Сейчас на сайте

Материал с сайта www.zatulin.ru

О развитии культурных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии

Русская культура стала предметом обсуждения 4 июня 2001 года на парламентских слушаниях в Государственной Думе "О развитии культурных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии". Депутаты третьего созыва уже в третий раз обращаются к этой проблеме. В 2000 году проведены слушания "О развитии образовательных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии", "Об информационном обеспечении интеграционных процессов в странах СНГ".
Основной доклад был представлен Министерством культуры России. Первый заместитель Министра культуры России Д.В.Молчанов выступил с отчетом Министерства о проделанной работе. Замминистра констатировал, что Министерство культуры в международной деятельности придает приоритетное значение отношениям со странами СНГ и Прибалтики. Рассказывая о многочисленных фестивалях, днях культуры, творческих школах, которые проводит Министерство совместно с коллегами из сопредельных государств, Д.В.Молчанов особо остановился на визите на Украину Министра Швыдкова, который, подарив четыре фрески Златоверховского Михайловского собора, хранившиеся в Государственном Эрмитаже, совершил некий прорыв в развитии украино-российских культурных связей. Об этом визите мы писали в Бюллетене № 25 от 15 марта 2001 года (СКАЗКА О ЧЕТВЕРТИ МИЛЛИОНА Как щирый Швыдкой уговорил Мазепу Карлу XII изменить). Можно лишь сожалеть, что устанавливая деловые межведомственные контакты, российские чиновники закрывают глаза на реальные проблемы русского населения. Более чем странной выглядит оценка положения русского языка на Украине, прозвучавшая из уст российского министра культуры: "У вас все в порядке. У вас на улицах говорят по-русски". Хотя Министру хорошо известно, что при очевидной востребованности русского языка идет его вытеснение, разрушена вертикаль образования, что в "матери городов русских" - Киеве осталось всего пять школ с русским языком обучения.
Заключая свой отчет замминистра сказал о том, что "Анализ деятельности культурного сотрудничества России с государствами СНГ и Балтии последних лет показывает, что в силу тех или иных обстоятельств, тяжелая экономическая ситуация, нестабильная политическая обстановка, военные действия, недостаток политической воли у руководителей государств, переориентировка на сотрудничество с другими сопредельными государствами и так далее, Россия выступает локомотивом, который по существу не только тянет, скажем, этот поезд сотрудничества, но и, что особенно важно, в основном выступает инициатором этого процесса.
С точки зрения геополитических интересов России это, безусловно, правильная стратегия действий, поскольку культура является одним из основополагающих инструментов влияния на умы и сердца граждан, проживающих в государствах бывшего СССР.
Тем не менее в этой деятельности имеются значительные резервы, которые следовало бы учесть. На наш взгляд их можно сформулировать следующим образом.
Первое. Существенным пробелом при осуществлении культурной политики России за рубежом является отсутствие российских информационно-культурных центров в странах СНГ и Балтии. Кстати, у Росзарубежцентра тоже нет своего представительства. Необходимо в срочном порядке принимать постановление Правительства Российской Федерации о их создании и финансировании.
Второе. На наш взгляд было бы весьма целесообразным открыть при российских посольствах в странах СНГ и Балтии представительства Министерства культуры России. Создание представительств федеральных министерств и ведомств за рубежом соответствует требованиям Конституции Российской Федерации. Решение этого вопроса относится к компетенции Правительства.
Весьма актуальным и назревшим представляется решение вопроса о значительном увеличении, финансированием и осуществлением мероприятий, связанных с проведением культурных акций с соотечественниками.
В настоящее время та сумма, которая выделяется Министерству культуры России правительственной комиссией на эти цели, ничтожно мала. Сама же процедура согласования по выделению средств Министерству культуры этой комиссией довольно громоздка, занимает длительное время. По нашему мнению следовало бы принять правительственное решение, которое бы упростило эту процедуру и сделало бы работу Министерства в этом направлении более оперативной и действенной.
К примеру, Правительство могло бы принять решение, по которому в бюджете Минкультуры России была предусмотрена специальная статья расходов на осуществление международной деятельности с соотечественниками. По нашим расчетам сумма расходов по этой статье должна быть эквивалентна как минимум одному миллиону долларов США.".
И все-таки, главная проблема российской культурной политики на постсоветском пространстве, на наш взгляд, состоит не в ограниченности финансовых средств, а в отсутствии у исполнительной власти ясного концептуального видения проблемы. Как признался Д.В.Молчанов, в Министерстве культуры России по сей день не знают ответа на вопрос: "Для чего нужно развитие культурных связей?".
