Сейчас на сайте

Полит. Ру. 09.03.2000 13:09
Юрий Коргунюк

Динозавры российской многопартийности

Объединение "Яблоко"

Юрий Коргунюк - главный редактор бюллетеня "Партинформ"

Этот ящер обладал массой достоинств, которые в будущем могли бы помочь ему эволюционировать в высокоразвитое млекопитающее, - он был ловок, гибок, сообразителен, обладал хорошей реакцией и острым зрением. Однако все эти достоинства сводились на нет одним маленьким, но роковым недостатком -безудержной страстью к самолюбованию. Свое отражение в воде он мог рассматривать часами, а порой и сутками, так что времени на охоту у него практически не оставалось.
"Яблоко" стало первой организацией либерально-демократического толка, которое сделало своим кредо бескомпромиссное противостояние "партии власти". В то время как большинство либеральных партий и движений так или иначе входили в контакт с исполнительной властью, "Яблоко" в принципе отвергало возможность сотрудничества с нею. Вместе с тем, при всей оппозиционности к "партии власти", "Яблоко" всегда подчеркивало, что находится на противоположном идейно-политическом полюсе относительно организаций антиреформистской ориентации. Напротив, оно неоднократно (и не без оснований) указывало на известную близость позиций "партии власти" и ее официальных антагонистов - прежде всего КПРФ и союзников той по НПСР.

Идеология

Надо сказать, что точно определить характер идеологии "Яблока" крайне сложно. Принято считать, что она представляет собой нечто среднее между классическим либерализмом в интерпретации ДВР и классической правой социал-демократией, т.е. является вариантом социал-либерализма. Об этом, в частности, неоднократно заявляли и некоторые видные деятели "Яблока". Кроме того, в объединении состоит немало выходцев из Социал-демократической партии России, многие из которых до самого последнего момента (т.е. до 1 марта 1999 г., когда вступил в силу пункт устава "Яблока", запрещающий совмещать членство в объединении с членством в любой другой политической организации) не заявляли об официальном разрыве с СДПР.
С другой стороны, сам лидер "Яблока" Григорий Явлинский неоднократно выступал с опровержениями, когда возглавляемую им организацию относили к числу социал-демократических. Да и при более тщательном анализе программных документов объединения в них обнаруживается немало положений, свойственных скорее радикально-либеральным, нежели социал-либеральным и тем более социал-демократическим, организациям.
Дело тут, скорее всего, в том, что позицию "Яблока" бессмысленно идентифицировать с чисто идеологической точки зрения. Стержнем его программы является не столько принадлежность к тому или иному идейному течению, сколько неприятие существующего социально-политического строя как "олигархического", "полукриминального", "корпоративного" и "коррумпированного". "Яблоко" - это партия принципиальной оппозиции, не приемлющая никаких компромиссов с теми силами, которые, по ее мнению, составляют основу нынешней системы власти, - это касается как исполнительной власти и противостоящего ей думского большинства, так и тех политических субъектов, которые сотрудничают или сотрудничали с ними.
Характерно в этом плане отношение "Яблока" к либералам из ДВР - именно на Е.Гайдара и А.Чубайса сторонники Явлинского возлагают едва ли не главную ответственность за положение дел в стране - в том числе и за "дискредитацию реформ" и формирование "криминального", "олигархического", "коррумпированного" капитализма.
По своей социальной природе "Яблоко" является выразителем взглядов той части интеллигенции, которая не сумела адаптироваться к новой ситуации и самостоятельно встать на ноги. Представители этой категории населения некогда связывали с реформами слишком радужные надежды, полагая, что они чуть ли не автоматически решат все проблемы, а лично от них не потребуется никаких дополнительных усилий. Когда же выяснилось, что действительность не совпадает с ожиданиями, эта часть интеллигенции, отвергнув с порога мысль о своей ответственности за неудовлетворительное состояние своих же дел, предпочла искать виноватых и нашла их достаточно быстро.
Таковыми оказались, по сути, все кто угодно, только не сами обвинители. Вообще, представление "мир в большом долгу передо мной" - достаточно яркое свидетельство люмпенизированности сознания. С этой точки зрения данную часть интеллигенции со всеми основаниями можно отнести к числу люмпенизированных слоев населения.

