Сейчас на сайте

Ю.В.Самодуров

ПРОЕКТ
ПРОГРАММЫ И ЗАДАЧ РАБОТЫ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ
"ЗА УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ БЕЗЗАКОНИЙ И РЕПРЕССИЙ В ПРОШЛОМ НАШЕЙ СТРАНЫ".

1. Почему необходимо увековечить память о жертвах репрессий?

Подробно говорить о том, - для чего и кому в нашем обществе нужен мемориал жертв репрессий, имевших место в недавнем историческом прошлом страны /также как ответить на вопрос - кто и почему препятствует сооружению такого Мемориала?/, - невозможно.

Поэтому скажем только, что сегодня сооружение мемориала, посвящённого жертвам беззаконий и политического террора сталинского времени, означает уже не просто хоть какое-то утоление душевной боли многих и многих десятков миллионов людей страны, чьи родные, близкие и знакомые были репрессированы, не просто действительно публичную реабилитацию многих и многих миллионов eе граждан, а вопрос, без положительного решения которого невозможна широкая гражданская активность, направленная на демократизацию нашего общественного и государственного устройства и невозможен переход от ядерного мира к безъядерному.

Если современный международный принцип безъядерного мира гласит: "безъядерный мир возможен только как ненасильственный мир" /делийская "декларация о безъядерном и ненасильственном мире" недавно подписанная Премьер-министров Индии и Генеральным секретарем ЦК КПСС, то осуществление этого принципа в СССР означает, что нынешнее социальное отношение советского государства и части нашего общества к репрессивным методам управления государством, совсем недавно широко применявшимся для построения социализма, - как к методам в конечном счёте исторически оправданным /если не целью, то хотя бы обстоятельствами/ - такое мнение сегодня уже безнадежно устарело. Сегодня, напротив, стало очевидно, - что репрессивные методы построения социализма активно вели и ведут мир к дефициту доверия между государствами – прочнейшему современному барьеру на пути к безъядерному миру.

Поэтому сооружение Мемориала жертв репрессий будет значительным вкладом в реальное развитие нашего государства и общества по направлению к безъядерному миру.

2.Каким мы видим Мемориал жертв репрессий?

Прежде всего мы видим Мемориал активно работающим на то, чтобы сделать наглядным и очевидным для каждого советского гражданина необходимость поисков и последующей инициативной защиты таких новых и живых задач, принципов и механизмов государственной власти и социальной политики, которые коренным и осознаваемым всеми образом отличались бы - в смысле ненасильственности - от принципов, задач и механизмов государственной власти и социальной политики, что в нашей стране произвели и вызвали беспрецедентные многомиллионные жертвы, известные в литературе под условным названием жертв культа "личности Сталина". Говоря более сжато, Мемориал должен воспитывать негативное отношение к репрессивным методам построения социализма и управления государством вообще, где бы, когда бы и кем бы такие методы не применялись, это во-первых, и удовлетворить потребность /и даже развить ее у тех, кто этой потребности сегодня не ощущает/ многих и многих десятков миллионов людей в отдании долга скорби и памяти о всех жертвах репрессий /даже о тех жертвах, которые сначала сами были палачами для других/, это будет Мемориал всех осужденных или уничтоженных по политическим и идеологическим мотивам и не бравшихся за оружие людей.

Поэтому Мемориал жертв репрессий, с нашей точки зрения, должен включать:

А. Памятник всем жертвам репрессий против безоружного населения СССР

в период руководства Сталина;

Б. Крипторий - хранилище списков реабилитированных лиц с текстами их обвинительных и реабилитационных приговоров /возможно хранение и копии и подлинников названных документов/ и краткими биографические сведениями о реабилитированных;

В. Зал для работы с документам криптория;

Г. Библиотеку с текстами работ и воспоминаний реабилитированных и о реабилитированных в СССР лицах, а также с документам и исследованиями, посвященными репрессиям против безоружного населения в СССР и различных странах мира в их недавнем историческом прошлом. Такой состав Мемориала позволит ему выполнять свои задачи посредством следующих видов работ:

а. Общедоступных публичных экскурсии и лекций с целью осмотра памятника, обзора содержания криптория, отдания долга скорби и памяти репрессированным лицам;

