Сейчас на сайте

В. Игрунов, 1995 г.

Набросок введения для журанала "Plusquamperfectum"1

История прячет свои величайшие вершины, и там, где некогда Бог создал человека, ветер переносит пески страшной пустыни Руб-эль-Хали. Человек, беспечно доверяющийся ей, обречен забвению, и лишь строители памятников могут надеяться, что потомки откопают их Вавилон, Мохенджо-Даро, и какой-нибудь розеттский камень поможет соскрести тонкий слой смысла с некогда живой ткани ушедшей навсегда цивилизации.

Человек высокомерный, живущий в периоды расцвета, уверен, что его эпоха вечна и сам он навсегда пребудет в отныне бессмертном тексте культуры. Увы, не всякого краткий срок человеческой жизни избавит от разочарования и не всякий избежит отчаяния, видя своими глазами, как уходит в Лету еще вчера цветущий мир. Но даже и счастливцы не должны обманываться. Могли ли думать наследники Джосера, столь стремительно создавшие мир, настолько вырывавшийся из всего, известного дотоле, что нам ныне почти невозможно представить и понять этот изумительный взлет, могли ли думать они, что их имена и сама их жизнь навсегда исчезнет из памяти потомков?

Нам, ведущим своих верблюдов сквозь холмы Сахары и ковыряющим глину меж камней Урука, нам должно с трепетом хранить недолговечные следы и краски времени. Но нет, бездумно мы оставляем на пепелище сиюминутности манускрипты нашей мудрости в святой уверенности, что рукописи не горят. Горят! Горят, сжигаемые по нужде своими авторами, равнодушными соседями, а еще чаще - поглупевшими детьми. Но тяжелее всего тем, кто в силу проницательности и необычайности таланта рождает мысли, недоступные современникам. Они обречены быть париями в собственном мире, забываются новым поколением, как забывается всякий неудачник, а их детища превращаются в прах на чердаках ветшающих домов или становятся пищей крыс в заброшенных подвалах. Разве часто повторяется счастливая судьба монаха Менделя?

Но тем, кто раз вдохнул в себя воздух истории, нестерпимо видеть гибель следов, призрачных отпечатков эпохи. Тем более, если живут они во времена заката. Смешно наблюдать тогда, как в гордыне и скудоумии мельчающие люди тщатся превзойти в блеске своих предшественников, в то время как распадается и связь времен, и сама ткань повседневности.

Как ни печально сознавать, и мы, первооткрыватели лунных земель и генетики, кибернетики и телевидения, живем отнюдь не во времена Цезаря или Хеопса, а скорее во времена Диоклетиана или Аменхотепа IV. Наша цивилизация неумолимо утрачивает свою витальную силу и ее призрачный блеск не должен никого обмануть. И от нас зависит, падет ли наш мир, уступив место темным столетиям, или, пройдя сквозь мучительные метаморфозы, обретет новые черты и новую энергию. Именно в такие, как наш, переломные периоды истории чаще всего теряются истоки нового, и только вглядываясь в происходящее настороженным взглядом первобытного человека мы имеем шанс разглядеть обещание будущего.

Мы не знаем сегодня, где созревают споры завтрашнего дня. Мы можем только догадываться, где их искать, понимая однако, что можем ошибиться самым странным образом. У нас есть лишь один выход: фиксировать в памяти все, сколь-нибудь замечаемое на поверхности человеческой мысли, не стремясь выверить удельные веса или выстроить безупречные логические схемы. Мы должны раз за разом возвращаться к тому, вокруг чего топтались искатели смыслов, даже если с первого взгляда их поиск будет казаться нелепым: все новое при рождении выглядит гадким утенком. Разумеется, мы рискуем при этом растратить силы на ловлю призраков, однако вряд ли у нас есть альтернативы - и лишь интуицию мы можем взять в поводыри.

Поиск выхода из нашего цивилизационного тупика, пожалуй, наиболее интересная задача для исследователя. Однако это задача, решаемая в соединении многих усилий в течение не одного поколения людей. Ни одному поколению не дано в одночасье произвести переворот. Что же говорить об отдельных людях?! Удел смертных вглядываться в повседневные мысли и повседневные дела, надеясь своими усилиями втащить песчинку на общий муравейник жизни.

Plusquamperfectum и ставит себе столь скромную задачу: вглядываться в то, что уже забыто нашими современниками, но еще недавно составляло смысл поиска живущих и живших с нами людей. Мы не можем расчитывать, что сразу нападем на жилу, мы будем лишь добросовестно публиковать рукописи или даже воспроизводить некогда публиковавшиеся, но, по нашему мнению, незаслуженно забытые материалы. Мы будем пытаться их анализировать, если это будет нам по силам, либо комментировать, либо даже просто передавать читателю сырыми - пусть сам он пытается их осмыслить.

Желание издавать этот журнал возникло давно из болезненного чувства горечи при виде груд материалов, безжизненно лежащих в Архиве М-БИО (Институт гуманитарно-политических исследований), материалов, которые еще пять или десять лет назад жадно передавались из рук в руки, но теперь напрочь забытых. Мы начнем публикации в нашем журнале именно с них, полагая, что в будущем мы получим иные, может быть еще более интересные документы. В дальнейшем, не ограничиваясь публикаторской деятельностью, мы надеемся предоставить место археографическим и историческим исследованиям самого разного профиля. Но, разумеется, лицо журнала должно сложиться в результате взаимодействия наших авторов, публикаторов и читателей. Теперь же - вперед, в давно прошедшее время!


Примечания редактора:

1. Журнал так и не увидел свет. О еще одном несостоявшемся журнале конца 1980-х - "Черновик" - см. здесь.
Вернуться

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.