Сейчас на сайте

Раздел ЯБЛОКО

Речь В. В. Игрунова на ЦС 25 апреля 1998 г.


(Фрагмент стенограммы)

С.В.ИВАНЕНКО
Продолжаем нашу работу, уважаемые коллеги! У нас второй путь повестки дня: "О задачах партийного строительства". Докладчик - заместитель председателя Объединения "ЯБЛОКО" Вячеслав Владимирович Игрунов.

В.В.ИГРУНОВ
Наши коллеги по Центральному Совету, несколько человек, ко мне обратились с просьбой, говоря о том, что мы слишком много времени потеряли, и попросили это обсуждение провести в достаточно сжатом режиме. Поэтому я предпочел бы не столько говорить, сколько, может быть, ответить на вопросы. Это связано не только с тем, что как раз вопросы партийного строительства очень хорошо и очень много обсуждаются всеми, это связано с тем, что значительная часть материалов роздана вам и вы с ними ознакомились. И я думаю, что мы сумеем в режиме диалога проработать гораздо более эффективно. Поэтому я сделаю вводное выступление, но постараемся основную свою энергию вложить в вопросы и ответы.
Я начну с того, что наш пленум и время, когда мы должны выработать для себя стратегию партийного развития, совпало с довольно странными событиями на нашей политической арене. Когда мы собирали наш прошлый съезд, уже ощущалось, что "ЯБЛОКО" как бы выходит в лидеры. Мы на съезде говорили, что "ЯБЛОКО" представляет собой не просто самую организованную демократическую партию, но "ЯБЛОКО" является вообще одной из двух ведущих сил в стране. Последовавшие за этим события стремительно подтвердили правильность этих прогнозов. На сегодняшний день "ЯБЛОКО" фактически является второй политической партией страны, уступая место только коммунистам. Наверное, многие из вас знакомились с рейтингами, которые публикуются в "Аргументах и фактах". Вы знаете, что Явлинский, в частности, был фактически единственным серьезным претендентом в глазах общественности на пост премьер-министра. Вы наверное знаете, что при опросе "За какую партию вы бы проголосовали, если бы выборы состоялись сейчас?", за коммунистов были готовы отдать 37% голосов, за "ЯБЛОКО" - 17% голосов, за НДР - 9%, за Жирика - 6%, а за "Выбор России" - чуть больше 1%. Вот такие рейтинги.
Но не только в рейтингах дело, дело в том, что вы наверняка обнаружили и слышали, что когда вообще ведется серьезный разговор, он ведется только вокруг двух политических партий - "ЯБЛОКА" и КПРФ. Это всё, конечно, не случайно, это не просто совпадение, это длительная, упорная работа, которая как бы проявила три основные черты "ЯБЛОКА".
Первая, которая прежде всего позволила нам выжить, позволила нам развиваться, это "ЯБЛОКО" - моральный авторитет. У нас, когда происходило голосование по Кириенко, конечно же, была очень рискованная позиция, конечно, мы могли попасть в тяжелое положение и мы попадали под перекрестный огонь критики, и тем не менее, то, как мы провели голосование по Кириенко, кампания, просто сделало эту черту "ЯБЛОКА", моральный авторитет, абсолютно доминирующей и общепризнанной. Даже известный циник, политолог Игорь Бунин запрогнозировал нам рост авторитета, роcт наших рейтингов и роcт голосов, отдаваемых за "ЯБЛОКО". Конечно, мы не сразу этого достигли, конечно, мы иногда колебались в тех или иных наших позицией, но мы вышли на эту позицию и мы, безусловно, должны над этим серьезно работать и ценить это как наше главное приобретение.
Я ещё раз хочу подчеркнуть, партийная работа - это ведь не только строительство организационных элементов. Партийное строительство - это и создание имиджа, и создание политической линии, и т.д. и т.д. Вот такая основная ценность, это "ЯБЛОКО" - моральный авторитет.
Вторая вещь, которая привела к перелому отношения к нам, это "ЯБЛОКО" - команда профессионалов. Я уже говорил на съезде, что первоначально довольно сложно к нам относились. К нам относились как фактически к организации, где, как говорили, Явлинский - это интеллигентный Жириновский, Явлинский - это человек без команды, Явлинский - это человек, который окружен шестерками и т.д. и т.д. И на сегодняшний день любая пресса, любая газета пишет, что Явлинскому удалось создать настоящую команду профессионалов, которая может работать слаженно, кото-рая может возглавить Правительство и т.д.
Это вторая черта, которая заставила относиться к нам серьезно и журналистов, и политологов. И каждая наша организация в принципе должна заботиться о поддержании этого имиджа не только на федеральном, но и на региональном уровне.
И наконец, что это не просто команда профессионалов, это - организационно сильная партия. Я уже говорил на съезде, и это теперь появляется всё чаще и чаще в прессе, что "ЯБЛОКО" это организованная сила, что она готова принять участие в выборах в любой момент, что мы справимся с этой задачей и т.д. Это даже не всегда попадает на страницы газет, но в разговорах с политологами, журналистами, это звучит. Изменилась сама атмосфера вокруг "ЯБЛОКА".
Это то, что нам удалось достичь, и то, что мы должны развивать. Мы должны развивать те начатки организационной состоятельности, которые нам удалось достичь за последний год-полтора. Совокупность этих достижений в значительной степени и привела к возвышению "ЯБЛОКА".