б. Ежегодной публичной церемонии помещения в криптории новых подготовленных списков реабилитированных в СССР лиц и названных выше документов по этим лицам;

в. Обеспечения всем желающим - советским и иностранным гражданам - свободного доступа для работы с документами криптория /переведёнными для этого на ЭВМ и дисплеи/, изготовления для желающих копий хранящихся в криптории документов;

г. Комплектования и работы библиотеки по истории и механизмам репрессий против безоружного населения в нашем и других государствах в недавнем прошлом;

д. Проведения конференций, посвящённых истории и механизмам репрессий против безоружного населения в нашем и других государствах в их недавнем прошлом;

е. Издания информационных материалов о работе Мемориала, публикаций документов криптория, издания Трудов Конференции по истории и механизмам репрессия против безоружного населения.

3. Где взять средства на строительство и работу Мемориала?

Строительство и работа Мемориала могут финансироваться за счёт добровольных отечественных, зарубежных и международных пожертвований /взносы лиц, общественных организаций, государственных учреждений, отчисления от субботников и так далее/, кредитов, доходов от издательской деятельности Мемориала, изготовления копий, хранящихся в криптории документов и так далее. Главный принцип финансирования - добровольные пожертвования, а не государственный бюджет. Выбор принципа финансирования в данном случае зависит от ответа на вопрос - кто будет управлять сооружением и работой Мемориала?

4. Кто должен управлять строительством и последующей работой Мемориала?

С нашей точки зрения - наилучший вариант - если управление и ответственность за строительство и работу мемориала возьмёт на себя общество в лице Общественного Комитета но увековечиванию памяти о жертвах репрессий, членов которого не назначает и не утверждает государство. Ведь сооружение Мемориала - акт взаимного воспитания и у общества и у государства новых взаимоотношений, новых методов решения государственных по важности задач. Вместо административно-бюрократического управления чем-либо - старый стиль сталинских времён, самоуправление в лице Общественного Комитета - новый стиль! Такое управление строительством и последующей работой мемориала отвечает сути этого объекта - быть постоянным источников напоминания об исторической негодности и кошмарных "побочных" продуктах административно-бюрократических методов управления государством. Контроль же за строительством и работой мемориала государство будет осуществлять посредством законов, - как и должно быть. А сотрудничество государства с обществом проявится в том, что государство будет внимательно искать возможности удовлетворять все законные запросы Оргкомитета по поводу получения различного рода разрешений, заключения договоров и так далее.

Поэтому управление строительством и последующей работой Мемориала должен осуществлять инициативный Общественный Комитет, члены которого выбираются участниками движения за создание мемориала /а не назначаются и не утверждаются государство/ и приглашённые и оплачиваемые этим Комитетом специалисты.

5. Какими должны быть состав, функции и принципы работы инициативного Общественною Комитета по увековечиванию памяти о жертвах репрессий?

Увековечить память о жертвах репрессий - осуществление мечты и задача в с е й части общества, полагающей, что репрессивные методы построения социализма - кем бы, где бы и когда бы они не применялись, - исторически и человечески недопустимы, а также предмет её полемики и политики с другой частью общества, - той, которая считает применение репрессивных методов в недавней, а, возможно, и будущей истории построения социализма - в конечном счёте исторически целесообразным и оправданным. Исходя из этого, состав инициативного Общественного Комитета прежде всего не должен являться "нашим" для каких-либо отдельных политических "клубов" и лиц и "чужим" для других политических объединений и миллионов лиц, - из числа сторонников сооружения Мемориала. Поэтому в состав Общественного Комитета должны войти люди, чей политический авторитет, компетенция в осуществлении каких-либо реальных программ, человеческая репутация и, наконец, личное желание помочь в сооружении Мемориала - будут служить в глазах общества гарантами того, что Общественный Комитет в целом сможет выполнить свою задачу: добьётся разрешения на сооружение Мемориала, осуществит его строительство и обеспечит последующую работу, а также, что важнее всего, - гарантирует, что Комитет не станет инструментом в руках отдельных политических групп - из числа сторонников сооружения Мемориала - для перехватывания ими политической инициативы, влияния и власти друг у друга. Невыполнение последнего условия означало бы, что сооружение Мемориала станет повторением, а не избавлением от дороги , ведущей к эпохе "37 года".