На этот, сокраментальный вопрос отвечали в прениях:
1. Ермолова Валентина Ивановна - председатель Всеукраинского общества русской культуры "Русь", член Совета соотечественников при Государственной Думе, г.Киев, Украина
2. Щербаков Константин Александрович - заместитель Председателя Конфедерации союзов кинематографистов
3. Ивашинцов Дмитрий Александрович - сопредседатель-координатор Международной ассоциации "Русская культура"
4. Воробьев Константин Павлович - Первый Вице-президент Российского Фонда Культуры
5. Жириновский Владимир Вольфович - заместитель Председателя Государственной Думы
6. Швецова Светлана Ивановна - Первый заместитель Руководителя Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации
7. Кузина Татьяна Ивановна - председатель правления Славянского культурного центра г.Павлодара, член Совета соотечественников при Государственной Думе, Республика Казахстан
8. Мирский Сергей Владимирович - член Совета Латвийской ассоциации русских обществ, член Совета соотечественников при Государственной Думе, г.Рига, Латвийская Республика
9. Шульгина Елена Петровна - руководитель Международного православно-просветительского центра
10. Сабилло Иван Иванович - председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, главный редактор газеты "Литературный Петербург"
11. Рожок Петр Михайлович - председатель Таллинского Союза граждан России, Эстонская Республика
12. Мишин Юрий Александрович - председатель Эстонского республиканского Союза граждан России, член Совета соотечественников при Государственной Думе, г.Нарва, Эстонская Республика
13. Игрунов Вячеслав Владимирович - заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками
Ниже публикуем первое и заключительное выступления в перниях (с незначительными сокращениями) и принятые рекомендации парламентских слушаний. В следующем номере бюллетеня продолжим публикацию выступлений на данных слушаниях.
Александра Докучаева

Выступления участников парламентских слушаний "О развитии культурных связей с государствами - участниками СНГ и Балтии"

В.И.Ермолова:"Размежевание когда-то единой страны на ряд суверенных государств и последовавший за этим распад общекультурного пространства заставил культуры разбегаться по национальным квартирам. Пока суверенные государства отпихивались от русской культуры, как от имперской, экспансионистской, на это пространство пришел транснациональный масскульт, насаждаемый американизированным телевидением и индустрией развлечений. Начался заметный дрейф в сторону одичания.
В условиях падения нравственности, это я вот заявляю прямо с полной уверенностью в этом, реанимация старых представлений о жизни, как о борьбе, где побеждает сильный, богатый, самый циничный и жестокий, началось стремительное обескультуривание. Когда-то мы были страной очень начитанной, наши дети были весьма образованы. Сегодня, например, в школах Украины, где русская литература преподается как зарубежная, Пушкин - на украинском языке, на вопросы: кто и что вам нравится в русской культуре - пятиклассники украинской школы ответили: Пугачева и Киркоров. Я полагаю, что и в российской школе на подобные вопросы об украинской культуре ответили бы не лучше.
Я считаю, что культурные процессы почти метафизичны. Они развиваются как бы вне воли людей. И запреты, как и всякое насильственное внедрение непродуманных инициатив, дают обратный эффект. У нас в Украине, как вы, может быть, слышали, начиналась языковая реформа, придуманная Жулинским. Целью ее, конечно, было отталкивание от России, русской культуры и русского языка. Но даже у осведомленных украинцев такая непродуманная идеологизированная и политизированная реформа вызвала протест.
Культура - это феномен, объемлющий все сферы человеческой деятельности, ибо культура не только песни, книги, стихи, поэзия, но и высокие технологии и идеи, способные вырвать людей из бедности, вывести общество из духовного тупика. Если мы не хотим, чтобы выросли поколения, привыкшие к завышенной оценке Запада и низкой собственной самооценке, к оценке постсоветских стран, как генетически регрессивных, обреченных на вечное отставание, на бедность, если мы не хотим, чтобы молодые поколения стран нового зарубежья считали Россию империей, мы должны формировать качественно новые социальные приоритеты и новый вектор культурных связей России и СНГ.
За период советской власти накоплен большой опыт культурных связей, отработаны механизмы, существуют и межгосударственные соглашения, межминистерские соглашения. А при сегодняшних российских инвестициях рука об руку идут экономические вливания и культурологические проекты. К нам на автозаправки пришел в Украину "Лукойл" и сразу привел с собой ряд газет и журналов, для нас более дешевых, чем местная периодика. Здесь все ясно. И мне кажется, речь может идти только об активизации этой деятельности.
Но я хотела бы обратить внимание на совершенно новый фактор - на наличие огромного пласта незадействованной русской культуры в странах СНГ. Я очень часто выступаю и считаю, что Россия должна принять концепцию разделенной русской нации и обязательно сказать, что есть, существует разорванная русская культура. Парадоксально, но факт. И при советской власти в таких мероприятиях, как фестивали, кинофестивали, дни разных культур, как правило, участвовали представители титульной, так сказать, этнической культуры. Кто ездил на эти фестивали и съезды писателей? Не знаю, как в Прибалтике, но у нас на Украине писатели-украинцы, исполнители-украинцы, мы никуда не ездили и тогда. Русская культура бывших советских республик всегда была чужой среди своих.
И я считаю, что перед Россией стоит моральный долг. Мы не уезжали в эмиграцию. Мы остались в эмиграции не по своей воле. И Россия должна помнить свой моральный долг перед оставленными в новом зарубежье. Есть еще прагматическая цель - введение русской культуры нового зарубежья в культурный оборот России. Выстраивая культурные взаимодействия со странами проживания соотечественников, необходимо помнить о том, что там русскими создан мощный пласт, как художественного, так научного и технического творчества. И России, из которой сегодня происходит выкачка мозгов, которой сегодня грозит технологическая отсталость, почему надо со своего стола что-то сбрасывать и не использовать? Вот, я считаю, - еще один ответ Министерству культуры, которое спрашивает, какова цель культурных связей и взаимодействия.