Конечно же, я здесь согласен с Григорием Алексеевичем, что другие партии играли с нами в поддавки, но в сущности это была только та игра, которую они могли сыграть. Мы могли точно также упасть в общественном мнении, если бы мы сами совершали аналогичные ошибки. Этих ошибок мы сделали существенно меньше и я надеюсь, что это поведет к нашему дальнейшему возвышению.
Но, тем не менее, освободившееся пространство начинает заполняться нашими как бы новыми конкурентами, свято место пусто не бывает. На том пространстве, где раньше играло ДВР, отчасти НДР, начинают возникать поползновения на создание новых политических организаций. В Правительстве конструируется, например, политическая партия "Немцов, Задорнов и другие", которая долж-на оторвать значительную часть электората от "ЯБЛОКА". Мы должны тоже иметь это в виду.
Кроме этого появляются планы объединения ДВР, НДР. Это очень серьезная угроза для нас, правда, она приведет к краху НДР как политической организации, вряд ли эти конкуренты окажутся долговечными, но на полтора года, до следующих выборов их может хватить. НДР вряд ли внутренне в состоянии объединится с ДВР. ДВР - это идеологическая партия, партия в некотором смысле даже экстремистская (я бы сказал), во всяком случае - радикальная партия. А НДР - это скорее сборище коммуно-патриотических "выкрестов", я бы так сказал. (Смех). В любом случае НДР имеет все шансы расколоться. Там есть три линии рас-кола. Одна линия раскола - "мы - проправительственная партия", а другая линия - "мы - партия оппозиционная". Сегодня Черномырдин, выброшенный из Правительства, заявляет о том, что "мы уходим в оппозицию и, безусловно, выдвигаем своего претендента на президентский пост". А, с другой стороны, Шохин ведет переговоры о включении в Ельцинское Правительство. Это одна линия разграничения.
Вторая линия разграничения идет между ДВР и Лужковым. На сегодняшний день вполне определенно определилось, как бы наметилось это противостояние. Когда ДВР пытается заключить союз с НДР, создать там проправительственную или прорежимную структуру и, с другой стороны, вот это самое как бы патриотическое крыло НДР, патриотическо-чиновничье крыло НДР, которое составляет основную часть этой партии - скорее тяготеет к Лужкову. Сегодня НДР скорее всего превратиться в поле как бы борьбы между этими политическими партиями.
Но дело в том, что это так или иначе будет отражаться на нашем электорате и мы с вами обязательно должны выработать правильную линию поведения на этом поле. Тем более, что НДР - вот скажем: сегодня затруднительный союз, слияние НДР, например, с ДВР по той простой причине, что НДР постепенно формулирует свою позицию как социал-демократическую. Шохин пытается очень активно играть на этом поле и это создает определенные проблемы для нас, потому что в глазах значительной части людей "ЯБЛОКО" воспринимается как партия с сильной социал-демократической ориентацией. Кроме того, на нашем же поле сейчас пытаются создавать еще одну политическую партию. Партия эта связана более всего с именем Беляева. Но я должен сказать, что довольно многие политические лидеры играют на этом поле, ну второго разряда. Кстати, это касается и яблочников. Я имею такие косвенные доказательства того, что часть людей из "ЯБЛОКА" ведет те или иные разговоры с Беляевым по поводу организации новой политической партии: здесь есть некоторые угрозы.
Есть угроза и внутренняя. Постольку поскольку, у нас закрытое заседание, об этом можно говорить прямо: существует по крайней мере несколько людей, заявившие о создании фракции внутри "ЯБЛОКО" и эти же люди создают какие-то параллельные структуры на территории всей России. Прямо через прессу заявляют о том, что если "ЯБЛОКО" как бы пойдет не по нашему пути, то мы из "ЯБЛОКО" уйдем. Вот все эти проблемы, конечно, говорят о том, что у нас есть, пусть не очень значительные, но есть определенные организационные проблемы, связанные с размежеванием политического аспект.
Наша задача с вами: довольно четко сформулировать наши политические ориентации; максимально расширить наш охват политического спектра, внутри "ЯБЛОКА" для того, чтобы иметь возможность завоевать большую часть демократических избирателей на выборах 1999 года. Кроме того, тут уже Григорий Алексеевич говорил, что в принципе у нас ситуация, конечно, серьезно отличается от Западных систем, где по большинству вопросов существует общественный консенсус и только по тем или иным направлениям политической деятельности каждая партия отхватывает как бы свою зону ответственности.
На сегодняшний день у нас в России нет такой зоны общественного консенсуса относительно и долгосрочных политических целей России, и по среднесрочным направлениям развития, и фактически на сегодняшний день нет ни одной цивилизованной партии, которая бы сформулировала комплекс проблем, комплекс целей, комплекс задач для России. "ЯБЛОКО" как раз становится такой политической
