Сейчас на сайте

Вячеслав Игрунов, 6 ноября 1994 г.

<О политической ситуации в стране и будущем президенте России>

 

"...Чем больше будут проявляться черты распада в стране, тем чаще будут происходить перемены в правительстве, в Кремле и в Москве в целом. Из калейдоскопических узоров все явственней будет просвечивать конфигурация устойчивой власти. И вот тогда наступит момент, когда с трудом проснувшемуся дирижеру положат на стол Указ о назначении премьер-министра - и предложение будет столь убедительно, что Борис Николаевич не сможет отказать. И с этого дня он вообще не сможет отказывать. Но не всем, а тому одному, кто будет самым убедительным..."

 

Вряд ли сегодня хотя бы один политолог может рассматривать любой аспект российской политической жизни, отвлекаясь от глубочайшего кризиса власти, поразившего наше общество. Система принятия решений и управления страной находится в состоянии неуправляемого распада, и невозможно сегодня ни предлагать каких бы то ни было проектов, ни ожидать последовательного проведения в жизнь какой бы то ни было программы, ибо на практике мы сталкиваемся с постоянной сменой действующих лиц, мотивов и интересов. Ясно, что в этой ситуации страна не имеет иного выхода из состояния самораспада, кроме радикальной смены, если не персонажей, то их ролей, в Кремле и иных бастионах государственной власти, смены не бутафорской, но реальной, за которой последует период стабильности и дееспособности.

Увы, нынешняя российская ситуация оставляет слишком мало надежд на то, что такая смена может произойти легитимным путем. Впрочем, Андраник Мигранян, один из авторитетнейших наших политологов, видит возможный выход в назначении Ельциным на пост премьер-министра неангажированного политика, способного собрать команду под программу национального спасения (НГ от 04.11). Однако, будучи президентским советником, Мигранян ставит себя в неловкое положение попыткой взвалить всю вину за бездарное руководство страной на правительство, уже сданное его шефом, и полустыдливой апологией Б.Н. И именно эта несамостоятельность, требующая изъять из рассмотрения основной фактор нестабильности и недееспособности власти, делает попытку Миграняна несостоятельной. Так как любое решение, направленное на стабилизацию государства, предполагает прежде всего создание механизма ОТСТРАНЕНИЯ ОТ ВЛИЯНИЯ НА РЫЧАГИ ВЛАСТИ Бориса Ельцина.

Теоретические построения Миграняна представляют собой не более, чем упражнения для ума, что не может не осознавать сам автор. Не случайно он пишет, что недействующая ныне харизма Ельцина должна быть заменена авторитетом нового лидера, способного объединить вокруг своей программы если не большую часть народа, то большую часть элиты. Несомненно, такой лидер недолго будет заглядывать в рот обанкротившемуся руководителю страны, а Ельцин не для того подписывал беловежские соглашения, не для того расстреливал Верховный Совет, чтобы своими руками подписать себе фактическую, а тем более формальную, отставку. Таким образом, если в стране есть политик, способный стать национальным лидером, он может прийти к власти не благодаря, а вопреки Борису Ельцину. Особенно если понимать под Ельциным не безвольного старика, а коллективный псевдоним.

Будучи серьезным аналитиком и стараясь сохранить логику в рамках заведомо сомнительных посылок, Мигранян замечает, что легитимный приход к власти нового национального лидера невозможен без публично обсужденной и приемлемой для основных политических сил программы. Однако сегодня не только нет такой программы и нет такого лидера, которого услышала бы и приняла вся страна, нет даже времени на обсуждение. Свято место пусто не бывает, потому пожухлые фигуры меняются с лихорадочной скоростью, а публичное обсуждение программы национального спасения заменено обычной кремлевкой схваткой бульдогов под ковром. При этом одновременно возвышается Чубайс и приглашается Назарчук, что ведет не столько к согласию, сколько к полной утрате Ельциным поддержки со стороны "основных политических сил".

