Сейчас на сайте

Открытое письмо Г.Померанцу

Глубокоуважаемый Григорий Соломонович!

Не знаю, чувствовали ли Вы раньше, что кто-то неизвестный из маленького прикарпатского городка постоянно слагает Ван в душе восторженные письма? Прочитать их Вы не могли: перо пишущего, к сожалению, намного резвее бежит по листу от обиды или раздражения, нежели от восхищения. Но ведь должен же чувствовать родник, что кто-то благодарно приник к его щедрым водам!

Оставляю за скобками непроявленным все то, о чем с Вами вполне соглашаюсь. В такой нерасчлененной созвучности и заключена вся сила унисона, в которой имею высокую честь раствориться. Вовек буду благодарен Вам за то, что Вы, как истинный творец, дали имя уже жившему во мне, но еще не нареченному. Имею а виду прекрасную Вашу формулу "И нельзя преодолеть зло, не избавившись от всех "анти", от захлеба борьбы. "Антипалач" несет в себе заряд остервенения, который завтра породит нового палача. Нужно не ''анти", нужно - "а", т. е. "не"..." /"Сон о справедливом возмездии"/. Эта формула как семя, бросаемое каждый раз другою рукою в каждый раз другую почву, но которое на самом деле одно и то же - семя, не ненавидящей Любви.

Грусть Вашего монолога "На руинах империи" ("Сучаснiсть", № 3, 1992) понятна и у меня лично не вызывает никаких нелояльных по отношению к автору подозрений. Прекрасно помню чувство безысходной тоски и грусти, с которым в последний раз шел по "запретке", покидая кучинский политлагерь № 36. Да, жили мы там не по своей воле, да, страдания посещали нас там намного чаще наших родных, но ведь были же там улыбки и радость, таинство дружбы и торжество преодоления зла! Человеческое сердце способно освятить своим чувством любую общность, будь то даже лагерь или империя, в основе которых - насилие власти. Поэтому с большим доверием отношусь к той парадоксальной Вашей ностальгии по вечно Вами же отвергаемой империи.

Но при дальнейшем чтении пришла озабоченность /собственно, даже без разрядки Вы почувствовали бы всю вызывную неслучайность этого часто употребляемого Вами слова/. И той маленькой призмой, расцепившей согласованную белизну унисона на разные цвета эмоционального несогласия, стало Ваше категорическое утверждение: "Личность выше государства, выше народа..."

Да, вы совершенно правы: "Немалый вред приносят громкие слова: народ, государство..." Но давайте продолжим этот ряд, вскрыв троеточие, и увидим, что в каждом благом понятии сокрыт его ужасающий антоним. Даже слово "Бог" может служить обоснованием безбожия.

В Вашей позиции меня смущает не защита богоданных прав личности. По крайней мере, странно было бы вам услышать сомнение по поводу этих прав из уст человека, бывшего когда-то членом Украинской хельсинкской группы. Смущает меня само противопоставление, которое неожиданно теперь уже в устах человека, столь убежденно призывавшего к замене "анти" на "не". Но давайте разложим все no-порядку, чутко прислушиваясь к словам, всегда таящим в себе опасную антиномичность.

Сначала аналогия /как всегда, тоже в чем-то опасная/. От имении Церкви и во имя Церкви было в прошлом совершено много преступлений против человеческой личности. И в жуткой антицерковной вакханалии большевиков можно усмотреть не только садизм и вседозволенность бандитов, но и последний извращенный этап протеста человеческого духа против косности и тупоумия значительной части сытого предреволюционного духовенства. Церковь была разрушена во имя человеческой личности и ее свободы. Но только сейчас мы понимаем, что такое уничтожение поразило не только Церковь, но также /и прежде всего!/ - саму личность.

Далее, во все времена коллективное служение Богу было сопряжено с большим или меньшим нарушением каких-то евангельских установлений. К этому противоречию восходят все периодически проявляющиеся попытки отрицания института Церкви и призывы покинуть Храмы и идти к Богу самостоятельно, без посредников. Но и в этом случае страшно именно противопоставление, ведь одному уготовано взбираться к вершинам единолично, другому же помощь Неба приходит в виде поддержки общины. И не обладая правом судить, мы оба эти пути должны признать одинаково угодными Богу.

Аналогия проста: нация, государство - это тоже Храмы. Формы их преходящи, но вечно устремление  к определенной общности, обладающей автономностью и защищающей свою идентичность. Позиция "личность выше государства, выше народа", на которой стоите отнюдь но Вы одни, свидетельствует скорее всего о том, что человек настолько свыкся со своим пребыванием  в Храме, что уже не замечает его стен.   Это весьма распространенное обманное свойство зрения, в том числе и духовного. И тогда о своем действительном пребывании в Храме человек узнает лишь тогда, когда этот Храм рушится. Именно это и произошло со многими российскими демократами, когда область прежней российской государственности внезапно стала ужиматься.