партией, именно поэтому оно не должно навешивать на себя тех или иных идеологических ярлыков и работать на достаточно большом политическом поле.
Тут перед нами с вами становится следующая проблема. Если действительно мы не очень высоко оцениваем перспективы НДР, "ЯБЛОКО", НДР - ДВР, Беляева и других организаций - мы должны понять, что в таком случае мы идем, в сущности, к созданию в России двухпартийной системы. На сегодняшний день - это коммунисты и "ЯБЛОКО"- настоящая реально действующая партия: вокруг них некоторое количество относительно маргинальных партий. Но дело в том, что противостояние Коммунисты - "ЯБЛОКО" для нас является неудобным. Мне кажется, что "ЯБЛОКО" должно вести свою, уже созрело до того, чтобы вести свою специфическую политику на политическом поле. "ЯБЛОКО" уже не может быть пассивным участником и наблюдателем того, как развивается политичес-кий спектр. "ЯБЛОКО", на мой взгляд, должно стать одним из активных участников, я бы сказал демиургов этого политического спектра.
На сегодняшний день вы наверняка знаете, что в Коммунистической партии происходят очень серьезные процессы размежевания. Я довольно часто веду всевозможные разговоры с депутатами Государственной Думы, которые не выносят Зюганова и видят значительную ограниченность в такой узколобой политике, и они бы тяготели к социал-демократической части спектра. Более того, среди Коммунистической партии появляются лидеры, готовые двигаться в этом направлении. Я думаю, что поведение "ЯБЛОКО" должно быть таким стимулирующим в отношении размежевания внутри КПРФ. Это означает, что от политики жесткого противостояния по всем вопросам, по всему кругу вопросов с ком-мунистами нам надо переходить к другой, может быть, более гибкой тактике. Это одна из таких важных политических задач. Мы не можем оставаться пассивными, как я уже сказал, зрителями. Но это означает также и другое, что мы не можем оставаться пассивными зрителями, в смысле превращения "ЯБЛОКО" в будущую партию власти. Нам нужно создать этот имидж. Но нельзя его создать, говоря все время нет. И здесь я полностью согласен с Григорием Алексеевичем и хотел бы продолжить это.
На самом деле нам нужно говорить "да" и нам нужно вырабатывать свои программы, которые бы мы могли предложить стране. Но это невозможно без объединения вокруг "ЯБЛОКА" дееспособных и выдающихся политиков России. Я думаю, что, прежде всего, наш лидер должен провести активную работу по втягиванию "ЯБЛОКА" в реальную политику. Это возможно только тогда, когда "ЯБЛОКО" будет вести реальные переговоры и во время избирательных кампаний на региональном уровне, и после них; во время формирования правительств, региональных правительств и во время как бы их постоянной работы. На мой взгляд, это может осуществить на сегодняшний день только лидер нашей партии. Мы должны вести активные переговоры с различными губернаторами. Я знаю, что губернаторы очень многих областей тяготеют к диалогу с "ЯБЛОКО". Как я уже сказал, что после того, как произошел перелом в представлении о "ЯБЛОКЕ", после того, как среди политиков, политологов, журналистов мы перестали быть маргинальной организацией и стали серьезной политической силой - готовность к этому диалогу резко возрастает. На мой взгляд, уже в течение этого года, Григорий Алексеевич Явлинский должен встретиться со значительной частью губернаторов, членов Совета Федерации и вообще сделать эту работу по контактам с ведущими политиками страны своим основным приорите-том. Это такова вот точка зрения.
При этом я должен сказать, что, конечно же, это может делать не только Григорий Алексеевич. Он может это делать лишь наибо-лее успешно и действительно быстро. Медленная работа в этом на-правлении может осуществляться, например, и депутатами Государственной Думы, и депутатами региональных собраний. И здесь я хотел бы остановиться на том, что фракция "ЯБЛОКО" в Государственной Думе по-прежнему остается одним из наших главных и электо-ральных ресурсов, и политических ресурсов.
Но перед нами встает следующий вопрос. А нынешняя фракция приблизительно наполовину является недееспособной? На сегодняшний день у нас половина фракций представляют работающих депутатов, половина фракций - совершенно откровенный балласт. Балласт или, по крайней мере, нечто такое, если этого не надо стесняться, то, по крайней мере, и гордиться тоже нечем и это очень важная вещь.
Сегодня мы вступаем в полосу новых Парламентских выборов. То, что чрезвычайные выборы не состоялись - не отменяет, кстати, это по ходу дела, тех мер, которые вы должны предпринять в своих организациях, когда вернетесь отсюда. Нам нужно составить списки наших кандидатов, чтобы мы начинали на будущих выборах, чтобы мы начинали с ними работать. Почему? Потому что если мы придем в следующий Парламент опять же с такой фракцией, значительная часть которой будет представлять балласт - дальше нам так не будет вести. Пока нам везло, пока к нам серьезно не относились - мы могли себе позволить роскошь расколов, роскошь уходов, роскошь просто пассивного поведения.