Таким образом, ни теоретически, ни практически вариант Миграняна невозможен. Единственный шанс остаться в рамках законности заключается в том, чтобы расматривать ныне формируемый состав правительства как временный, созданный лишь для того, чтобы без конвульсий дожить до ПРЕЗИДЕНТСКИХ и параментских выборов 1995 года. Это и есть тот вариант фракции "ЯБЛоко", который несколько передернут советником президента в упомянутой статье. Но и этот вариант не обеспечивает выхода из создавшегося положения, он допускает только, что есть шанс, да и то, если нам хватит времени, а также доброй воли со стороны Бориса Николаевича. А этого, вероятно, нам ждать не приходится.

И здесь я хочу полностью согласиться с Андраником Мовсесовичем и даже процитировать его: "...возрастет неуправляемость во всех сферах жизнедеятельности общества. Движение в этом направлении - это прямой путь к хаосу, а из хаоса, как известно, вырастает не демократия, а самая жестокая форма авторитарной тиранической власти". Иными словами, мы обречены. ОБРЕЧЕНЫ, - если не реализуется слабенький шанс, заявленный Явлинским, - НА АВТОРИТАРНОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЛАСТИ.

Однако такое преобразование вовсе не обязательно должно пройти через хаос в масштабе всей страны, равно как и не обязательно должно привести к тирании "самой жестокой". Более того, чем короче будет этот процесс, чем меньший распад власти успеет произойти, тем мягче будет диктатура и тем больше шансов на ее быстрое преодоление. Поэтому даже самая безрадостная оценка ситуации для действующего политика не повод для апатии.

Впрочем, апатия - это то, что менее всего наблюдается сейчас среди действующих политиков. Запах власти - власти, уже реально валяющейся на полу кремлевских апартаментов - горячит кровь. Но, увы, нам не дано знать, кто те люди, которые пытаются ее поднять - по кускам, вылетающим из-под ковра, мы только стараемся угадать, что происходит.

Самое простое объяснение заключается в предположении, что группы, оказавшиеся сегодня у кормила власти, отчетливо сознают: счетчик, отсчитывающий дни Ельцину, это и их счетчик. Поэтому они постараются не допустить неконтролируемых президентских выборов, невзирая на то, что ни одна из групп не удовлетворена вполне доставшейся долей. Но сложившееся в Кремле равновесие бессилия не может продолжаться долго, хотя бы потому, что Хозяин стал сдавать слишком сильно. Вряд ли власть имущим хочется иметь дело с ситуацией, когда главное действующее лицо по тем или иным причинам неожиданно исчезнет со сцены. Поэтому поползновение на разрушение этого губительного квази-статус-кво в последнее время стали особенно яростными. Я думаю, "черный вторник" и убийство Холодова так или иначе связаны с этими процессами.

Анализируя кампанию, вспыхнувшую сразу за убийством журналиста, невольно приходишь к выводу, что эта смерть лишь спустила крючок в процессе оттеснения от власти одной из групп. Влияние Грачева и идентифицируемых с его именем структур - иногда вместе с ним называют имя Коржакова, - было не только сильным, но и возрастало в последнее время. Восхождение Бурлакова, несмотря на умело организованную контркампанию, не могло не вызвать изумления. И вот - ужасная смерть молодого парня, и казавшийся столь прочным плацдарм начинает рушиться. Тут же всплывают старые бумаги и старые обвинения. Удивительно, но почти весь этот шквал организован прессой, так или иначе восходящей к Лужкову.

Лужков - фигура в наибольшей степени подходящая для роли авторитарного руководителя страны. Он доказал свои способности организатора: в области приватизации - и это сделало его в финансовой сфере сопоставимым по влиянию с Черномырдиным,- в умении инспирировать или контролировать чрезвычайные ситуации - достаточно вспомнить "черный октябрь",- в экономической сфере - посмотрите, как при нем развивается Москва. Лужков тонкий политик, умеющий балансировать многими фигурами, умеющий выбирать и беречь партнеров. Он блестяще проводит популистские акции: вспомним его антикавказские мероприятия. В десятикилометровом поясе вокруг Москвы он выделяет земли для переселенцев из Прибалтики и СНГ и строит дом для офицеров в Севастополе. Все это позволяет ему в один прекрасный день выложить долгожданную программу национального спасения. А если этого маловато, то ведь Лужков дальновидно опирается на Явлинского.