Мы предлагаем более активно и полно задействовать при формировании культурных связей общественные русские организации нового зарубежья, наиболее заинтересованные в установлении культурных связей со своей исторической Родиной. Было бы целесообразно сделать решительный шаг к широкому обсуждению ими всех проектов, которые предлагает Министерство культуры. И тогда, может быть, не случались бы такие казусы, как тот, что чуть было не произошел недавно. У нас существует такой известный режиссер Юрий Лиенко, автор знаменитой брошюры "Пиар-война", где он предлагает развернуть пиар-технологии против России и всего русского, в частности русского языка. Он снимает сегодня антироссийский фильм о Мазепе. Мало того, что он присутствует здесь на всех кинофестивалях и получает какие-то премии, он обращается за финансовой поддержкой и чуть было не получает деньги на этот фильм. Поистине, Россию умом не понять.
При создании межгосударственных соглашений, особенно касающихся культуры, необходимо учитывать пожелания общественных организаций культурологического толка, накопивших громадный опыт информации и аналитики. Подписание между РФ и Украиной комплексной программы "Удовлетворение культурных и образовательных потребностей русских на Украине и украинцев в России", оно опять зависло. Мне кажется, это сегодня очень актуально - необходимо сформировать и подписать такой документ.
Учитывая большое количество русских в Украине, было бы целесообразно добиваться принятия Украиной, как части вышеназванной программы, программы сохранения и развития русского образования на Украине Мы образование рассматриваем как огромную часть культуры. Также относятся к этому и национал-радикалы, адепты национализма. И очень последовательно, целеустремленно и грамотно сворачивают русское образование, как во всем новом зарубежье, и в Украине особенно. Но не будет русских школ, не останется языка. Останется один только суржик. Сегодня, когда высокие чиновники приезжают в Украину, говорят: "У вас все в порядке. У вас на улицах говорят по-русски". Да уже не по-русски, это уже суржик.
Исчезнет русская культура, а стало быть, русская интеллигенция. Если Россия заинтересована, в сохранении сильного, активного русского этномассива в Украине, то нужно принимать немедленные меры по сохранению образования на русском языке в Украине. Сегодня произошла какая-то подвижка. И мне кажется, Украина и готова уже разговаривать на эту тему, но пока мы не видим сильных, активных инициатив со стороны России.
С горечью приходится констатировать, что в русские школы перестают, мы это предсказывали, идти русские дети. Почему они не хотят туда идти? - Потому что прервана образовательная вертикаль. Зачем идти в русскую школу, если невозможно потом поступить в вуз, сдавая экзамены на украинском языке? Мне кажется, что пришла пора сесть за стол переговоров с Украиной и создать межгосударственные вузы, как уже созданы в Киргизии, например. Это можно делать на базе Харьковского, Донецкого университетов.
Мы создали негосударственный вуз, но пока зависли, потому что никакой поддержки мы со стороны России не получаем.
В проекте рекомендаций Госдумы есть фраза, что пора привлечь просто к шефству российские регионы. Это очень важно. Я знаю, что Тулеев согласен. Лебедь согласен. Но эта инициатива должна закрепиться на уровне российского Правительства. Нужно уже сегодня создать межгосударственную, межправительственную комиссию по определению потребностей в русских школах с их родным языком обучения.
В декабре 2000 года в Нижней Арианде, в Крыму, Совет Европы проводил конференцию "Образовательные права национальных меньшинств". Совет Европы впервые стал защищать права русских на русское образование. Были приняты очень хорошие рекомендации. Другое дело, последует ли им украинское Правительство. Там было записано: рекомендовать украинскому Правительству создать совет инспекторов, который бы следил за приведением качества образования в этнических школах с качеством образования исторических родин. Мне кажется, такие инициативы Россия тоже должна поддержать.
Я хочу подчеркнуть особую роль русской литературы, вообще русской книги, являющейся хранительницей русского языка, воспитательницей русского характера, русской духовности и менталитета. Но сегодня русская книга, существующая на Украине, существует преимущественно в виде рукописи. Нашим местным учебникам, созданным нашими специалистами-руссистами, уже пролицензированным Минобразованием, художественной, научно-методической литературе негде печататься. У украинского Минобразования на это нет денег. Поэтому для нас самая желанная помощь со стороны России помощь в создании полиграфического центра.
Русский издательский центр на Украине мог бы быть филиалом какой-то российско-издательской структуры. Мы провели предварительные переговоры с "Дрофой", она вроде бы согласна. Но опять все эти инициативы требуют какой-то правительственной крыши.
Актуален вопрос создания при крупном российском издательстве библиотеки русского зарубежья. У нас есть поистине мирового уровня книги, рукописи, но они не печатаются. С нами вроде бы согласился работать Пряхин, директор издательства "Воскресенье". Но как-то все тихо, дело не движется. Это тоже надо включить в рекомендации.