Сейчас, когда нас провозгласили настоящей, непримиримой оппозицией, я думаю, что со всех сторон окажется достаточно сил, которые будут сконцентрированы на борьбе с нами. Мы должны представлять собой абсолютно дееспособную фракцию, где каждый человек должен быть на счету.
Региональные организации часто жалуются, что у нас нет помощников, депутаты нам не помогают и т.д. Но вспомните, что было на прошлых выборах, когда региональные организации думали только о том, чтобы их человек прошел в список любой ценой, как угодно. Их лидер! Вне зависимости, кстати, даже от его дееспособности. И мало думали о том, что делается в соседнем регионе, что делается в списке в целом. И что мы в итоге получили? Ответственность за то, какая будет фракция и за то, как она работает та лежит сегодня не только на фракции. Претензии нужно предъявлять не только членам фракции. Претензии надо предъявлять каждому из вас, каждому, кто составлял список в прошлый раз и кто голосовал за этот список. Мы относимся к партии фактически несерьезно.
Региональные организации считают, что они могут приезжать с требованиями в Москву и говорить, что вы не отдали нам помощника на таких-то началах, помощника на таких-то началах, этот депутат к нам не ездит. А во время голосования ведут себя совершенно безответственно. Формирование будущей фракции зависит от вас. И региональные организации должны думать о принципах формирования этого списка и о том, чтобы каждый депутат был дееспособен. Либо он был депутатом самой высокой пробы, либо он был бы кандидатом в Правительство, реальным кандидатом в Правительство, либо, чтобы он был, по крайней мере, партийным функционером. Нельзя безответственно относиться к спискам.
Итак, я продолжаю дальше. Но для того, чтобы региональные организации серьезно относились к этой работе, необходимо их укрепление. Укрепление прежде всего кадровое. Значительная часть наших организаций являются не только маргинальными, слабыми, они ослабляют позиции "Яблока", они позорят нас, они опускают наш рейтинг до минимума. Как это, например, случилось, в Екатеринбурге, где мы пользовались достаточно высокой популярностью, при том, что там практически не работали. На сегодняшний день популярность "Яблока" в Екатеринбурге где-то около нуля. И все благодаря той организации и тем депутатам, которых мы создали и выбрали.
Вот такая вещь. Следовательно, нам нужно думать об укреплении наших организаций. Конфликты в наших организациях, маргинализация их составов, неспособность участвовать в выборах и в осуществлении власти на региональном уровне. Вот главный бич "Яблока", в то время как мы объявляем о том, что ставка на региональные организации является нашей основной задачей. Да, это так!
Но вот сейчас мы приступим к формированию комиссий. Я не буду говорить подробно о комиссиях, проект есть, на вопросы мы ответим. Но я хочу сказать следующую вещь. Задача заключается в том, чтобы сегодня в рамках Бюро сформировать комиссии, которые могли бы эффективно работать. Мы должны обеспечить, и в том числе финансово и материально, работу тех участников комиссий, которые могли бы в будущем быть привлечены, как депутаты, как наши кандидаты в исполнительную власть и т.д. Мы должны проверить работу их, мы должны состыковать работу комиссий, как бы манипули-руя их составом, их характером работы, с тем, чтобы в последствии перевести их в статус комиссий Центрального совета, уже постоянно работающих.
Но те люди, которые действительно будут работать в комиссиях Бюро Центрального совета, должны быть обеспечены, в том числе и материально, чтобы их работа была эффективной. И я убежден, что реально работающие члены комиссий должны иметь постоянный и свободный доступ к средствам электронной связи, факсимильной связи. Мы должны находиться с ними в постоянных отношениях.
Те организации, которые смогут дать таких членов рабочих комиссий, безусловно, будут усилены. Но такая поддержка осуществляться только в тех случаях, не когда самозаписью человек вошел в комиссию, а только в тех случаях, когда члены этих комиссий доказывают свою продуктивную работоспособность, свою продуктивность. В иных случаях это бессмысленная растрата партийных средств.
Итак, я думаю, что мы должны переходить также и к защите наших организаций. Мы должны создать такие условия в работе наших организаций, чтобы мы могли их вывести из-под удара региональных властей, из-под удара федеральных властей. Это тоже потребует в том числе и материальных ресурсов. И смета, которую мы будем обсуждать завтра, в значительной степени предусматривает это. Когда вы будете рассматривать смету, может быть, тогда поступят какие-то комментарии, но я уже сразу хочу сказать, в федеральные расходы мы закладываем возможность приобретения и техники для наших региональных организаций, и других средств. И действительно уже эта смета показывает, что работа с региональными организациями для "Яблока" становится основной.
Я на этом пока ограничусь. Я бы предпочел ответить на вопросы. Я и так минут на десять перебрал, то, что сам себе поставил в ограничение.