Но Лужков, во многом благодаря усилиям которого эта власть получила год форы, оказался постепенно оттесненным от кремлевских рулей, и это оттеснение, возможно, было связано с усилением Грачева (будем говорить так - для краткости), конфликт с которым у Лужкова обнаружился довольно давно, по крайней мере, не позднее болдыревских разборок с ЗГВ. И вот бумаги Болдырева всплывают в "Московском комсомольце", а кампанию против Бурлакова и Грачева возглавляет НТВ.

Если присовокупить к этому энергичную борьбу Лужкова с Чубайсом, олицетворяющим другой (другой ли?) центр власти в правительстве, можно с уверенностью сказать, что Лужков - одна из борющихся сторон. Однако это сторона - из-за пределов Кремля, и хотя уж очень мощная, но ей труднодоступно то, что валяется ныне на кремлевских полах. К тому же и по Лужкову палят пушки. Шумейко успел уже обвинить "Мост" в причастности к "черному вторнику", и, вне зависимости от компетентности Шумейко и юридической правомерности подобных намеков, это серьезный ответ, если иметь в виду его публичное звучание.

Что статус-кво в коридорах власти нарушено, явствует из ухода Шохина быть может в большей мере, чем если бы ушел сам Черномырдин. Черномырдин вот уже несколько месяцев явно зонтичная фигура, и его пассивность, в значительной мере способствовавшя ступору власти, являлась лишь свидетельством переходного, служебного положения премьера. От него зависело слишком мало. Да и сегодня назначения некоторых министров в его кабинет являются, по-видимому, сюрпризами для него.

Шохин, напротив, в значительной степени контролировал валютные потоки, которые теперь попадут в руки президентской администрации. Во всяком случае, так полагают некоторые эксперты, анализируя общественное лицо Панскова. Иногда его напрямую связывают с Коржаковым. Не берусь судить, так ли это.

Уход Шохина сделал призрачным и положение Шахрая. Зато, несомненно, усилился Чубайс. Но это не означает, тем не менее победы одной какой-то линии в правительстве. Кроме диссонирующих назначений, есть еще основания предполагать, что в Кремле влиятельны, как минимум, два центра. Но ясно, что такое состояние долго не продлится. Чем больше будут проявляться черты распада в стране, тем чаще будут происходить перемены в правительстве, в Кремле и в Москве в целом. Из калейдоскопических узоров все явственней будет просвечивать конфигурация устойчивой власти. И вот тогда наступит момент, когда с трудом проснувшемуся дирижеру положат на стол Указ о назначении премьер-министра - и предложение будет столь убедительно, что Борис Николаевич не сможет отказать. И с этого дня он вообще не сможет отказывать. Но не всем, а тому одному, кто будет самым убедительным.

Это, конечно, только версия. Но версия довольно вероятных событий. Сомнительно, что у России остался вариант легитимного развития. Сомнительно также, что россияне согласятся с распадом своего государства. Скорее всего, выход будет найден на путях авторитарного правления. Но такой выход редко является результатом нравственных устремлений или сознательных усилий. Чаще это бывает следствием эгоистичного и нечистоплотного дележа политической и экономической власти. И хотя с моральной точки зрения любой авторитаризм плох, интересы страны и интересы тиранов иногда совпадают.

Для нас важно не только избежать авторитарного переворота - это, к сожалению, маловероятно. Для нас важно, в каких формах этот переворот произойдет. Если в революционных – мы можем вновь на десятилетия погрузиться в омут бесправия. Утешительна мысль, что революционные перевороты весьма трудны - и наши августы-октябри это подтверждают. Легче осуществить переворот под личиной законности. И если реальный властитель будет писать указы рукой человека, называемого законным президентом, если при этом не понадобится распускать парламент - такой безвольный, каким он является сейчас, - то диктатура может оказаться достаточно мягкой, а в стране сохранятся центры, способные подхватить власть, когда ее авторитарный порыв будет ослаблен.

И все же - у нас пока остается шанс, предложенный "ЯБЛоком".


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.