"Яблоко" и люмпены
Люмпенизированность социальной базы "Яблока" наложила сильный отпечаток и на политическую линию объединения. Перекладывание ответственности на чужие плечи стало свойственно не только его политическому мировоззрению, но и его тактике. Возлагая вину за сложившееся в стране положение на всех, только не на себя, "Яблоко", кроме того, всегда находит предлог, чтобы не оказаться причастным к принятию таких решений, которые при всей их объективной необходимости могли бы повлечь снижение его популярности у населения. Очень много люмпенского и в отношении "Яблока" к коллегам по либерально-демократическому лагерю - оно видит в них прежде всего конкурентов, покушающихся на его кусок электорального пирога.
При этом в своей критике "конкурентов" "Яблоко" зачастую прибегает к недобросовестным приемам, прекрасно осознавая, что эта недобросовестность очевидна только искушенному наблюдателю, но не рядовому избирателю. Когда же "Яблоку" это тактически выгодно, оно может с легкостью протянуть руку тем силам, союз с которыми с точки зрения чистоты идейных принципов должен бы считаться неприемлемым. Так, отвергая всякую возможность союза с ДВР - как с одним из тех, на ком лежит ответственность за построение "номенклатурного капитализма", "Яблоко" в 1997-99 гг., тем не менее, неоднократно высказывало готовность к сотрудничеству с одним из самых ярких представителей этого самого "номенклатурного капитализма" - Юрием Лужковым. И это при том, что в частных беседах представители "Яблока" вполне солидаризовались с критикой Егора Гайдара в адрес московского мэра. Откровенно конъюнктурный характер блоковой политики "Яблока" во многом лишает позицию объединения принципиальной основы, придавая этой позиции заметный люмпенский оттенок.
"Яблоко" относится к типу организаций, "сделанных под лидера". Если, допустим, Егор Гайдар является лидером ДВР прежде всего потому, что наиболее глубоко и последовательно выражает политическую линию классического либерализма, то о "Яблоке" можно сказать, что его лидер и есть его политическая линия, поскольку Григорий Явлинский имеет возможность достаточно произвольно менять конкретные детали последней (при условии, что это не нанесет ущерба имиджу вождя "демократической оппозиции", причем оппозиционного и исполнительной власти, и левому думскому большинству, и "гайдаровско-чубайсовским реформам").
О справедливости данного утверждения говорит сравнение истории "Выбора России" и "Яблока". Если создание "Выбора России", даже при очевидном лидерстве Гайдара, явилось результатом "коллективного творчества", то процесс формирования "Яблока" направлял лично Явлинский - именно у него было право решающего голоса при выборе союзников. Разумеется, Явлинский не был "героем-одиночкой". При нем всегда действовали многочисленные советники, отвечавшие за черновую организационную работу. При этом влияние многих из них на формирование политики "Яблока" трудно переоценить.
Так, один из них - нынешний заместитель председателя объединения Вячеслав Игрунов - утверждал, что именно возглавляемый им Институт гуманитарно-политических исследований обеспечил в свое время превращение Явлинского из политика-одиночки в лидера сначала предвыборного блока, а затем и одной из самых влиятельных политических организаций страны.
О том, что его слова - отнюдь не пустая похвальба, говорит та роль, которую В.Игрунов играет в определении блоковой политики "Яблока" и направлений организационного строительства. Вместе с тем это нисколько не отменяет того факта, что единственным знаменем и символом "Яблока" является именно его лидер, а любая другая фигура может быть удалена из объединения без всяких последствий для его репутации (в сентябре 1995 г . это случилось с Ю.Болдыревым - "№ 2" в блоке "Явлинский - Болдырев - Лукин"). Поэтому, в общем-то, совершенно не важно, кто и когда играл в "Яблоке" роль "серого кардинала", - линия объединения вполне тождественна позиции самого Явлинского. Следует, правда, учитывать, что как личность и как политическая фигура Явлинский - отнюдь не одно и то же. Над политическим имиджем лидера "Яблока" ведется коллективная работа, и если он от этого имиджа уклоняется, его "поправляют", причем чаще всего это остается незаметным постороннему взгляду.

