Ю.В.Самодуров
ПРОЕКТ
ПРОГРАММЫ И ЗАДАЧ РАБОТЫ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ
"ЗА
УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ БЕЗЗАКОНИЙ И РЕПРЕССИЙ В ПРОШЛОМ НАШЕЙ
СТРАНЫ".
1. Почему необходимо увековечить память о жертвах репрессий?
Подробно говорить о том, - для чего и кому в нашем обществе нужен
мемориал жертв репрессий, имевших место в недавнем историческом прошлом страны
/также как ответить на вопрос - кто и почему препятствует сооружению такого
Мемориала?/, - невозможно.
Поэтому скажем только, что сегодня сооружение мемориала, посвящённого жертвам
беззаконий и политического террора сталинского времени, означает уже не просто
хоть какое-то утоление душевной боли многих и многих десятков миллионов людей
страны, чьи родные, близкие и знакомые были репрессированы, не просто
действительно публичную реабилитацию многих и многих миллионов eе
граждан, а вопрос, без положительного решения которого невозможна широкая
гражданская активность, направленная на демократизацию нашего общественного и
государственного устройства и невозможен переход от ядерного мира к
безъядерному.
Если современный международный принцип безъядерного мира гласит: "безъядерный
мир возможен только как ненасильственный мир" /делийская "декларация о
безъядерном и ненасильственном мире" недавно подписанная
Премьер-министров Индии и Генеральным секретарем ЦК КПСС, то осуществление этого
принципа в СССР означает, что нынешнее социальное отношение советского
государства и части нашего общества к репрессивным методам управления
государством, совсем недавно широко применявшимся для построения социализма, -
как к методам в конечном счёте исторически оправданным /если не целью, то хотя
бы обстоятельствами/ - такое мнение сегодня уже безнадежно устарело. Сегодня,
напротив, стало очевидно, - что репрессивные методы построения социализма
активно вели и ведут мир к дефициту доверия между государствами – прочнейшему
современному барьеру на пути к безъядерному миру.
Поэтому сооружение Мемориала жертв репрессий будет значительным вкладом в
реальное развитие нашего государства и общества по направлению к безъядерному
миру.
2.Каким мы видим Мемориал жертв репрессий?
Прежде всего мы видим Мемориал активно работающим на то, чтобы сделать
наглядным и очевидным для каждого советского гражданина необходимость поисков и
последующей инициативной защиты таких новых и живых задач, принципов и
механизмов государственной власти и социальной политики, которые коренным и
осознаваемым всеми образом отличались бы - в смысле ненасильственности - от
принципов, задач и механизмов государственной власти и социальной политики, что
в нашей стране произвели и вызвали беспрецедентные многомиллионные жертвы,
известные в литературе под условным названием жертв культа "личности Сталина".
Говоря более сжато, Мемориал должен воспитывать негативное отношение к
репрессивным методам построения социализма и управления государством вообще, где
бы, когда бы и кем бы такие методы не применялись, это во-первых, и
удовлетворить потребность /и даже развить ее у тех, кто этой потребности сегодня
не ощущает/ многих и многих десятков миллионов людей в отдании долга скорби и
памяти о всех жертвах репрессий /даже о тех жертвах, которые сначала сами были
палачами для других/, это будет Мемориал всех осужденных или уничтоженных по
политическим и идеологическим мотивам и не бравшихся за оружие людей.
Поэтому Мемориал жертв репрессий, с нашей точки зрения, должен включать:
А. Памятник всем жертвам репрессий против безоружного населения СССР
в период руководства Сталина;
Б. Крипторий - хранилище списков реабилитированных лиц с текстами их
обвинительных и реабилитационных приговоров /возможно хранение и копии и
подлинников названных документов/ и краткими биографические сведениями о
реабилитированных;
В. Зал для работы с документам криптория;
Г. Библиотеку с текстами работ и воспоминаний реабилитированных и о
реабилитированных в СССР лицах, а также с документам и исследованиями,
посвященными репрессиям против безоружного населения в СССР и различных странах
мира в их недавнем историческом прошлом. Такой состав Мемориала позволит ему
выполнять свои задачи посредством следующих видов работ:
а. Общедоступных публичных экскурсии и лекций с целью осмотра памятника,
обзора содержания криптория, отдания долга скорби и памяти репрессированным
лицам;
б. Ежегодной публичной церемонии помещения в криптории новых подготовленных
списков реабилитированных в СССР лиц и названных выше документов по этим
лицам;
в. Обеспечения всем желающим - советским и иностранным гражданам - свободного
доступа для работы с документами криптория /переведёнными для этого на ЭВМ и
дисплеи/, изготовления для желающих копий хранящихся в криптории документов;
г. Комплектования и работы библиотеки по истории и механизмам репрессий
против безоружного населения в нашем и других государствах в недавнем
прошлом;
д. Проведения конференций, посвящённых истории и механизмам репрессий против
безоружного населения в нашем и других государствах в их недавнем прошлом;
е. Издания информационных материалов о работе Мемориала, публикаций
документов криптория, издания Трудов Конференции по истории и механизмам
репрессия против безоружного населения.
