|
В.Игрунов, 10 декабря 2002г., радио "Маяк"
Союзное государство должно опираться не на эйфорию, а на закон
Необходимо нормализовать наши экономические отношения, гарантировать равенство прав хозяйствующих субъектов на территориях обоих государств, устранить внеэкономическое вмешательство государства в экономическую деятельность, прекратить незаконные ограничения в хозяйственной деятельности, по крайней мере, на территории Республики Беларусь.
Только после этого у нас может возникнуть вообще вопрос о введении единой валюты, считает директор Международного института гуманитарно-политических исследований, депутат Госдумы Вячеслав Игрунов
- Вячеслав Владимирович, как вы оцениваете нынешний уровень российско-белорусских отношений?
ИГРУНОВ: Мне кажется, что самая нижняя точка, как бы самая холодная точка в отношениях между Россией и Белоруссией, пройдена. На мой взгляд, в этом году мы столкнулись с чрезвычайно драматическим характером взаимоотношений между Россией и Белоруссией.
Собственно говоря, это уже было заложено при подписании первого Союзного договора. Поскольку первый Союзный договор, по нашему предложению, - а я тогда входил в Парламентское собрание России и Беларуси, - должен был подписываться по стандартам Европейского Союза. Мы должны были поэтапно сближать наши две страны.
Тогда существовал некоторый радостный угар от сознания того, что наши две страны могут немедленно превратиться в единое государство, и поэтому был подписан договор, который фактически игнорировал конституционные запреты, игнорировал политические реалии наших стран. В итоге каждый раз, когда делались шаги по сближению между нашими странами, мы натыкались на законодательные препятствия. А более всего оказывалось, что интересы элит России и Беларуси на каждом шагу расходятся. Таким образом, несмотря на то, что Александр Григорьевич Лукашенко был инициатором сближения, он же оказался в какой-то момент наиболее серьезным препятствием на пути сближения между нашими странами.
Несовершенство Союзного договора привело к кризису. И здесь, на мой взгляд, обе стороны повели себя не вполне адекватно, и в наших отношениях разразился такой кризис, который мог закончиться абсолютным разрывом отношений.
К счастью, нам всем хватило разума остановиться; как у российского президента, так и у белорусского президента хватило самообладания преодолеть эту мертвую точку. На сегодняшний день она пройдена.
Прошлая встреча Лукашенко и Путина вывела нас на путь конструктивных решений. Сегодня главное - пересмотреть основы конституционного договора таким образом, чтобы он соответствовал интересам обеих стран. И, я думаю, это уже стало вполне возможным.
- Сегодня на заседании Совета министров России и Беларуси будут, возможно, вновь обсуждаться вопросы введения единой валюты. Как вы считаете, реален ли срок: 2004 год?
ИГРУНОВ: Срок 2004 год, притом, что 2002 год мы в процессе сближения наших экономик практически потеряли, мне лично кажется не столько нереальным, сколько поспешным. Мы можем так же, как и в случае с Союзным договором, попытаться перейти к единой валюте, но ничего, кроме конфликтов, это не принесет.
Сегодня нам необходимо нормализовать наши экономические отношения, гарантировать равенство прав хозяйствующих субъектов на территориях обоих государств, необходимо устранить внеэкономическое вмешательство государства в экономическую деятельность, прекратить незаконные ограничения в хозяйственной деятельности, по крайней мере, на территории Республики Беларусь. Только после этого у нас может возникнуть вообще вопрос о введении единой валюты.
- Фактически здесь главная проблема - сблизить экономики двух стран. Что сделано, по вашему мнению, в этом направлении за последний год?
ИГРУНОВ: Я хотел бы сказать, что проблема сближения экономик на сегодняшний день, к сожалению, упирается в проблему политических решений. В данном случае, у нас в России экономическая система действует все же в рамках закона. Как бы ни принимались законы, какие бы ни возникали сложности во взаимоотношениях между исполнительной и законодательной властью, тем не менее, после того, как закон принят, он действует на территории Российской Федерации.
Ничего подобного не существует на территории Беларуси; нам часто приходится сталкиваться с нарушением законодательства, с принятием Александром Григорьевичем Лукашенко волюнтаристских мер, которые выходят за пределы законодательства. Таким образом, мы, фактически, получаем иной тип экономики. Это не просто государственно регулируемая экономика, это экономика непредсказуемая. И в этом смысле на пути сближения сегодня сделано чрезвычайно мало.
Вот как раз 2003 год и должен явиться главным в решении этих вопросов. Если мы не справимся с этим, то и сам союз России и Беларуси будет поставлен под вопрос.
Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!
|
|