Начало
В "большую" политику Явлинский вошел в 1989-90 гг. в качестве вдохновителя и одного из авторов экономической программы "400 дней" (позже доработанной и переименованной в программу "500 дней"). Затем были посты вице-премьеров в первом правительстве РСФСР И.Силаева (1990-91 гг.) и в последнем правительстве СССР (осень 1991 г.). После распада Советского Союза Явлинский сосредоточил усилия на работе в возглавляемой им научной организации - "ЭПИ-центре", и в политику вернулся только весной 1993 г., когда сблизился с руководителем объединения "Предприниматели за новую Россию" Константином Затулиным.
Тогда же началась работа по объединению вокруг Григория Явлинского организаций, придерживающихся демократической ориентации, но не приемлющих как экономического курса исполнительной власти, так и методов, практикуемых ею в политической борьбе. Создавая свой блок, Явлинский опирался на сотрудников "ЭПИ-центра" и Института гуманитарно-политических исследований (директор - В. Игрунов). Когда к осени 1993 г. основные контуры этого блока были очерчены, ОПНР, как организации политически маловлиятельной, места в нем не нашлось.
Новыми соратниками Явлинского стали посол России в США Владимир Лукин, бывший начальник Контрольного управления администрации президента РФ Юрий Болдырев, а также три политические партии - Республиканская партия РФ, Социал-демократическая партия России и партия "Российский христианско-демократический союз - Новая демократия". Созданный на этой основе блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" (сокращенно - "ЯБЛоко") получил на выборах 12 декабря 1993 г. 7,86% голосов и образовал в Госдуме первого созыва одноименную фракцию.
Позже Явлинский отказался от "услуг" РПРФ, СДПР и РХДС и приступил к формированию собственной структуры на основе думской фракции "Яблоко". Учредительный съезд объединения "Яблоко" состоялся 5-6 января 1995 г. Председателем объединения был избран Григорий Явлинский, вице-председателями - Владимир Лукин и Юрий Болдырев. При этом принятый на съезде устав не допускал коллективное членство в объединении других политических организаций (разрешалось только вхождение региональных организаций политических партий в региональные отделения "Яблока" и индивидуальное членство активистов этих партий в объединении).
Накануне старта избирательной кампании в Государственную Думу второго созыва лидер "Яблока" чуть не совершил оплошность, которая могла бы стоить возглавляемому им объединению потери политического лица. В мае 1995 г. в прямом эфире программы "Итоги" (НТВ) он заключил соглашение об объединении сил с лидером ДВР Егором Гайдаром. Если бы такое объединение состоялось, тем самым, по сути, была бы стерта грань между двумя направлениями в российском либерально-демократическом движении. Этого, однако, не произошло, и в первую очередь в силу сугубо объективных причин.
Раскол в демдвижении не мог быть преодолен посредством простого рукопожатия, так как обусловливался отнюдь не личными амбициями, как это казалось со стороны, а гораздо более фундаментальными факторами, прежде всего - расколом в среде российской интеллигенции, составляющей социальную базу либерального течения. Поскольку отсутствие единства интеллигенции в вопросе об отношении к "партии власти" и в оценке начатых в 1992 г. реформ никакими блоками и союзами устранить было невозможно, то ниша, оставленная "Яблоком", была бы тут же занята кем-нибудь другим. Понимая это, "коллективный Явлинский" (в лице прежде всего В. Игрунова и представителей думской фракции "Яблоко") наставил на путь истинный "лично Явлинского", и уже на другой день тот публично отрекся от каких бы то ни было союзов с ДВР.