С.В. ИВАНЕНКО
Коллеги, пожалуйста, вопросы.

А.В. ЧАЖЕНГИН
Вячеслав Владимирович, кадровое укрепление региональных организаций предполагает вообще подготовку собственных кадров или систему какую-то подготовки кадров? Не отрывочные семинары, а ВПШ, если угодно будет. ВПШ "Яблока"?

В.В. ИГРУНОВ
Предполагает. Но я думаю, что мы все вопросы зададим, а я потом подробнее отвечу. Да, предполагает.

А.В. ШИШЛОВ
Вячеслав Владимирович, мы будем обсуждать вопрос о формировании комиссий. Мы не будем сегодня принимать решение. Но мне кажется, что было бы полезно всем представлять, что из себя сейчас представляет аппарат "Яблока", какие есть направле-ния работы, потому что у всех есть такие отрывочные сведения.
Вот если бы вы рассказали про аппарат, про ваши предложения по тому, как будет он развиваться дальше, я думаю, что это тоже было бы полезно.

А.Г. ГОЛОВ
У меня вопрос такой. В списке комиссий есть комиссия по внешним межпартийным связям. Внешним международным или внешним внутри российским?

В.В. ИГРУНОВ
Вы знаете, на Бюро очень долго дебатировался этот вопрос. Речь шла о международных связях. Но большинство проголосовало за слово "внешних". Что тут сделаешь? Я думаю, что мы с вами это поправим. Это все ерунда.

