Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

Тезисы докладов V съезда Объединения "ЯБЛОКО". 1996 г.

Сергей ИВАНЕНКО

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА: ЭФФЕКТИВНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

1.РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОШЕДШЕЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

При выборе стратегического курса приватизации в России была применена формула "большого скачка": "неважно - как, главное - быстрее". Приватизировать быстро можно было только так, как это, в конце концов, и было сделано - либо бесплатно, либо по символической цене. В этом смысле цели приватизации были достигнуты и полученные результаты соответствуют принятой стратегии.
Однако даже отдавая должное организационным усилиям "реформаторов", даже понимая политические сложности, связанные со столь крупномасштабной приватизацией, необходимо все же обратить внимание на серьезные политические, экономические и социальные проблемы, порожденные принятой властью моделью приватизации.
Во-первых, в итоге произошла номенклатурная приватизация - экономическая власть находится сейчас у тех же лиц, у кого она была и раньше - у прежней управленческой элиты. По нашим оценкам, лишь 10-15% новых управляющих способны эффективно работать в рыночных условиях. Доминирование "номенклатуры" (корпуса прежних руководителей) приводит к тому, что подлинно новый частный сектор имеет очень ограниченный доступ к ресурсам и вынужден "паразитировать" на прежней государственной и полугосударственной экономике; именно поэтому "новые русские" действуют в криминальной по своей сути среде.
Во-вторых, реальным собственником акционированных предприятий стала не только бывшая администрация. Состав новых собственников - это определенная смесь, амальгама, в которую, кроме уже названной администрации, входят, во-первых, государственные чиновники, во-вторых, рэкет, перемешанный со службами охраны, в-третьих, некоторые поставщики и потребители. Эти новые собственники, определяющие схему работы предприятия, его доходы и расходы, ориентируются не на дивиденд, а на контроль, что в условиях законодательного вакуума и "слабого" государства ведет к быстрой декапитализации предприятий.
В-третьих, 75 процентов предприятий в итоге процесса приватизации юридически оказались в собственности трудовых коллективов. Мы строили и строим до сих пор нечто, что можно было бы назвать сочетанием коллективной собственности и рынка, то есть рыночным социализмом. Сочетание крайне неэффективное, от коего, строго говоря, надо быстрее уходить. Однако сделать это крайне затруднительно, особенно для крупных предприятий.
В-четвертых, в процессе приватизации государству не удалось "сбросить" бремя поддержки крупных предприятий. Обратная сторона политики "большого скачка" в приватизации - крайняя сложность отказа от субсидирования и откровенного протекционизма со стороны государства по отношению к огромному количеству формально уже негосударственных предприятий.
В-пятых, не приходится говорить о серьезном росте степени экономической свободы предприятий. Скорее, происходит некая "конвертация" их зависимости от государства. Произошел переход от прямого директивного управления к разветвленной и обременительной системе косвенного управления (налоговая система, аренда земли и недвижимости, выдача лицензий и т. п.) - и то, и другое осуществляется государством. Важной особенностью стала децентрализация этого контроля, связанная с продолжающейся регионализацией власти.
В-шестых, в ходе приватизации (и в целом системных преобразований) по существу консервируется, а в ряде случаев даже и усугубляется монополизация экономики. Консолидация нынешних производственных структур в базовых секторах экономики - топливно-энергетическом, оборонном и сырьевом комплексах - находит юридическое закрепление в виде создания крупнейших акционерных обществ холдингового типа. Общественный контроль за такими, ставшими формально уже негосударственными супермонополистами, становится гораздо более трудным, чем за "чистыми" государственными монополиями.
Очевидным результатом проводившейся в 1992-1996 г. политики приватизации стало появление нового сектора экономики - предприятий с большим пакетом государственных акций, управляемых корпусом бывших директоров, вокруг которых сформировались устойчивые корпоративные ("мафиозные") группировки. Экономическая эффективность таких полугосударственных-получастных предприятий крайне низка, так как контроль за управлением принадлежит не инвесторам, а немногим "акционерам по случаю", то есть лицам, получившим значительные пакеты акций в период по сути бесплатного распределения государственной собственности на первом этапе приватизации.
Сложилась ситуация, когда государство, формально обладая значительными объемами государственной собственности (прежде всего, пакетами акций и правом собственности на земельные участки, на которых расположены приватизированные предприятия), практически утратило контроль за хозяйственной деятельностью новых акционерных обществ и не получает сколько-нибудь значимых доходов от своей доли (эти доходы становятся "добычей" реальных собственников - как правило, очень узких групп физических лиц, непосредственно контролирующих управление предприятиями).
Наиболее ярко это проявилось в результате так называемых "залоговых аукционов" 1995 года, которые фактически закрепили права крупнейших олигархических групп на бесконтрольное использование государственной собственности. Весь "успех" этих аукционов состоит в том, что тайное стало явным.

2. ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Независимо от того, как политически относиться к приватизации в принципе и к уже реализованному ее варианту в частности, все же государству (и следовательно, уполномоченным на то избирателями органам власти) так или иначе необходимо решать вопрос о значительных государственных пакетах акций, о земле и других крупных объектах государственной собственности.
Принципиально здесь возможны три варианта решения проблемы, которые активно используются в настоящее время различными политическими группировками:
"Денежная приватизация". Это - путь, которым следует нынешнее правительство. Суть его состоит в стремлении как можно быстрее избавиться от остающейся государственной собственности, продавая ее, по возможности - подороже (первая цель - главная, вторая - подчиненная и часто забываемая); классический пример - уже упомянутые "залоговые аукционы", когда государственные пакеты акций продавались за бесценок, хотя имелись покупатели, готовые за них неплохо заплатить). Такой же подход применяется и к приватизации земли.
"Управление государственной собственностью". Это - альтернатива, предлагаемая так называемой "левой" оппозицией. Она сводится к требованию остановить распродажу государственных долей и создать систему, при которой представители государства в акционерных обществах должны максимизировать доход казны. Значительная часть "левой" оппозиции выступает также против частной собственности на земельные участки, аргументируя это тем, что для эффективной хозяйственной деятельности акционерных обществ достаточна долгосрочная аренда земли.
"Эффективная приватизация". Это - альтернатива, предлагаемая демократической оппозицией. Суть этого подхода - продажа остающейся государственной собственности при условии, что новый собственник принимает на себя обязательства повысить эффективность деятельности предприятий (провести реорганизацию либо санацию, осуществить реальные инвестиции), что увеличит налоговые отчисления в бюджет. Приватизацию земли предполагается проводить только после создания соответствующей законодательной базы.
Именно последний вариант мы считаем наиболее соответствующим интересам общества и государства. Однако его реализация требует наибольших усилий от государства. Здесь недостаточно плыть по течению - необходимы целенаправленные и энергичные усилия, зачастую задевающие частные и групповые интересы и, более того, идущие вразрез с таковыми.

3. ЭФФЕКТИВНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Главное в этой политике - отказ от идеологии системных преобразований "сверху" и переход к работе на уровне регионов и предприятий по индивидуальным проектам. Это позволило бы превратить приватизацию из пакета чрезвычайных мероприятий в набор обычных управленческих решений и во многих пунктах снять излишнюю политизацию этого процесса.
При реализации последнего варианта программа действий для исполнительной власти должна быть построена на подготовке индивидуальных проектов приватизации для каждого предприятия. Правительство должно выбрать один из трех вариантов:
- продажа предприятия или контрольного пакета акций по высоким ценам или при значительных инвестициях;
- заключение контрактов с управляющими о доверительном управлении пакетами акций;
- банкротство.
Суть данного подхода состоит в том, что разрабатывается процедура экономически эффективной приватизации.
Первый шаг здесь - инвестиционные торги, на которые выставляются предприятия (или пакеты акций) и на которых как бы происходит аукцион инвестиций. В этом случае можно продать недвижимость дорого, а фонды предприятий - дешево ("за один рубль"), что для многих предприятий является наиболее разумным способом приватизации. Выставлять на торги предлагается только те предприятия, которые уже (по имеющимся нормативным актам) подлежат приватизации, и на которые есть спрос.
Кроме того, надо вычленить объекты, на которые существует повышенный спрос из-за их высокой доходности (топливно-энергетический комплекс, сырьевые отрасли и перерабатывающие предприятия, торговля, гостиницы, пищевая промышленность и т.п.) и продавать их как можно дороже. Для этого - установить высокие начальные цены для продажи на аукционе и по конкурсу.
Главная политическая задача властей в этом варианте - составить перечень предприятий для приватизации и график их выставления на инвестиционные торги.
Там, где инвестиционные торги или продажа на аукционе не состоятся, то есть не нашелся покупатель, либо его проведение изначально лишено смысла, там применяется второй шаг - контракт с управляющим о подготовке предприятия к инвестиционным торгам. При этом с управляющим заключается соглашение о временной передаче ему всех формальных прав собственника в рамках договора о доверительном управлении имуществом.
Заключение контрактов о доверительном управлении имуществом возможно не только с индивидуальным управляющим или администрацией предприятия, но и с крупными коммерческими фирмами, в том числе с банками. Однако политика в этом вопросе должна быть весьма осторожной.
Во-первых, необходимо ориентироваться в первую очередь на консалтинговые функции банков и других коммерческих структур (по определению перечня акций, передаваемых в доверительное управление, а также базовых ставок, по которым оценивается стоимость этих акций). Во-вторых, необходимо максимально расширить список посредников и вести переговоры в каждом случае с целым с рядом консорциумов, инвестиционных институтов, в том числе (и это важно!) иностранных. В-третьих, и это, пожалуй, самое существенное, потенциал российских коммерческих структур (в том числе банков) надо прежде всего использовать для решения наиболее сложных задач приватизации - инвестиционных торгов и реорганизации предприятий, - а не для относительно простой задачи "распродажи по дешевке".
Третий шаг - запуск системы банкротств. Если положение на предприятии не улучшается, контракт с управляющим расторгается. Выбирается новый управляющий. С ним заключается контракт и начинается новая работа.
Изменение структуры собственности путем банкротств потребуется для некоторых (возможно, для многих) формально приватизированных предприятий. Для этого бюджеты (как федеральный, так и местные) должны формироваться принципиально по-новому. Для реформирования предприятий, для поддержки приоритетных отраслей нужны расходы (и немалые) - их некому нести, кроме государства, следующего в данном случае своему прямому долгу перед своими гражданами. Но непременно одним из условий такой поддержки со стороны государства должно стать формирование разумной внутренней структуры собственности на этих предприятиях.
Конечная цель предлагаемой нами модели "эффективной приватизации" - привлечение инвестиций, оживление экономики. Мы убеждены, что рассчитывать на то, что инвестиции пойдут в экономику, можно будет только тогда, когда будут реальные инвестиционные торги, эффективное управление предприятиями и реальные действия по защите частной собственности.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.