Но даже если человек действительно находится вне национального Храма, то именно сила его Духа, дающая ему опору одному стоять перед Господом, вмещая в себе всю вселенную, должна подсказать ему,  что такое анебытие для большинства людей было бы страшным одиночеством пчелы, потерявшей путь в свой улей. Тот, кто покинул свой национальный Храм ради того, чтобы стать "гражданином человечества", не может ставить под сомнение святость права другого войти в свой  Храм или его построить. Именно поэтому так важно не противопоставить  права личности правам нации, а наоборот, а  любой точке временного пространства искать их умиротворяющую гармонию.

Другой аспект проблемы - это знтиэволюционность абсолютизации прав личности. 8 процессе эволюции живой материи   человек - лишь  отдельный уровень ее организации. Нельзя не заметить, что в этом смысле история человечества является не столько историей "классовой борьбы", сколько результатом нащупывания, опробования высших ступеней организационной иерархии. Этнос, нация, государство, империя - все это разные проявления одного и того же процесса "проб и ошибок", которым  дух преодолевает косность материи. В этом смысле отрицательный опыт объединения человечества на базе классовой ненависти есть всего лишь отрицанием пути, но не; конечной цели. И все отступления от этой магистральной эволюционной оси, все дезинтегрирующие течения, как-то: исламский фундаментализм, интегральный национализм, пантюркизм, панславизм и пр. и пр. - это всего лишь болезненная реакция на порочность существующего в данный момент объединения.   Эволюционно они оправданы, так как расчищают путь к объединению гармоничному.

Вы совершенно правы: человек как определенный уровень иерархии намного стабильнее, "вековечное", нежели нация и все остальное. Но следующий стабильный уровень - единое человечество, к чему мы обязательно придем, если не подвергнем себя самоуничтожению. Между этими двумя стабильными уровнями лежит определенное число промежуточных, переходных уровней. Но только предчувствуя грядущую стабильность, можно понять всю эволюционную ценность временных, подчас даже уродливых форм.

Но где же тогда грань, с помощью которой можно определить, где кончается ценность уродливой   "ереси" и начинается уродство закостеневшей "догмы"? Вот именно здесь и проявляется определяющее значение прав личности. Ее свобода, свобода человеческого духа действует как камертон, возвращающий мелодии каждой эпохи в истинную тональность небесных сфер.   Но чтобы не переусердствовать  и не   впасть  в противоположную крайность "личность   Uber Alles", дана нам  точка их пересечения: нельзя обеспечить права личности, не защитив ее   национальные чувства.

Да, идеи "нация превыше всего", "государство превыше всего" могут привести и приводили к самым уродливым нарушениям прав личности. Но это только половина правды. Ваша формула "личность выше народа", звучащая в Ваших устах предостережением неравнодушного и в этом качестве /но не как теоретический постулат/ приемлема мною, тем не менее» в других устах может прозвучать как "личность превыше всего". А уж эта идея в нашем лукавом мире может стать /и становилась!/ обоснованием ловко скрываемого, но не менее опасного национального   неравноправия, исключающего свободу личности.

3 этом случае люди, не обладающие свойственным Вам чувством гармонии, могут быть подвержены искушению, опасаясь одной крайности, впасть в другую. И единственный способ избежать его - это как раз стать на отстаиваемый Вами ранее путь отказа от позиции противопоставления, от рефлекторного "анти" в пользу мудрого "не".

Евангелие не может служить аргументом для противопоставления личности народу. Иначе слова Христа: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" /Мф. 15.24/ могут вызвать смятение вплоть до потери веры. Евангелие как раз и дарует нам предощущение грядущего вселенского единства в Боге, но в качестве ориентира на пути к такому единству дана идея любви к человеку, через боль которого нельзя переступить.

Дорогой Григорий Соломонович! Прекрасен Ваш порыв защитить столь ранимый микрокосм отдельного человека от косматого чудовища толпы. Но л призываю Вас довериться и столь же прекрасному и столь же ранимому чувству народа. Ведь черты агрессивной стадности народ приобретает лишь в состоянии вырождения, когда биологическое начинает значительно превалировать над духовным. Цивилизованное же состояние народа - это общность, гармонично объединяющая в себе многие индивидуальные личности. Иоанн Златоуст действительно вечен, но Византия его времени - необходимое и незаменимое условие его укорененности в вечность. В нашем духовном устремлении к Абсолюту очень важно не потерять эту двукрылость, которая и есть залогом устойчивого полета. И если даже окажется, что уже сейчас мы стоим перед последним рывком в грядущее мировое единство, то преобразующую энергию нам даст не столько сила отвержения, сколько чувство благодарности истории за каждый шаг этого нарождающегося единства.

С глубоким уважением,   Мирослав Маринович


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.