3. Где взять средства на строительство и работу Мемориала?
Строительство и работа Мемориала могут финансироваться за счёт
добровольных отечественных, зарубежных и международных пожертвований /взносы
лиц, общественных организаций, государственных учреждений, отчисления от
субботников и так далее/, кредитов, доходов от издательской деятельности
Мемориала, изготовления копий, хранящихся в криптории документов и так далее.
Главный принцип финансирования - добровольные пожертвования, а не
государственный бюджет. Выбор принципа финансирования в данном случае зависит от ответа на вопрос - кто будет
управлять сооружением и работой Мемориала?
4. Кто должен управлять строительством и последующей работой
Мемориала?
С нашей точки зрения - наилучший вариант - если управление и
ответственность за строительство и работу мемориала возьмёт на себя общество в
лице Общественного Комитета но увековечиванию памяти о жертвах репрессий, членов
которого не назначает и не утверждает государство. Ведь сооружение Мемориала -
акт взаимного воспитания и у общества и у государства новых взаимоотношений,
новых методов решения государственных по важности задач. Вместо
административно-бюрократического управления чем-либо - старый стиль сталинских
времён, самоуправление в лице Общественного Комитета - новый стиль! Такое
управление строительством и последующей работой мемориала отвечает сути этого
объекта - быть постоянным источников напоминания об исторической негодности и
кошмарных "побочных" продуктах административно-бюрократических методов
управления государством. Контроль же за строительством и работой
мемориала государство будет осуществлять посредством законов, - как и должно
быть. А сотрудничество государства с обществом проявится в том, что государство
будет внимательно искать возможности удовлетворять все законные запросы
Оргкомитета по поводу получения различного рода разрешений, заключения договоров
и так далее.
Поэтому управление строительством и последующей работой Мемориала должен
осуществлять инициативный Общественный Комитет, члены которого выбираются
участниками движения за создание мемориала /а не назначаются и не утверждаются
государство/ и приглашённые и оплачиваемые этим Комитетом специалисты.
5. Какими должны быть состав, функции и принципы работы инициативного
Общественною Комитета по увековечиванию памяти о жертвах репрессий?
Увековечить память о жертвах репрессий - осуществление мечты и задача в с
е й части общества, полагающей, что репрессивные методы построения социализма -
кем бы, где бы и когда бы они не применялись, - исторически и человечески
недопустимы, а также предмет её полемики и политики с другой частью общества, -
той, которая считает применение репрессивных методов в недавней, а, возможно, и
будущей истории построения социализма - в конечном счёте исторически
целесообразным и оправданным. Исходя из этого, состав инициативного
Общественного Комитета прежде всего не должен являться "нашим" для каких-либо
отдельных политических "клубов" и лиц и "чужим" для других политических
объединений и миллионов лиц, - из числа сторонников сооружения Мемориала.
Поэтому в состав Общественного Комитета должны войти люди, чей политический
авторитет, компетенция в осуществлении каких-либо реальных программ,
человеческая репутация и, наконец, личное желание помочь в сооружении Мемориала
- будут служить в глазах общества гарантами того, что Общественный
Комитет в целом сможет выполнить свою задачу: добьётся разрешения на сооружение
Мемориала, осуществит его строительство и обеспечит последующую работу, а также,
что важнее всего, - гарантирует, что Комитет не станет инструментом в руках
отдельных политических групп - из числа сторонников сооружения Мемориала - для
перехватывания ими политической инициативы, влияния и власти друг у друга.