Чтобы инициативный Комитет смог удовлетворить трём перечисленным условиям: I/ быть "своим" для всех сторонников сооружения мемориала; 2/ обеспечить его строительство и последующую работу; 3/ не превратиться в инструмент для борьбу за политическое влияние в руках каких бы то ни было отдельных политических группировок /исключая группу "всех, кто считает сооружение и работу Мемориала необходимым"/ - в состав Общественного Комитета должны войти те лица - известные писатели, ученые, артисты, директора, военные и партийные деятели и т.д. /наверное, человек 50-60/, которых хотели бы видеть в нём сами люди, по желанию и на средства которых Мемориал должен быть построен.

Понятно, что если Общественный Комитет по увековечиванию памяти о жертвах репрессий будет создан в таком составе, то он сможет и должен будет обеспечивать, главным образом, не ежедневную исполнительскую работу, а быть чем-то вроде регулярно собирающегося "Общественного Совета" Директоров несущего всю полноту юридической и моральной ответственности: I/ за Утверждение стратегии и помесячного плана действий по сооружению Мемориала /для оперативной корректировки и организации исполнения при Комитете должен работать штатный секретариат/; 2/ за привлечение и утверждение наилучших исполнителей для тех или иных необходимых для сооружения Мемориала мероприятий и работ; 3/ за общее распределение и расходование финансоых средств для Мемориала; наконец, за проверку и приемку качества всех исполнительных работ. Сказанное не исключает, что членам Общественного Комитета самим, но уже в качестве исполнителей, придется принимать участие в ведении тех или иных переговоров, писании статей, разъясняющих значение и общественную необходимость Мемориала и так далее. Сам же Общественный Комитет должен функционировать как бесплатные коллективные совесть и коллективный разум /с ответственностью юридического лица/, а не как рабочие руки, чья работа по сооружению Мемориала чаще всего будет оплачиваться. Поэтому выполнение функций технического исполнителя всех необходимых для сооружения Мемориала мероприятий должна обеспечить система подрядных договоров с отдельными лицами, производственными и общественными организациями /формальными и неформальными/, заключаемых Комитетом по своему решению и от своего имени.

Что касается общих принципов ведения работы, то Комитет будет руководствоваться законодательством Союза ССР и всеми другими обязательными для исполнения нормами и так далее.

Программа и задачи работы "Общественного Комитета по увековечиванию памяти о жертвах репрессий" будет принята и утверждена им самим на своем первом учредительном заседании.

Устав работы Комитета будет выработан им на своем учредительном заседании и утвержден организацией-учредителем Комитета /возможно, Советским фондом культуры и Советским комитетом защиты мира/.

6. Кто соберет инициативный Общественный Комитет по увековечиванию памяти о жертвах репрессий?

Его изберут сами, из своего круга те лица, кого люди хотели бы видеть в составе Комитета. Соберет и передаст им ваши предложения – войти в состав Комитета – инициативная группа "За увековечивание памяти о жертвах беззаконий и репрессий в прощлом нашей страны" и те авторитеные лица, которые, может быть, откликнуться на приглашение войти в этот Общественный Комитет. Получится ли? – Надо подождать несколько месяцев /при условии, что группе разрешат работать/, это недолго, учитывая сколько лет вы ждали создания такого Комитета.

6.09.87.

Ю.В. Самодуров – член инициативной группы ЗА УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ О ЖЕРТВАХ БЕЗЗАКОНИЙ И РЕПРЕССИЙ В ПРОШЛОМ СТРАНЫ.

Всех заинтересованных лиц просим передать свои замечания и предложения: 1. По содержанию проекта; по персональному составу Общественного Комитета по увековечиванию памяти о жертвах репрессий – инициативной группе. Адреса и теелфоны для связи с инициативной группой: Самодуров Юрий Вадимович – 117-54-74, Москва, проезд Одоевского 7-6-651, д.т. 423-63-93; Кудюкин Павел Михайлович – д.т. 156-13-73; Скубко Юрий Сергеевич – д.т. 212–62-95.


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.