И в который раз скажу о российских литературных премиях для литераторов из ближнего зарубежья. Нужно то всего 3 тысячи долларов дать. Это такие малые деньги, но какой бы был эффект! И вот я сегодня, к сожалению огромному, услышала заместителя министра, что денег у Министерства культуры нет. Может быть, тогда создать какой-то фонд, попросить олигархов продать какую-то поддержанную машину и выделить... Эта премия имела бы огромный эффект еще потому, чтобы мы бы знали, что наша русская культура зарубежья вводится в культурный оборот России.
Конечно, подобные проекты могут быть осуществлены не только при доброй воле российских структур, но и при финансировании. Конечно, мы понимаем, что у России самой сегодня большие трудности. Необходимо осуществлять распределение тех небольших средств, которые выделяются так, как это делается во всем мире - на конкретные проекты. Есть проект, экспертная оценка, должно быть широкое обсуждение в диаспоре и после этого гранд финансирования проекта, не персон, не обществ, а проекта. Такой подход, мне кажется, и демократичен и не закрывает пути ни крупным, ни малым обществам.
Мне казалось бы, что при Министерстве культуры разумно сделать отдел "Русская культура за рубежом". Но если нет денег, то чего же там нам навязываться еще им? Не хочется выглядеть попрошайками, но я приведу один маленький пример. Членом вашего правления Мариной Евграшиной (очень известной журналисткой на Украине) создан центр молодой журналистики. Он эффектно работает, печатается в самой крупной нашей газете. И она сказала: "Я у России, у моей любой исторической Родины, просить ни рубля не буду". Она на презентацию фонда пригласила иностранные посольства. И тут же английское посольство выделило им компьютер и сканер, американское - подписало договор о гранте на их работу. Возникает вопрос: они что, такие добрые? Да нет, конечно. Они это делают, борясь за умы. Они делают, потому что идет жесточайшая экспансия западных ценностей, и в Украине - особенно, потому что Украина очень важна для России.
Выстоим ли мы, нищая русская культура? Да мы, конечно, не выстоим. Но хоть что-то можно еще сделать, пока эта русская культура существует. И пока существуют такие идиоты, фанаты, которые ради идеи работают. Но часы бьют. Спасибо."

В.В.Игрунов: "Я совершенно убежден, что на огромном постсоветском пространстве роль русской культуры и русского языка совершенно уникальна. Тем более что Россия на протяжении многих веков демонстрировала умение жить и, скажем, умение примирять интересы разных народов. В сущности, Россия представляла собой огромный мир, включавший в себя несколько миров. Это миры разных религий, миры разных этносов и более чем во многих других, скажем, цивилизованных странах мира Россия обладала опытом ненасильственного, я подчеркиваю, ненасильственного, потому что часто подчеркивают именно насильственный характер Российской Империи, а я хотел бы сказать, что Россия обладала многими культурными механизмами, которые обеспечивали сосуществование многих народов.
А сегодня, когда мир переживает чрезвычайно тяжелый, драматический момент своей истории, нуждается в новой культуре, основанной на ненасилии, терпимости, взаимопонимании, солидарности, и многие элементы эти уже содержатся в русской культуре. И я думаю, что в этом смысле она представляет ценность не только для русских, не только для населения бывшего СНГ, но и представляет интерес для всего мира.
Состоявшиеся сегодня парламентские слушания являются продолжением слушаний, которые состоялись 5 июня и 14 декабря прошлого года, на тему: "О развитии образовательных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии и "Об информационном обеспечении интеграционных процессов в странах СНГ". Нынешние слушания также дали картину очень противоречивого, очень драматического процесса развития отношений в области культуры в странах, образовавшихся на осколках Советского Союза. Они показали сложные процессы осознания ценности русской культуры и здесь, у нас, в России.
Выступления участников сегодняшних парламентских слушаний подтвердили, что на сегодняшний день по данной проблематике сформировано устойчивое понятийное поле, выделились основные проблемы. И, я думаю, что у нас есть, что предложить в результате наших слушаний, есть четкие представления о том, чего бы мы хотели получить от нашего государства и к чему бы мы хотели сейчас подтолкнуть исполнительные структуры власти, во взаимодействии с которыми должна работать Государственная Дума.
Изучение подготовленных к слушаниям информационно- аналитических материалов и данных выступлений позволит нам определить, уточнить наши рекомендации, которые вам розданы, и, может быть, предложить более квалифицированный документ как нашему парламенту, так и исполнительной власти.
Наиболее важной проблемой является проблема русского языка, статуса русского языка. И, к сожалению, мы должны констатировать, что, несмотря на многочисленные усилия, как со стороны нашего парламента, так и со стороны общественных организаций, сфера применения русского языка все время сокращается. Даже в странах, где наиболее благоприятные условия для функционирования русского языка - языка как основы русской культуры.
Я не думаю, что русская культура, которая также формировалась под влиянием западной культуры, противоречит западной культуре. К сожалению, в нынешней форме процветает не просто ориентация на западную культуру, а - на ее низкопробные образцы. И здесь коллеги выступали и говорили так же, что наша культура, русская культура, книжная культура также присутствует в значительной степени в виде низкопробных изданий. Я думаю, что это действительно очень большая опасность. Опасность, которая существует не только в России, но и в странах нового зарубежья.
