К основному сайту IGRUNOV.RU
 
Александр Южный
Шура Чернов
Борис Херсонский
На первую
 

 

 
Шура Чернов

Фото Б.Зиммельмана,   примерно 1979 год.

МОЙ ДРУГ ШУРА ЧЕРНОВ

Чернов умеет ВСЁ. Ну, ладно, половину ВСЕГО. Он, несомненно, постмодернист, потому что: точит на токарном станке, фотографирует, ремонтирует утюги, лампы дневного света, двигатели внутреннего сгорания, ксероксы и факсы, магнитофоны, фотоаппараты, компьютеры, станки с программным управлением, кстати, и программы пишет v на ассемблере, Фортране, Си, причём почти всеми выше и ниже перечисленными специальностями он работал профессионально. Он столяр-краснодеревщик v делал декорации в театре, а, впрочем, может и из металла, папье-маше и ткани на швейной машинке; он налаживал станки с программным управлением на оборонных заводах; искал утечки в газопроводах в Средней Азии; в домашнем сарае травил ювелирные изделия фотохимией и выращивал барельефы гальванопластикой; по технологии электрографии (той, что сейчас называют "ксерокс") в диссидентские 70-е годы строил копировальную машину и печатал ею, а также фотоувеличителем "Ленинград" "Архипелаги" и "1984-е"; очень прилично управляется с мотоциклом, историей древнего Рима и КПСС, знает классическую философию, кулинарию и поэзию Серебряного века, песни бардов, биографию Пастернака, причем не только в скандально- хрущёвской её части, но и отличие переводов Шекспира от Щепкиной-Куперник с Маршаком...

На моей памяти, вот уже больше 25 лет, у Чернова никогда не было своего угла. Он жил у нескольких своих жен, исправно зачиная им детей, у любовниц (за что-то же они его приживали!), ночевал в подвалах, шиковал в пустующих деревенских домах, собирая колорадские урожаи, блаженствовал в общежитиях театральных и художественных училищ, в негласных комнатах, под возбужденным перспективой ремонта всего сущего покровительством комендантов, в совсем не невинном окружении молоденьких студенток, причем годы идут, возраст Чернова как бы меняется, а первый курс остается первым курсом, он жил (годами!) в психбольнице и в отделении кардиологии, но из этого не вытекает, что он псих или сердечник, потому что он жил и в роддоме.

Чернов не хиппи, не наркоман, не алкаш, не баптист, не мунист, не кришнамуртинец и даже не вегетарианец: он трезвых агностических взглядов без примеси никакой религии и философии. Чернов не еврей! Хотя некоторые графические примитивы его подозревают за умность и картавость речи. Внешне его описать очень просто: похож на Ленина. И росточком и фигурой и ликом. Чтобы найти законную толику татарина его и скрести не надо, достаточно в глаза посмотреть, а родом он с Дальнего Востока - в общем, что касается кровей - полноценный русак.

По одежке выглядит неброско, но чисто и прилично, потому клиенты всех мастей сдают ему в ремонт свои пылесосы, дверные замки и душевные тайны. Деньги он берет не всегда, но и отдает не чаще и никто за то не обижается. Собственно, честно говоря, живет он подаяниями друзей, но их много. Кто-то даёт десятку раз в пару месяцев, а кто- то и пару тысяч в несколько лет. А полученное и временно заработанное Чернов обязательно раздает другим, некоторые из которых этого и не просят, а некоторые еще ухитряются жить приживалами при Чернове. Заработать себе на другую жизнь и квартиру, при всех талантах и ремёслах, Чернов не может. Взяв подряд на изготовление или ремонт некоего предмета материального быта, он вступает с ним, предметом, в сложные духовные и этические отношения, в которых только и выясняется: иметь ли шкафу дверцы снаружи и заправляться ли "Запорожцу" керосином. Мнение заказчика при этом значения не имеет. Иногда клиент получает свой телевизор в исправности и с дополнительным незаказанным приспособлением для защиты от помех, а иногда объект сделки исчезает, как коммунистический митинг: распадается на составляющие и растворяется в толпе себе подобных на обильных полках Черновской мастерской. Естественно, при этом плата за работу колеблется от плюса до минуса, асимптотически приближаясь к абсолютному нулю. После революции в жизни Чернова почти ничего не изменилось: мир ушел еще дальше к бесстыдному прагматизму, но Чернов-то и при соцкоме был далёк и увеличения дистанции почти не заметил.

Я завидую ему. За моё относительное благополучие и социализованность заплачено МНОЮ. А Чернов всегда остаётся самим собой. Если лень v не работает. Если есть охота v месяцами мастерит нечто, за нечто никто не платит. Если нравится женщина v уходит от предыдущей. Мы, которых большинство, трудолюбивые и обязательные, можем после третьей рюмки признаться, что и не прочь бы ИНОГДА так, если бы была возможность. А ОНА ЕСТЬ ВСЕГДА!

Чернов гиперболически РУССКИЙ. Но не карикатура, а дружеский шарж, где какая-то приметная часть лица разрастается на пол-листа. Это Нос нации: кусочек ленцы, немножко безответственности, доброта и обуреваемость непрактичными творениями, он плоть от плоти майоров Ковалевых и гуляет сам по себе Невскими проспектами. Ох, тяжко с таким-то пролезть в великозападное prosperity. Да и надо ли?

Самое невероятное во всем этом, читатель, что я не сочиняю! То-есть, я стараюсь писать складно, но фактов не придумал НИ ОДНОГО! Всё: профессии, места жительства и свойства принадлежат реальному живому прототипу, и в это ночное время последнего года тысячелетия он вполне, что нередко бывает, может позвонить в телефон, а то и прямо в дверь, и, появившись на пороге, сказать: "Кордонский! А не найдется ли у тебя двух картофелин и щепотки соли?".

Вот и звонок...

Михаил Кордонский

 См. расширенный вариант рассказа о Чернове здесь