правят бал". С нами считаются и нас бояться во многом из-за того, что у нас есть трибуна, что у нас есть фракция, что у нас есть влияние и авторитет и в России, и в мире. Если этого ничего не будет то, уверяю вас, все те сладкие речи, улыбки наших руководителей, в том числе и спецслужб, они очень быстро закончатся. Поэтому я убежден в том, что для того чтобы "ЯБЛОКО" сохранилось, оно должно идти на максимально тесную коалицию. И сохраняя свою организационную структуру, сохраняя все свои ценности, все свои возможности, но в то же самое время, не занимая позицию, как бы сказать такого брезгливого отбрасывания тех предложений, которые есть. Спасибо.

(Аплодисменты).

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.