Я думаю, что здесь мы должны особенно думать о том, как финансировать нерыночные издания. И детективы, и все эти ужастики, о которых говорили, они могут издаваться, например, на Украине их гораздо больше, чем у нас в России, и они доступнее, чем в России, однако вряд ли это можно назвать русской культурой. А вот реальные, фундаментальные издания, издания действительно серьезной культуры не могут быть продвинуты в рамках рыночных механизмов. И здесь необходимо определенное финансирование.
К сожалению, надо сказать, что после 1991 года к культуре и к образованию наше государство относилось просто разрушительно. Иначе я не могу оценить заявления, когда говорят, что государство не должно заниматься наукой, образованием, культурой, и если родителям надо, они дадут детям образование. К счастью, сейчас осознано практически всеми, что этот курс был губительным. Но даже после принятия Закона Российской Федерации "О культуре" в 1993 год установленный законом крайне низкий норматив по финансированию культуры - 2 процента от общих расходов - не выполнялся ни разу, даже на стадии формирования бюджета.
Вот цифры. В 1993 году 0,35 процента выделялось на культуру. В 1994 - 0,82. В 1995 - 0,91 процента, так же, как и в 1996. F 997 году - 0,86 процента. В 1998 - 0,8 процента. В 1999 году - 1 процент. Но, я повторяю, даже эти цифры не выполняются. Это свидетельствует о совершенно неадекватном понимании собственных целей, собственной значимости. И это, конечно, ведет к губительным последствиям.
Построение национальных систем образования в новых независимых государствах привело в середине 90-х годов к разрушению ранее существовавшего единого образовательного пространства. Об этом мы здесь говорили. А дезинтеграция произошла не только в структуре образования, в сроках обучения по основным предметам. Качество образования сильно упало. К сожалению, оно упало и у нас в России и продолжает падать, но падение уровня образования не сопоставимо с тем, что мы наблюдаем во многих новых государствах. И нам, конечно же, сегодня нужно позаботиться о том, чтобы Россия обеспечила или по крайней мере сделала все возможное для того, чтобы помочь русским и ориентированным на русскую культуру слоям населения получить достаточное образования, получить учебники.
Я здесь не вполне согласен с тем, что необходимо отдельное русское издательство, русская типография на Украине или в других странах. Я полагаю, что создавать свои типографии вряд ли целесообразно, поскольку экономически выгоднее печатать в уже существующих и, кстати, на Украине - достаточно дешевых типографиях. Проблема заключается в том, чтобы мобилизовать ресурсы для подготовки и публикации в этих типографиях наших книг, учебников и произведений высокой культуры. Это, безусловно, нужно и для этого необходимы ресурсы, но для этого необходимо иначе относиться к нашему бюджету, чем мы относимся сейчас.
Вопросам культуры уделяется значительное внимание в проектах основных направлений дальнейшего развития межгосударственного гуманитарного сотрудничества с государствами-участниками СНГ и государствами Балтии на 2000-2005 годы и перечнем мероприятий по их реализации, одобренных Правительством Российской Федерации в феврале 2000 года.
Наибольшего развития культурные связи получили в рамках союзного государства. Об этом мы здесь довольно много говорили. Поэтому я не думаю, что подробно следует на этом останавливаться. У меня лично есть надежды, что с переменами в Молдове мы также сумеем сделать достаточно серьезный шаг в области культурного взаимодействия. На мой взгляд, с появлением нового Правительства на Украине влияние таких политиков, как Жулинский и Драч, сойдет на нет, и у нас появятся серьезные возможности для сотрудничества в сфере культуры.
К сожалению, что касается других государств Содружества, здесь продвижение значительно более медленно.
Тем не менее, я хотел бы сказать, что в начале нового столетия в сфере развития культурных связей на постсоветском пространстве в качестве основной продолжает оставаться задача восстановления и дальнейшего развития исторически сложившегося общего, культурного, образовательного, информационного пространства, как важного условия стимулирования интеграционных процессов в других сферах сотрудничества и сохранения мощного инструмента влияния России на постсоветском пространстве.
К числу важнейших шагов по дальнейшему развитию культурных связей на постсоветском пространстве можно отнести следующее.
· Активизация усилий по реализации имеющихся договоренностей по вопросам культурного сотрудничества.
· Разработка в рамках СНГ концепции и соглашения о едином культурном пространстве.
· Активизация усилий по созданию российских центров науки, культуры в новых независимых государствах.
· Разработка единой концепции культурной политики Российской Федерации.
· Оказание реального содействия российским соотечественникам, их общественным объединениям при реализации культурных программ, а также практической поддержке в деле сохранения развития их культурного наследия.
Хотелось бы подчеркнуть главенствующую роль России в развитии интеграции на постсоветском пространстве, в том числе в области культуры и образования. Роль России определяется ее положением в Содружестве как самого большого государства, имеющего и самый крупный экономический и интеллектуальный потенциал, ее положением правопреемника Советского Союза, ответственного за его международные обязательства, евразийским характером Российской Федерации. От позиции России, от стратегических инициатив ее руководства, от ее ответственности за осуществление конкретных договоренностей в первую очередь зависит своевременное преодоление разногласий, трудностей, возникающих при развитии интеграции.
