Сейчас на сайте
Интервью на сайте Проспект-новости. 12 августа 2002 г.

"Чтобы удержаться на плаву, украинской шлюпке не стоит отплывать от российского корабля"

Вячеслав Игрунов о настоящем и будущем российско-украинских отношений

На протяжении первого десятилетия обретения независимости Украина старалась максимально отдалиться от России. И несмотря на то, что население был настроено, скорее, на сохранение тесных украинско-российских связей, политическая элита делала все, чтобы как можно дальше уйти от России. Один из экономических экспертов украинского правительства на заре независимости страны сказал: "Украинская экономика - как шлюпка возле мощного российского корабля. А российская экономика настолько неэффективна, что она рано или поздно пойдет ко дну и потянет за собой нашу маленькую шлюпку. Поэтому, чтобы выжить, мы должны отплыть от России как можно дальше".1 У нас с ним был очень серьезный спор по этому вопросу, и я отстаивал как раз другую точку зрения: большой корабль и в штормовую погоду удержится на плаву, а вот шлюпке, если отплывет слишком далеко, боюсь,не выжить.

Мне кажется, что история подтвердила мою точку зрения. Украинская экономика испытывает взлеты и падения вслед за российской. Достаточно небольшого подъема в России, чтобы на Украине начался всплеск. И наоборот: достаточно некоторого торможения в России, чтобы на Украине начинался спад. Эти две экономики тесно связаны и будут связаны всегда.

Украинские политики в конце концов осознали, что украинская государственность на Украине пока еще достаточная слабая и не выживет без некоторого щита в виде российско-украинских связей. В принципе это понимают и те, кто занимается экономикой. Но если в политической сфере Украины появились элиты, которые заинтересованы в поддержании стабильности, то в экономической сфере еще не закончен передел имущества. Большая приватизация на Украине, в сущности, не прошла. И, конечно, украинская экономическая элита заинтересована в том, чтобы российские капиталы не составляли ей конкуренции на этом рынке. Поэтому, несмотря на то, что стабильное развитие украинской экономики связано с Россией, и, с государственной точки зрения, люди должны быть в этом заинтересованы, с частной точки зрения -точки зрения своего кармана, для них это не очень выгодно.

Для украинской бизнес-элиты, которая одновременно является и политической элитой, частные интересы выше национальных. В России, как бы сильно не был представлен российский бизнес в администрации, правительстве и парламенте, он в значительной мере все-таки отделен от политики. Поэтому наши государственные мужи в конечном итоге выходят на общенациональный подход к решению тех или иных проблем, а частно-корпоративные интересы бизнеса отодвигаются все дальше и дальше. На Украине же ничего подобного не происходит.

Тем не менее в последний год происходит улучшение двусторонних отношений не только в политической, но и в экономической сфере. Во-первых, Россия приватизировала часть украинского бизнеса - прежде всего нефтеперерабатывающие заводы. Есть серьезные российские инвестиции, например, в Николаевский глиноземный завод и Львовский автобусный завод. Российский бизнес ищет возможности внедриться в украинскую экономику, в которой для такого участия появляется все больше и больше "щелей".

Ситуация, впрочем, развивается неоднозначно, потому что, как я уже говорил, на общеполитические, стратегические соображения накладываются интересы частного бизнеса обеих стран. Кроме того, российский бизнес имеет достаточно сильное лобби во властных структурах, поэтому Россия иногда предпринимает неадекватные шаги. На мой взгляд, ограничения по украинскому сахару или подсолнечному маслу ударяет по экономике России. Конечно, Краснодарский край сейчас может заработать гораздо больше денег на производстве масла. Но это производство связано с таким истощением почв, которое в долгосрочном плане является для нас убыточным - никакое масло не сможет окупить те разрушения, которые происходят в результате переэксплуатации земель. Если бы мы использовали масло украинское, обе страны от этого только выиграли бы. Я думаю, что такие несоответствия есть и в других областях.

Кроме того, пока российский и украинский бизнес не переплетутся, например, в черной металлургии или в производстве труб, до тех пор они будут конкурировать друг с другом как на внутреннем рынке, так и на международном. Что сейчас и происходит, нанося ущерб обеим странам. Единственная возможность для гармонизации отношений - взаимные инвестиции. Однако здесь нужна воля не только бизнеса, но и государства. Сегодня Украина как бы защищается от российских капиталов, не пуская их в стратегически важные сферы. Но именно эти сферы являются основными для Украины. Страна не обладает такими запасами минерального сырья, как Россия, поэтому она может выжить только за счет высоких технологий, передового производства, неких инновационных проектов. А здесь Украина без российских мозгов и капиталов не в состоянии двинутся вперед.

Запад не будет инвестировать в Украину, пока та находится в плохом экономическом и политическом состоянии. Главные же украинские проблемы - несоответствие нынешнего законодательства современной экономике и, что гораздо более важно, чрезмерная коррупция, гораздо большая, чем в России. И пока не закончился дележ собственности, эта коррупция принимает очень откровенные формы, отталкивая зарубежный бизнес. Слабая администрация Кучмы не в состоянии что-либо изменить. Зато наш бизнес, который сталкивается с подобной средой у себя на родине, в общем-то готов туда идти.