Выборы '95
В итоге на парламентских выборах 1995 г. "Яблоко" выступило в качестве самостоятельного избирательного объединения, причем из представителей "посторонних" организаций в центральную часть федерального списка был включен только председатель Горно-металлургического профсоюза России Борис Мисник. Лидеры СДПР и партии "Демократическая альтернатива" (создана в феврале 1995 г. покинувшими РПРФ В.Шостаковским и И.Яковенко) в центральную часть списка "Яблока" не вошли.
В самом начале избирательной кампании, в сентябре 1995 г., из объединения внезапно вышел один из его основателей - Юрий Болдырев. Свой шаг он объяснил несогласием с позицией думской фракции "Яблоко" относительно закона о соглашениях о разделе продукции. Фракция являлась одним из главных его разработчиков и лоббистов, Болдырев же утверждал, что закон наносит ущерб национальным интересам России.
Однако настоящая причина ухода из объединения его "номера два" заключалась все-таки в другом. Будучи крайне амбициозным человеком, Болдырев не мог смириться с тем, что "Яблоко" - это прежде всего "партия Явлинского", а все остальные могут играть в ней только второстепенные роли. Впрочем, своим шагом он только подтвердил верность этого тезиса, поскольку никакого ущерба имиджу "Яблока" не нанес. На выборах 17 декабря 1995 г. "Яблоко" получило 6,89% голосов избирателей, сформировав в Государственной Думе второго созыва фракцию из 46 депутатов (31 избранных по общефедеральному списку, 15 - в одномандатных округах).

Президентские выборы '96
Прошедший 27-28 января 1996 г. III съезд объединения "Яблоко" выдвинул Явлинского кандидатом на пост президента РФ. В ходе подготовки к выборам и сам Явлинский, и "Яблоко" в целом рассчитывали на поддержку остальных либерально-демократических организаций, однако те в большинстве своем поддержали Бориса Ельцина. Ничем закончились и переговоры о создании блока "Третья сила", в которых, кроме Явлинского, принимали участие также Александр Лебедь и Святослав Федоров. Каждый из них троих полагал, что единым кандидатом от блока должен быть именно он, поэтому переговоры изначально были обречены на провал.
В первом туре голосования (16 июня 1996 г.) Явлинский занял четвертое место, получив 7,34% голосов. IV съезд "Яблока" (22 июня 1996 г.), посвященный выработке позиции перед вторым туром выборов, не счел возможным поддержать Бориса Ельцина, передав окончательное решение этого вопроса на усмотрение региональных организаций.
На дальнейшей деятельности объединения решающим образом сказался исход противоборства между двумя основными течениями в руководстве "Яблока". Какое-то время в нем, наряду с линией на "изоляционизм" и превращение "Яблока" в жесткую партийную структуру (эта линия олицетворялась В. Игруновым), существовал прямо противоположный подход, выразителем которого был член думской фракции "Яблоко" Иван Грачев (Татарстан). Он и его сторонники выступали за развитие "Яблока" как коалиционной структуры (без фиксированного индивидуального членства, с возможностью членства коллективного и т.п.), а также за активное сотрудничество с другими демократическими организациями - с целью создания под эгидой "Яблока" широкого "правого блока".

После выборов. От объединения к партии
На III съезде "Яблока" (27-28 января 1996 г.) могло показаться, что победу одерживает группа Ивана Грачева. В частности, в ходе борьбы за должность заместителя председателя объединения по партийному строительству Грачеву удалось набрать больше голосов, чем Игрунову (правда, полученных голосов оказалось все равно недостаточно для утверждения его на этом посту). Однако уже на V съезде (30 ноября - 1 декабря 1996 г.) В. Игрунову удалось изменить ситуацию в свою пользу и закрепить эту должность за собой. После этого курс на преобразование объединения в жесткую партийную структуру больше никем не оспаривался. V съезд принял решение о постепенной трансформации объединения в партию, причем первый этап (введение регистрации всех участников) было намечено завершить к концу 1997 г., а второй (полное исключение коллективного и двойного членства) - к осени 1999 г.
После избрания В. Игрунова вице-председателем окончательно оформилась и линия на изоляцию от остальных организаций либерально-демократического спектра. В частности, руководство "Яблока" отказалось делегировать своего представителя в созданную осенью 1996 г. Коалицию либеральных и правоцентристских партий и движения даже в качестве наблюдателя. (Это, правда, не явилось препятствием для сотрудничества "Яблока" с ДВР и даже НДР в ходе предвыборных кампаний регионального уровня - в случаях, когда такое сотрудничество представлялось ему выгодным. Подобная ситуация имела место, в частности, осенью 1997 г. во время избирательной кампании в Московскую городскую Думу.)
В борьбе за преобразование "Яблока" в жесткую партийную структуру руководство объединения не останавливалось перед роспуском и реорганизацией региональных отделений (и это при том, что по уставу "Яблоко" являлось федерацией региональных партий). Так, в частности, в 1997 г. Центральным советом объединения было распущено Московское движение "Яблоко" и вместо него учреждена Региональная партия Москвы "Яблоко" (председателем РПМЯ стал Сергей Иваненко, председателем ее Политсовета - Игрунов; по сути, они-то и добились принятия этого решения).
VI съезд "Яблока" (14-15 марта 1998 г.) постановил завершить преобразование объединения в политическую партию к осени 1999 г. В устав объединения, переименованного в Общероссийскую политическую общественную организацию "Объединение "Яблоко"", были внесены поправки, которыми в ОПООЯ вводился кандидатский стаж, а с 1 марта 1999 г. запрещалось двойное индивидуальное членство и коллективное членство для политических организаций (для неполитических организаций возможность коллективного членства в "Яблоке" была сохранена).