И как политик, хотел бы завершить это выступление следующими словами: все это возможно только в том случае, если российские политики, российская элита сумеет сформулировать долгосрочные национальные цели, только в рамках решения долгосрочных национальных целей все эти задачи могут быть разрешены.
На этом позвольте мне закрыть наши слушания и поблагодарить всех, внесших вклад в его работу. Я думаю, все ваши пожелания будут учтены. До свидания."

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И парламентских слушаний"О развитии культурных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии"

В соответствии с решением Совета Государственной Думы № 72 от 17 апреля 2001 года Комитет Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел на открытых парламентских слушаниях 4 июня с.г. вопрос "О развитии культурных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии".
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации, посольств государств СНГ в Российской Федерации, представители творческих союзов Российской Федерации и ряда стран СНГ, ученые, общественные деятели, руководители зарубежных общественных организаций российских соотечественников, книгоиздатели, представители средств массовой информации.
Участники парламентских слушаний констатируют:
Развитие культурного сотрудничества между государствами-участниками Содружества Независимых Государств и Балтии для России по-прежнему остается главной задачей и ключевым направлением деятельности в гуманитарной сфере. В этом контексте нынешние парламентские слушания завершают большой блок подобных мероприятий. Ранее, 5 июня и 14 декабря 2000 г. состоялись парламентские слушания: "О развитии образовательных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии" и "Об информационном обеспечении интеграционных процессов в сферах СНГ".
Государственная Дума рассматривает культурное сотрудничество как один из важнейших компонентов наших взаимоотношений со странами СНГ и Балтии, мощным инструментом влияния на постсоветском пространстве. Мы исходим из того, что с удовлетворением культурных потребностей каждого человека в отдельности и общества в целом закладывается тот прочный фундамент, который в дальнейшем содействует духовному сближению наших народов и развитию общих интеграционных процессов заинтересованных стран.
Естественная тяга людей к русскому языку, культуре, образовательным и информационным ресурсам России по прежнему еще очень сильна на всем бывшем советском пространстве. За время существования СНГ заметен не только распад прежних тесных связей, в том числе и в области культуры, но и определенная тенденция к созданию новой системы культурного взаимодействия, восстановлению и дальнейшему развитию исторически сложившегося единого пространства гуманитарных ценностей наших стран и народов. Крылатая фраза "Культура не признает границ" в очередной раз доказывает свою состоятельность, несмотря на то, что волею обстоятельств мы разделены политическими, а кое-где уже и идеологическими границами.
Правовая база культурного сотрудничества с государствами-участниками СНГ и Балтии строится в соответствии с нормами международного права и национального законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" от 24 мая 1999 года, соответствующих постановлений Правительства РФ, а также межправительственными и межведомственными соглашениями (протоколами, программами) с этими государствами.
В настоящее время в рамках межправительственных комиссий по сотрудничеству завершается доработка и согласование двусторонних программ межгосударственного гуманитарного взаимодействия со всеми странами Содружества. В них содержатся разработанные в увязке с федеральной целевой программой "Гуманитарное сотрудничество с государствами-участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" конкретные мероприятия в области культуры, образования, информации, гуманитарных наук, молодежной политики, спорта и туризма, здравоохранения, защиты прав и свобод человека. Их выполнение ориентировано главным образом на удовлетворение культурных, духовных и иных потребностей наших соотечественников в этих странах.
Продолжается работа по подготовке на межправительственном уровне аналогичных программ с государствами Балтии.
Вопросам культуры уделяется значительное внимание в проектах Основных направлений дальнейшего развития межгосударственного гуманитарного сотрудничества с государствами-участниками СНГ и государствами Балтии на 2000-2005 годы и Перечня мероприятий по их реализации, одобренных Правительством Российской Федерации в феврале 2000 года.
Следует отметить, что договорно-правовая база Содружества в культурной сфере постоянно расширяется и совершенствуется. Так, 31 мая с.г., в рамках саммита глав государств-участников СНГ, Совет Министров иностранных дел рассмотрел проект Соглашения о вывозе и ввозе культурных ценностей, которое регламентирует взаимодействие сторон в вопросах таможенного оформления, охраны, контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в рамках Содружества, предусматривает тесную координацию усилий в борьбе с их незаконным оборотом.
К сожалению, не все наши партнеры по СНГ разделили озабоченность России в имеющихся в этой области проблем. Некоторые государства воздержались от участия в разработке Соглашения (Грузия, Туркмения, Узбекистан), особое мнение высказала Украина. Тем не менее, этот документ был утвержден и это вселяет уверенность в том, что и в будущем актуальность и важность вопросов культурного сотрудничества между нашими странами не уменьшится.