В.Н. ЗОТИН
В перечне комиссий есть комиссия по целевым межрегиональным программам. Хотелось бы пояснение получить.

В.В. ИГРУНОВ
Хорошо.

М.А. ВЕЛИГОДСКИЙ
В перечне комиссий они не построены по какому-то функциональному принципу, поэтому было бы неплохо уточнить, как в этом перечне укладываются следующие функции: партийное строительство и обучение актива, стратегическое планирование, связанное с проведением системы выборных кампаний, пропаганда и агитация, информационно- аналитическая. А также по такому направлению, как анализ законодательства и применение тех законов, в разработке которых участвуют наши депутаты, т.е. правоприменение.

ИГРУНОВ В.В.
Насчет подготовки кадров. Тут еще и у Велигодского вопрос об обучении, поэтому я сразу скажу, что у нас подготовка должна идти на самом различном уровне по самым разным направлениям. Прежде всего, нам нужно готовить партийных функционеров. Кроме того, нам нужно готовить будущих кандидатов. Кроме того, нам нужно готовить людей, которые будут проводить избирательные кампании. Кроме того, нам нужно готовить будущих чиновников и многие, многие другие направления.
Именно поэтому мы и предполагаем, и в смету, которую мы завтра будем обсуждать, это заложено, мы обсуждаем создание партийной школы, т.е., возможно, уже с сентября этого года, а может быть даже раньше, если удастся все вопросы решить, мы запустим постоянно действующую партийную школу. Я не думаю, что мы ее можем сделать правильной, работающей, как институт, уже в этом году, но в этом году мы, по крайней мере, готовы построить целую серию семинаров по разным направлениям.
Таким образом, подготовка кадров будет являться довольно важной частью работы, и одной из главных в той работе, которую мы называем укреплением региональных организаций. Это, безусловно, предполагается. Это предполагается и по остальным направлениям деятельности.
Теперь перейдем к двум довольно связанным вопросам - что собой представляет аппарат, какие будут комиссии, какая комиссия за что будет отвечать. Прежде всего, начнем с комиссий. Комиссии планируются таким образом, чтобы они уже на сегодняшний день могли быть организованы и функционировали. Съезд партии определил некоторые приоритеты в нашей деятельности. Это приоритеты, связанные, прежде всего, с коалиционной деятельностью, с расши-рением нашего влияния, это направления - работа с профсоюзами, работа с общественными организациями и т.д. Поэтому, прежде всего, такие комиссии появляются. Собственно говоря, перечень комиссий вы можете посмотреть, мы его можем здесь обсудить так или иначе, почти под каждую комиссию на сегодняшний день есть люди, которые готовы взяться за эту работу и готовы эффективно ее проводить. Здесь мы предполагаем, что часть членов ЦС, желательно, чтобы все члены ЦС присоединились к той или иной комиссии и попытались в течение ближайшего времени работать в этих комиссиях. Конечно же, эти комиссии могут сделать не все.
Например, анализ законодательства.

А.В.ЧАЖЕНГИН
Вячеслав Владимирович, речь идет только о членах ЦС или возможно привлечение других специалистов?