Вечная оппозиция
Что касается взаимоотношений с властью, то отличительной чертой "Яблока" всегда являлось его принципиальное неприятие правительственного курса - вне зависимости от того, насколько велика была в нем реформаторская составляющая. За все время существования "Яблока" его представители в Думе не поддержали ни один проект федерального бюджета. Они находились в оппозиции как правительству Черномырдина (и "первого состава" - до президентских выборов 1996 г., и "второго" - с августа 1996 г. по март 1997 г.), так и кабинету "молодых реформаторов" и правительству Кириенко.
На предложения направить в правительство своих представителей "Яблоко" отвечало контрпредложениями - изменить структуру и полномочия кабинета, взять на вооружение "яблочную" антикризисную программу и пр. Причем от любых переговоров на предмет поиска компромисса по этому вопросу "Яблоко" отказывалось. В случае же, если кто-нибудь из членов руководства "Яблока" или его думской фракции давал согласие на вхождение в правительство, он был вынужден покидать ряды объединения (как это было осенью 1997 г. с Михаилом Задорновым и весной 1998 г. с О. Дмитриевой).
Кроме того, "Яблоко" неоднократно выступало инициатором выражения недоверия правительству, а в мае 1998 г. направило своих представителей в организованную по инициативе КПРФ парламентскую комиссию по импичменту Бориса Ельцина. Вместе с тем именно "Яблоко" в дни августовско-сентябрьского политического кризиса 1998 г. первым предложило на пост премьер-министра кандидатуру Примакова, увидев в нем человека, способного обеспечить известную политическую стабильность и проведение в срок парламентских и президентских выборов.
Это, однако, не помешало "Яблоку" отказаться от направления в правительство своих представителей, характеризовать сформированный Примаковым кабинет как "недееспособный" и обвинять его членов в коррупции, а в январе-феврале 1999 г. последовательно отклонять правительственный проект федерального бюджета.

"Яблоко" в парламенте. Импичмент. Премьеры
Специфика политической линии "Яблока" обусловила и особое положение его фракции в нижней палате парламента. Ее отношения с остальными депутатскими объединениями были, мягко говоря, напряженными. Как само "Яблоко" не жаловало ни левое большинство, ни "партию власти", так и те платили ему той же монетой. Любой "яблочный" законопроект в подавляющем большинстве случаев не имел никаких шансов быть принятым - только из-за того, что его выдвинули сторонники Явлинского. Кроме того, если "Яблоко" теряло контроль над каким-либо комитетом (например, после ухода Задорнова в правительство - комитет по бюджету), то вернуть этот контроль ему было крайне сложно.
Состоявшийся 31 октября - 1 ноября 1998 г. пленум Центрального совета "Яблока" принял решение о самостоятельном участии объединения в парламентских и президентских выборах. В конце ноября 1998 г., после убийства Галины Старовойтовой, руководство объединения в очередной раз отклонило предложение выступить объединителем демократических сил. Вместе с тем прошедший 23 января 1999 г. пленум ЦС "Яблока" призвал "все некоммунистические, все ненационалистические силы страны" к "разумному эффективному политическому диалогу", имея в виду прежде всего переговоры о распределении одномандатных округов.
В первой половине 1999 г. "Яблоко" сосредоточило основные силы на подготовке к парламентским выборам. Сторонники Явлинского вели, в частности, переговоры о разделе 120 одномандатных округов с движением "Отечество" (Юрий Лужков), закончившиеся, однако, безрезультатно, поскольку "Яблоко" предлагало делить округа поровну, в то время как "Отечество" считало, что может претендовать на значительно большую их часть.
Кроме того, с целью подчеркнуть свою непримиримость по отношению к исполнительной власти, "Яблоко", с одной стороны, подвергало резкой критике деятельность кабинета Примакова (так, Явлинский назвал стиль правительства "брежневским"), а с другой, накануне голосования в Госдуме по импичменту (15 мая 1999 г.) приняло решение поддержать обвинение по пункту "война в Чечне" (это решение, однако, было выполнено не всеми депутатами-"яблочниками").
При этом значительная часть членов думской фракции "Яблоко" 19 мая 1999 г. проголосовала за утверждение на посту председателя правительства РФ Сергея Степашина, а 16 августа - Владимира Путина. Ранее подобного не случалось ни с одним из кандидатов, являвшихся креатурой Ельцина. В данном случае, по-видимому, сыграло роль опасение потерять в случае роспуска Думы предоставляемые депутатским статусом возможности для ведения избирательной кампании.