Невыполнение последнего условия означало бы, что сооружение Мемориала станет
повторением, а не избавлением от дороги , ведущей к эпохе "37 года".
Чтобы инициативный Комитет смог удовлетворить трём перечисленным условиям: I/
быть "своим" для всех сторонников сооружения мемориала; 2/ обеспечить его
строительство и последующую работу; 3/ не превратиться в инструмент для борьбу
за политическое влияние в руках каких бы то ни было отдельных политических
группировок /исключая группу "всех, кто считает сооружение и работу Мемориала
необходимым"/ - в состав Общественного Комитета должны войти те лица - известные
писатели, ученые, артисты, директора, военные и партийные деятели и т.д.
/наверное, человек 50-60/, которых хотели бы видеть в нём сами люди, по желанию
и на средства которых Мемориал должен быть построен.
Понятно, что если Общественный Комитет по увековечиванию памяти о жертвах
репрессий будет создан в таком составе, то он сможет и должен будет
обеспечивать, главным образом, не ежедневную исполнительскую работу, а быть
чем-то вроде регулярно собирающегося "Общественного Совета" Директоров несущего
всю полноту юридической и моральной ответственности: I/ за Утверждение стратегии
и помесячного плана действий по сооружению Мемориала /для оперативной
корректировки и организации исполнения при Комитете должен работать штатный
секретариат/; 2/ за привлечение и утверждение наилучших исполнителей для тех или
иных необходимых для сооружения Мемориала мероприятий и работ; 3/ за общее
распределение и расходование финансоых средств для Мемориала; наконец, за
проверку и приемку качества всех исполнительных работ. Сказанное не исключает,
что членам Общественного Комитета самим, но уже в качестве исполнителей,
придется принимать участие в ведении тех или иных переговоров, писании статей,
разъясняющих значение и общественную необходимость Мемориала и так далее. Сам же
Общественный Комитет должен функционировать как бесплатные коллективные совесть
и коллективный разум /с ответственностью юридического лица/, а не как рабочие
руки, чья работа по сооружению Мемориала чаще всего будет оплачиваться. Поэтому
выполнение функций технического исполнителя всех необходимых для сооружения
Мемориала мероприятий должна обеспечить система подрядных договоров с отдельными
лицами, производственными и общественными организациями /формальными и
неформальными/, заключаемых Комитетом по своему решению и от своего имени.
Что касается общих принципов ведения работы, то Комитет будет
руководствоваться законодательством Союза ССР и всеми другими обязательными для
исполнения нормами и так далее.
Программа и задачи работы "Общественного Комитета по увековечиванию памяти о
жертвах репрессий" будет принята и утверждена им самим на своем первом
учредительном заседании.
Устав работы Комитета будет выработан им на своем учредительном заседании и
утвержден организацией-учредителем Комитета /возможно, Советским фондом культуры
и Советским комитетом защиты мира/.
6. Кто соберет инициативный Общественный Комитет по увековечиванию памяти
о жертвах репрессий?
Его изберут сами, из своего круга те лица, кого люди хотели бы видеть в
составе Комитета. Соберет и передаст им ваши предложения – войти в состав
Комитета – инициативная группа "За увековечивание памяти о жертвах беззаконий и
репрессий в прощлом нашей страны" и те авторитеные лица, которые, может быть,
откликнуться на приглашение войти в этот Общественный Комитет. Получится ли? –
Надо подождать несколько месяцев /при условии, что группе разрешат работать/,
это недолго, учитывая сколько лет вы ждали создания такого Комитета.
6.09.87.
Ю.В. Самодуров – член инициативной группы ЗА УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ
БЕЗЗАКОНИЙ И РЕПРЕССИЙ В ПРОШЛОМ СТРАНЫ.
Всех заинтересованных лиц просим передать свои замечания и предложения: 1. По
содержанию проекта; по персональному составу Общественного Комитета по
увековечиванию памяти о жертвах репрессий – инициативной группе. Адреса и
теелфоны для связи с инициативной группой: Самодуров Юрий Вадимович – 117-54-74,
Москва, проезд Одоевского 7-6-651, д.т. 423-63-93; Кудюкин Павел Михайлович –
д.т. 156-13-73; Скубко Юрий Сергеевич – д.т. 212–62-95.