Не думаю, что после недавних выборов в Раду в политике Киева в отношении России появились существенные изменения. Скорее всего, сохраняется амбивалентность, о которой я уже говорил: когда одни интересы "за", другие -"против" вторжения российского капитала в украинскую экономику. И это играет гораздо большую роль, чем появление мощной команды Виктора Ющенко в парламенте. Тем не менее эта команда не заняла доминирующего положения в Раде. Напротив, партия власти сумела все организовать таким образом, что ключевые позиции остались все-таки за ней. Ющенко отдана, скорее, сфера культуры, нежели внешней политики и экономики.

Кстати, в его официальной программе нет ничего такого, что противоречило бы российско-украинским отношениям. Более того, Ющенко всячески подчеркивает заинтересованность в сотрудничестве с Россией - он предпринимал беспрецедентные шаги, чтобы встретиться с представителями российской элиты, но у него ничего не получилось. С другой стороны, в окружении Ющенко находятся самые резкие националисты. Меня больше всего поразила фраза одного из них, лидера общества "Просвита" Мовчана: "Когда я слышу русскую речь, моя рука тянется к пистолету". Понятно, что это пародирование, но для того, чтобы показать, в какой степени он антироссийски настроен, он выбирает весьма одиозных личностей и одиозные фразы для подражания. Конечно, с такими людьми у России вряд ли есть что-то общее, и пока они определяют украинскую политику, вряд ли у нас будут возможности для сближения. Кроме Мовчана есть и другие. Они делали все для отталкивания России, подавления русского языка, поэтому, конечно, рассчитывать на то, что команда Ющенко будет двигаться в направлении сближения с Россией, не приходится, какие бы заявления лидера этой команды ни звучали. Это, впрочем, не значит, что он абсолютно зависит от этих людей - я не сомневаюсь, что Россия должна работать и с Ющенко, персонально.

Кроме того, хотя Украина не такая сверхпрезидентская страна, как Россия, у Рады, тем не менее, нет доминирующего влияния. А учитывая слабость демократии, мы можем говорить, что исполнительная власть в стране играет гораздо более серьезную роль. И она настроена на усиление сотрудничества с Россией. Правда, здесь тоже есть своеобразные двойные стандарты: власть будет маневрировать и пытаться извлечь одинаковые выгоды как от дистанцирования от России, так и от сближения с ней. К сожалению, история показывает, что такая политика, типичная, кстати, для Украины, приводит к негативным последствиям.

Подобная тактика применяется Украиной и внутри СНГ. Сегодня она является членом ГУУАМ и то же время по собственной просьбе получила статус наблюдателя в ЕврАзЭС, и уже идут переговоры о возможности ее вступлении в эту организацию. С одной стороны, Украина хотела бы участвовать или даже лидировать в структуре, противостоящей влиянию России в Содружестве, а с другой - делать это не так явно, декларируя разновекторность своих интересов.

ГУУАМ - порождение той эпохи, когда Украина не только пыталась отдалиться от России, но и старалась интегрировать все силы для противостояния российской политике. Эта была концепция Кравчука, который воспринимал СНГ как бракоразводный процесс и всячески стремился создать механизмы для реализации этого процесса. Но после смены власти в России Путин продемонстрировал, что не даст разыграть против себя карту ГУУАМа. Российский президент совершил стремительные визиты в Узбекистан и Азербайджан, которые увенчались ослаблением роли ГУУАМ. И для Украины, особенно после выборов в Молдове, стало очевидным, что противопоставление себя России означает изоляцию и ухудшение ситуации.

Именно поэтому Украина, сохраняя лицо, то есть членство в ГУУАМ, переносит центр тяжести на сотрудничество с Россией, и в том числе на участие, пусть в качестве наблюдателя, в ЕврАзЭС. Я думаю, эта тенденция будет неизбежно развиваться, поскольку у Украины нет альтернативы. И даже если следующим президентом Украины станет человек, негативно относящийся к России, он не сможет изменить этой тенденции.

Что касается поиска компромиссов в экономических вопросах, то думаю, они будут найдены, хотя с Украиной очень трудно договариваться. Собственно, это подтвердила и встреча Путина и Кучмы, прошедшая на минувшей неделе. А введение Украиной антидемпинговых пошлин на российские автомобили - всего лишь попытка защитить собственную экономику. Нечто подобное делала и Россия - у нас ведь тоже существенное налогообложение на иномарки. Украина просто повторила действия России. Если говорить о цементе, сахаре, масле или каких-то других товарах, то подобные проблемы существуют, например, между Францией и Испанией, Германией и Бенилюксом и так далее. Да, их сложно решить, но они будут решаться. А разве в России нет внутренних войн? Но мы же не говорим, что российское государство разваливается.

То же самое и на Украине. Да, очень сложно ведутся переговоры по различным вопросам, в частности по газовому консорциуму. Но проблема ведь не только в том, что мы не можем договориться на межгосударственном уровне - как раз здесь мы уже почти договорились. Просто Украина воспринимала свои трубопроводные системы как стратегический запас, который не должен достаться России. Однако жизнь показала, что это был неверный путь, потому что состояние, в котором находятся эти трубы, исключает возможность их эксплуатации без дополнительных капиталовложений. А никто, кроме России, их не даст. Поэтому и пошли на создание консорциума. Политически эта проблема решена, а вот технические вопросы, те самые частные противоречия, которые все время выползают на поверхность, пока еще остаются - не надо забывать об интересах "Газпрома" в этом консорциуме. Так что работать придется много.


Примечания:

1. См. об этом разговоре в материалах "круглого стола" на российско-украинском молодежном лагере в 2001 г здесь.
Вернуться

О проблемах, связанных с ГУУАМом, см. также в статье Вячеслава Игрунова "Россия и Украина".

 

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.