"Яблоко" и Степашин
В конце августа 1999 г. "Яблоко" приняло решение включить в свой избирательный список бывшего премьер-министра Сергея Степашина. Этот шаг обосновывался необходимостью иметь в своих рядах людей, способных реализовывать на практике программные разработки объединения. Однако подобное объяснение выглядело малоубедительным - слишком уж плохо имидж организации, претендующей на роль "демократической оппозиции", сочетался с той репутацией, которая прочно утвердилась за экс-премьером: исполнительный, но безынициативный чиновник, не умеющий твердо сказать "нет".
Даже если считать оправданным расчет на то, что включение Степашина в первую тройку позволит повысить популярность объединения, подобный шаг все равно имел больше минусов, чем плюсов, поскольку ставил под сомнение принципиальность линии "Яблока", да и вообще выдавал в нем типичную клиентелу, в которой все кардинальные решения принимаются лично вождем и его ближайшим окружением, а затем послушно утверждаются партийным форумом.
Кроме того, было трудно избавиться от впечатления, что руководство "Яблока" испытало сильнейшее давление извне, каковое в данном случае может исходить только от спонсора. А это, в свою очередь, означало, что за все время своего существования организация так и не смогла изыскать альтернативных источников финансирования и потому находится в полной зависимости от того, кто, что называется, платит за музыку.

Выборы '99
27 августа 1999 г. на VII съезде был утвержден избирательный список "Яблока", в первую тройку которого вошли Явлинский, С.Степашин и В.Лукин. 4 сентября этот список был заверен, а 15 октября зарегистрирован Центризбиркомом.
Свою избирательную кампанию "Яблоко" строило традиционно - на контрасте своей безупречной принципиальности с конформизмом и соглашательством прочих участников выборов. Однако по сравнению с 1995 г. в "яблочной" агитации появились и некоторые новые нюансы.
На этот раз руководство объединения было настолько уверено в прочности своих позиций, что стало делать акцент не столько на удержании либерально ориентированного электората, сколько на привлечении умеренно-патерналистского избирателя. Во всяком случае транслировавшиеся по НТВ рекламные клипы "Яблока" производили именно такое впечатление.

"Яблоко" и СПС
Однако действительность довольно безжалостно внесла свои коррективы в планы "яблочников". Под самым носом у них неожиданно возник конкурент, которого они давно уже списали в архив. Созданный на базе ряда либеральных объединений Союз правых сил начал уверенно теснить "Яблоко" в его собственной электоральной нише, ведя себя при этом достаточно наступательно и, можно сказать, даже агрессивно. Сторонники Явлинского попытались контратаковать испытанным оружием - традиционными обвинениями в адрес "творцов преступных реформ" Гайдара и Чубайса.
Однако, как выяснилось, они недооценили масштаб изменений, произошедших с 1995 г. в социальном облике либерально ориентированного электората. За это время либеральный избиратель заметно обуржуазился и видел в реформаторах "первой волны" уже отнюдь не "грабителей", умыкнувших их кровные сбережения, а скорее наоборот - выразителей их интересов и ценностей. В итоге 17 декабря 1999 г. Союз правых сил "переиграл" "Яблоко", что называется, вчистую - со счетом 8,52 : 5,93 (%%). Думское представительство "Яблока" в результате уменьшилось вдвое. Во фракцию вошел всего 21 человек (16 из них были избраны по общефедеральному округу).