Можно отметить определенные успехи деятельности в этой сфере на межведомственном уровне. Так, только за период прошлого и нынешнего годов были подписаны договора о сотрудничестве между министерствами культуры Российской Федерации и Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдавии, Узбекистана, Украины. Необходимо подчеркнуть, что Министерство культуры Российской Федерации придаст особое значение отношениям со странами СНГ и Балтии. Оно организует и регулярно проводит Дни культуры России в странах СНГ и Балтии и этих государств в России, недели кино, художественные салоны, театральные и музыкальные фестивали, обменные гастроли творческих коллективов, кинофестивали и т.д. Наиболее активно культурное сотрудничество с Белоруссией, Азербайджаном, Казахстаном, Арменией, прибалтийскими государствами. Намечается позитивный сдвиг в отношениях с Украиной. По разным причинам, ниже желаемого и возможного находится уровень культурного сотрудничества России с Грузией, Молдавией, Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном. Практически свернуты отношения в области культуры с Туркменистаном.
Весомый вклад в развитие культурных обменов вносят российские регионы. Они осуществляются на основе отдельных соглашений, заключенных Москвой, Санкт-Петербургом, Московской и Ленинградской областями и другими субъектами Федерации с рядом административно-территориальных образований вышеуказанных стран.
Однако, следует признать, что работа федеральных и местных исполнительных органов по развитию культурных связей между государствами-участниками СНГ и Балтии, к сожалению, не отличается высокой эффективностью. Некогда единое культурное пространство все больше и больше приобретает многомерные черты и этот процесс во многом имеет необратимый характер. Государства СНГ индивидуализируют свои законодательные и нормативно-правовые базы, в результате чего многие национальные отрасли культурной сферы обособляются, отчуждаются в рамках каждой из стран, что влечет за собой трудности взаимодействия и взаимопонимания.
Резко уменьшились возможности для создания общих информационных, образовательных, культурных пространств в рамках Содружества, несмотря на то, что лидеры всех стран "двенадцати" неоднократно высказывали желание и стремление поработать в пользу этих идей.
Со скоростью и необратимостью исчезновения "шагреневой кожи" уменьшается ареал распространения на постсоветском пространстве русского языка - единственного носителя информации о великой российской культуре, хранителя памяти о нашем совместном прошлом, потенциала дальнейшего сохранения и развития многосторонних отношений между народами бывшего великого Советского государства.
Сокращается трансляция теле- и радиопрограмм из России, падают показатели распространения в странах ближнего зарубежья тиражей российских газет и журналов, замедляется книжный обмен из-за непомерных таможенных и других налоговых выплат. Затягивается вопрос создания российских информационно-культурных центров в странах СНГ и Балтии несмотря на имеющиеся договоренности с большинством из них. В результате пустующую нишу заполняют не профильные квалифицированные государственные структуры, а энтузиасты-любители, деятельность которых не всегда защищена от проникновения коррупции и других "родовых пятен" рыночной экономики. Ярким примером в этом контексте является трагическая история с российским культурно-информационным центром в Эстонии.
По прежнему остро стоит вопрос с финансированием российской культурной программы в "ближнем зарубежье", Это тем более достойно сожаления, что Россия инвестирует в эту программу давно, в огромных размерах и сегодня растрачивать все это является не только недопустимым, но и преступным делом.
Отсутствие комплексной скоординированной культурной политики в отношении государств ближнего зарубежья, предусматривающей, помимо всего прочего, дифференцированный подход к каждому государству с учетом имеющегося уровня развития культурных связей, а также политики этих государств в отношении российских соотечественников в части, касающейся сохранения их национально-культурной самобытности, приводит к неэффективному использованию даже тех скудных средств, которые иногда на эти цели выделяются.
К сожалению, утвержденная недавно Правительством РФ Концепция поддержки Российской Федерацией соотечественников за рубежом не внесла особой ясности в определении культурной политики в отношении наших соотечественников в ближнем зарубежье. Разработчики отказались провести четкую грань между такими разными категориями, как соотечественники ближнего и дальнего зарубежья. Это, в свою очередь, затрудняет не только целевое выделение средств, но и их использование с наивысшей отдачей для каждого человека в отдельности и в интересах России в целом.
На основании вышеизложенного участники парламентских слушаний рекомендуют:
Совету МПА СНГ, Исполнительному Комитету Содружества Независимых Государств:
- выйти с инициативой разработать в рамках Содружества Независимых Государств Концепцию и Соглашение об едином культурном пространстве (по типу уже имеющихся соглашений об единых (общих) информационном и образовательном пространствах);
Правительству Российской Федерации, Правительственной Комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, Министерству Культуры, Министерству образования, Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики:
- подготовить и предоставить в Государственную Думу (срок - до 1 декабря 2001 г.) годовой доклад о состоянии и ходе выполнения действующих российских федеральных программ гуманитарной направленности с точки зрения присутствия в них разделов, предусматривающих сохранение российского культурного потенциала и культурного наследия в странах ближнего зарубежья, обеспечение синхронизации развития российской культуры за рубежом с аналогичными процессами в самой России, обслуживание и развитие культурных связей Российской Федерации с государствами СНГ и Балтии, удовлетворения культурных потребностей российских соотечественников в ближнем зарубежье .
- приступить к разработке Единой концепции культурной политики Российской Федерации, которая содержала бы в том числе и упомянутые выше разделы, определяла место России в общем (едином) культурном пространстве СНГ.