В новой Думе. Президентские выборы
Вместе с тем уже в самом начале работы Госдумы "Яблоко" оказалось вынуждено блокироваться со своим вчерашним "обидчиком". После того как фракции КПРФ и "Единство", вкупе со своими "сателлитами" - Аграрно-промышленной депутатской группой, группой "Народный депутат" - и примкнувшей к ним ЛДПР, поделили между собой основные думские портфели, фракции "меньшинства" ("Яблоко", СПС и "Отечество - Вся Россия") покинули зал и в течение трех недель совместно бойкотировали пленарные заседания палаты.
В конце концов они вынуждены были смириться со сложившимся положением вещей, однако несколько недель сотрудничества (был создан даже Координационный совет, согласовывавший действия трех объединений) принес и некоторые положительные результаты. Во всяком случае стена отчуждения между "Яблоком" и Союзом правых сил в заметной степени подтаяла.
В преддверии досрочных выборов главы государства "Яблоко" традиционно поддержало президентские амбиции своего лидера. На этот раз, правда, Явлинский был выдвинут не съездом объединения (для этого попросту не хватало времени), а инициативной группой. 19 февраля кандидатура лидера "Яблока" была зарегистрирована Центризбиркомом.

Программные ориентиры
Суть программы "Яблока" трудно свести к чисто идейным положениям. "Яблоко" - это прежде всего "демократическая оппозиция", все остальное же лишь прилагается к данному тезису. Другими словами, нерв политической линии "Яблока" заключен в тактике, а не в идеологии. Что касается идейных основ объединения, то на своем V съезде (30 ноября - 1 декабря 1996 г.) "Яблоко" постулировало, что "суть особого пути развития демократии в России состоит в исторически обусловленном сосуществовании либерального и социального подхода ко всем самым важным вопросам жизни в стране".
Исходя из этого оно определяло себя как "гражданское движение, в котором объединились приверженцы демократических взглядов - от либералов до социал-демократов - с целью построения в России цивилизованного общества". Такие формулировки давали широкие возможности для того, чтобы, в зависимости от аудитории, делать акцент на той или иной идейной составляющей и представать в качестве то либеральной, то почти социал-демократической силы.
На выборах 1993 г. блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" выступал с предвыборной платформой, в которой осуществляемые в стране реформы подвергались критике за попытку "одномоментной замены государственного регулирования экономики на монетарные инструменты управления ею", за отсутствие "умной социальной и антимонопольной политики" и т.п. Блок выступал за широкое обсуждение в обществе и новом парламенте проекта новой Конституции РФ, за придание Федеральному Собранию учредительных функций. В области экономики он являлся сторонником максимально быстрого разрушения монополий, всемерной поддержки конкуренции, создания условий для "осторожной и ненасильственной земельной реформы", "упорядочения и прояснения отношений собственности", существенного расширения частного сектора. Своими задачами блок называл также глубокую интеграцию с республиками бывшего СССР (в первую очередь, создание общего рыночного пространства и оборонного союза), государственные гарантии существования самых разнообразных форм самоорганизации граждан и пр.
Учредительная конференция "Яблока" (5-6 января 1995 г.) ограничилась принятием Декларации объединения. Закрытая конференция 17-18 июня 1995 г. приняла программные документы объединения в качестве рабочих, а II съезд (1-3 сентября 1995 г.) - за основу. В этих документах "Яблоко" объявляло себя "демократическим движением, выступающим за создание правового государства с рыночной, социально ориентированной экономикой и сильной армией"; выражающим интересы широкого среднего класса; находящимся в конструктивной демократической оппозиции к власти.
В политической сфере "Яблоко" выступало за четкое разграничение полномочий между ветвями власти, определение меры и форм ответственности правительства перед Федеральным Собранием, ограничение и уточнение полномочий президента, принятие целостного избирательного законодательства, последовательную децентрализацию государственной власти, создание условий для развития местного самоуправления.
В сфере экономики - за создание мощного среднего класса, осуществление экономически эффективной приватизации и демонополизации, государственную поддержку малого бизнеса, "осуществление решительного маневра для стимулирования производства в отраслях высоких стадий переработки и конечного спроса".
В сфере внешней политики - за приоритетное внимание к отношениям с бывшими советскими республиками, заключение с ними Экономического союза, в сфере обороны - за эффективную военную реформу и пр.
В принятой V съездом (30 ноября - 1 декабря 1996 г.) резолюции "Политическая ситуация в стране и перспективы развития" в качестве основных задач "Яблока" были названы: укрепление демократических институтов, "противодействие становлению криминального государства"; становление гражданского общества; "создание предпосылок экономического роста в России" и подготовка с этой целью законодательства, "содействующего росту инвестиций в российскую экономику, стимулирующего конкуренцию и раскрепощающего предпринимательскую инициативу"; "создание законодательных предпосылок для сильной социальной политики государства"; "глубокая военная реформа", избавление армии от несвойственных ей задач и пр. Идентичные задачи были поставлены перед объединением и VI съездом (14-15 марта 1998 г.).

Численность. Регионы
Общероссийское общественное объединение "Яблоко" было зарегистрировано Министерством юстиции РФ 10 февраля 1995 г. 25 июня 1998 г. Минюст перерегистрировал устав "Яблока" - теперь уже как общероссийской политической общественной организации. На конец 1998 г. было зарегистрировано 72 региональных и 5 местных организаций "Яблока", однако большинство из них не располагало разветвленной оргструктурой на районном и местном уровнях. Наиболее активные организации "Яблока" имеет в Санкт-Петербурге, Адыгее, Удмуртии, Московской, Ростовской, Тульской и Омской областях. В состав региональных организаций "Яблока" до 1 марта 1999 г. могли входить региональные организации других партий (на федеральном уровне это не допускалось).
В ходе региональных кампаний 1996-97 гг. "Яблоко" получило 38 мест в представительных органах 12 субъектов Федерации, причем 29 депутатов выдвигались непосредственно объединением. Два члена "Яблока" стали председателями представительных органов субъектов Федерации (С. Вахруков - в Ярославской области, Б. Третьяк - в Сахалинской) и, соответственно, членами Совета Федерации. Мэры-"яблочники" избраны в Буденновске, Костомукше, Кропоткине, Югорске, Красноярске-26.
Численность "Яблока" можно оценить в несколько десятков тысяч человек.

Структура и лидеры
Руководящим органом объединения является Центральный совет, формируемый из представителей региональных организаций и членов думской фракции. Первый состав ЦС (46 человек) был избран на учредительном съезде (5-6 января 1995 г.). Рабочим органом ЦС является Бюро (первый состав из 14 человек был сформирован на учредительном съезде из членов думской фракции "Яблоко"). Председателем объединения на учредительном съезде был избран Явлинский, вице-председателями - Болдырев и Лукин.
Перед II съездом "Яблока" (1-3 сентября 1995 г.) Болдырев покинул объединение в знак несогласия с поддержкой думской фракцией "Яблоко" законов о разделе продукции и о Центральном банке. На III съезде (28 января 1996 г.) в устав "Яблока" были внесены изменения, согласно которым вместо двух равноправных заместителей председателя вводились посты первого заместителя председателя и просто заместителя (ими стали соответственно В. Лукин и депутат Госдумы С. Иваненко). В новый Центральный совет вошли 57 человек. На закрытом пленуме Центрального совета "Яблока" 18 февраля 1996 г. было избрано Бюро ЦС из 12 человек во главе с Г.Явлинским. На V съезде "Яблока" (30 ноября - 1 декабря 1996 г.) третьим заместителем председателя объединения (по партийному строительству) стал В. Игрунов.
VI съезд "Яблока" (14-15 марта 1998 г.) переизбрал председателя и его заместителей в прежнем составе, а также сформировал Центральный совет (из 41 человека). На пленуме ЦС 25 апреля 1998 г. было избрано Бюро (из 16 человек).

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.