Правительству Российской Федерации, Правительственной Комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, Министерству Культуры, Министерству образования, Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики, Министерству по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций:
- создать необходимые условия для удовлетворения культурно-информационных, образовательных и других потребностей гуманитарного характера, в которых нуждаются российские соотечественники в ближнем зарубежье и те из них, которые возвращаются организованно в Россию в составе общин переселенцев - в строгом соответствии с Федеральным законом "О политике РФ в отношении соотечественников за рубежом", Концепцией "О поддержке Российской Федерацией соотечественников за рубежом" и Концепцией миграционной политики Российской Федерации.
- исходя из того, что культурное сотрудничество является неотъемлемой частью целого комплекса - информационного, образовательного и других аспектов деятельности, составляющих общую гуманитарную сферу, - вернуться к рекомендациям предыдущих парламентских слушаний по данному вопросу ("О развитии образовательных связей с государствами-участниками СНГ и Балтии", 5 июня 2000 г. и "Об информационном обеспечении интеграционных процессов в сферах СНГ", 14 декабря 2000 г.), обобщить информацию о ходе их исполнения и уведомить об этом Государственную Думы (Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками) до 1 октября с.г.
Правительственной Комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, Министерству Культуры Российской Федерации:
- в целях поощрения развития потенциала русской культуры в ближнем зарубежье, привлечения к участию в диалоге многонациональных культур наших стран более широкого круга деятелей литературы и искусства, вносящих большой вклад в укреплении отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между государствами участниками СНГ и Балтии разработать Положение и учредить Премии Министерства культуры в области развития литературы и искусства русского ближнего зарубежья.
Предусмотреть выделение средств на эти и другие проекты поддержки русской зарубежной культуры из бюджетов Министерства культуры, Правительственной Комиссии по делам соотечественников за рубежом, а также за счет привлечения средств из Общественных фондов и от российских предпринимательских структур, желающих участвовать в такого вида благотворительной деятельности (меценатство).
Правительственной Комиссии Российской Федерации по делам соотечественников за рубежом, Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики:
- разработать механизм целенаправленного выделения и использования финансовых средств российским соотечественникам ближнего зарубежья на конкретные проекты сохранения и развития российской культуры в ближнем зарубежье (система грантов и т.д.).
Правительству Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли, Министерству Культуры, Министерству финансов, Российскому центру международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежцентру):
- принять принципиальное Решение и разработать Концепцию самостоятельной программы по созданию российских центров науки и культуры (РЦНК) в странах ближнего зарубежья, предусмотрев для этой цели специальное финансирование.
Министерству иностранных дел Российской Федерации, Росзарубежцентру:
- завершить работу по формированию договорно-правовой базы и заключению межправительственных соглашений об учреждении и условиях деятельности российских центров науки и культуры (информационно-культурных центров) в странах ближнего зарубежья.
Росзарубежцентру:
- в своей практической работе руководствоваться поэтапным подходом к учреждению РЦНК (предварительное налаживание в ближнем зарубежье работы своих представителей), а также реалиями многовекторной интеграции: выступление с инициативами финансирования деятельности своих центров из бюджетов Союзного государства России и Белоруссии, Евразийского экономического сообщества и т.д.
- предусмотреть подбор кадров для РЦНК в ближнем зарубежье из числа участников местных культурных организаций российских соотечественников, имеющие необходимые профессиональные навыки, а также, а силу своего происхождения или долговременного проживания в этих регионах, дополнительные возможности для эффективной поддержки связей с национальной общественностью.
Министерству культуры Российской Федерации:
- активнее использовать возможности Росзарубежцентра для проведения своих мероприятий в ближнем зарубежье (Дни культуры, фестивали и другие крупные культурные акции, выставки, недели кино, обменные гастроли творческих коллективов и т.д.).
Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации:
- разработать и представить в Государственную Думу предложения по внесению поправок в Федеральный закон РФ "О национально-культурных автономиях" в части увязки их регистрации с такой же процедурой создания национально-культурных автономий россиян в тех государствах, представители которых решили учредить свои автономии в России (принцип взаимности).
Министерству культуры Российской Федерации, Министерству по делам федерации, национальной и миграционной политики:
- содействовать созданию на радиостанции "Голос России" и телеканале "Культура" РГТРК постоянно действующих специальных программ по вопросам гуманитарного сотрудничества, в том числе в области развития связей стран СНГ и Балтии в области культуры и образования, популяризации культурных ценностей российского и других народов Содружества.
- изыскать дополнительные возможности для расширения ареала вещания "Голоса России" и увеличения объемов ретрансляции программ телеканала "Культура" по эфирным и кабельным сетям в странах ближнего зарубежья.
Поддержать идею Правительства Москвы по созданиюмежгосударственного Фонда поддержки культурного сотрудничества государств-участников СНГ и Балтии и предложить ему стать инициативным координатором по обеспечению его деятельности.
Комитету Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками:
- направить рекомендации парламентских слушаний, с учетом высказанных предложений и замечаний:
Президенту Российской Федерации, правительству Российской Федерации, посольствам и представительствам Российской Федерации в государствах в государствах Содружества и Балтии, посольствам и представительствам государств-участников СНГ и Балтии в Российской Федерации, в заинтересованные органы государственного управления Российской Федерации, научные и культурные учреждения, общественные организации российских соотечественников в ближнем зарубежье.

Б.Н. Пастухов, председатель Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.