В.В.ИГРУНОВ
Лично я полагаю, что возможно привлечение не только членов ЦС, но и вообще региональных активистов, которые являются специалистами в том или ином направлении. В этом заинтересована вся партия. Мы - не чиновничий аппарат, которых по лычкам включают по обязанности, сегодня - ведаешь детскими домами, завтра - ВЧК, послезавтра - железными дорогами и т.д., нет, нам необходимы, действительно, люди с лычками или без лычек, но которые являются реальными специалистами и могли бы принять участие в работе этих комиссий.
Итак, я продолжаю. Не все направления деятельности могут покрываться работой этих комиссий, есть направления деятельность, например, анализ законодательства, о котором было сказано, или информационно- аналитическая работа. Это как бы направление работы, которое свойственно, скорее, оплачиваемому аппарату, аппарату, специально созданному для этих целей. Понятно, что этот аппарат в той или иной степени работает под руководством Бюро Центрального Совета или, возможно, в некоторых случаях специальных комиссий, но тем не менее это - разные функции. Поэтому в принципе, по большому счету, надо было бы рассматривать весь комплекс структур партии, как комиссий, так и подразделений аппарата.
Что касается аппарата, на сегодняшний день у нас уже создался довольно разветвленный аппарат. К сожалению, здесь представлена программная комиссия, вы, наверное, все с ней работаете, постольку, поскольку, стратегическое планирование, о котором говорит г-н Велигодский, это задача программной комиссии, у нее есть только один сотрудник г-н Павлов, он здесь присутствует. Например, комиссия по самоуправлению реально существует, но она не имеет своих функционеров и т.д. Это довольно сложная проблема, это проблема - подбора кадров, т.е. большинство комиссий сейчас почти не имеют своих функционеров, хотя их как бы привлечение к работе запланировано, в том числе и в нашей смете, которую мы должны утверждать.
На сегодняшний день более или менее серьезно работают всего несколько структур в партии. Прежде всего, самая старая - это региональная комиссия. С вами поддерживается постоянная связь, вы это знаете, знаете как она работает, мне об этом говорить не надо. Работает секретариат. Секретариат еще не оформился в настоящую структуру, но с некоторыми его подразделениями вы тоже сталкиваетесь постоянно, потому что именно секретариат занимается рассылкой информации к вам постоянно. Работает также небольшая структура, которая практически соединена с аппаратом фракции, это - пресс-служба, она отчасти включена в региональную комиссию, отчасти она, как я уже сказал, слита с пресс-службой фракции, она также работает.
Кроме этих структур, еще существует информационно- аналитический центр. В основном материалами информационно- аналитического центра пользуются депутаты и члены Бюро. Работа эта еще недостаточно развита, тем не менее, она уже более или менее на правильную ногу поставлена. Сверх этого, работает небольшая структура по подготовке и проведению выборов. Я должен сказать, что она хотя едва ли не самая молодая, наверное, самая молодая структура в "ЯБЛОКЕ", она уже работает достаточно эффективно, мы сумели на ее базе провести, как московские выборы, оказать небольшую помощь в некоторых других регионах. Сейчас мы пробуем возможности этой региональной комиссии в несколько удаленных от Москвы регионах. На сегодняшний день мы попробовали свои силы, в частности, в Карелии, мы помогли Карелии провести эти выборы. Большая часть полиграфической продукции разрабатывалась в этом центре. Мы привлекали и аналитиков для этой работы. Насколько удачно - это другой вопрос, но работа в этом направлении ведется. Мы будем, конечно, участвовать еще в целом ряде региональных выборов, но, я думаю, приоритетными для нас должны стать питерские выборы в декабре, где наша партия является доминирующей партией города. И для нас было бы очень важно стать просто правящей партией, парламентским большинством в питерском законодательном собрании.
Кроме того, еще один регион для нас чрезвычайно важен, как полигон, как стартовая площадка, это - Краснодарский край. Здесь мы имеем огромную электоральную массу, которая всегда оказывает влияние на исход любых выборов, мы имеем потенциально большой яблочный электорат, который, к сожалению, мы полностью упускаем. Это как бы некая модельная площадка, поэтому, я думаю, что эта структура сумеет развернуться там.
Но в принципе на сегодняшний день аппарат не представляет собой еще некой цельной структуры, поэтому нами запланирована некая уже более или менее разработанная структура аппарата, которая должна работать, как взаимосвязанное целое. Предполагается, что к концу года численность этого аппарата должна быть порядка 100 человек. Это - огромная численность, но когда мы начинаем смотреть по функциям, для того, чтобы, действительно, организовать настоящее взаимодействие с регионами, для того, чтобы превратить партию в некий организм, некое единое целое, к сожалению, избежать создание такого аппарата нам, видимо, не удастся, мы должны быть к этому готовы. Кроме того, мы полагаем, что продолжением этого аппарата должно быть создание небольших аппаратов в каждом региональном отделении. Я думаю, что федеральный центр в этом в высшей степени заинтересован, мы будем оказывать поддержку тем, кто сам не может справиться, и помощь тем, кто в состоянии справится сам, но будет действовать эффективно с нашей помощью. Вот так выглядит ситуация с аппаратом.

Е.Г.ГАШО
Маленький вопрос в развитии. Вячеслав Владимирович, скажите, пожалуйста, как в эту схему вписывается, как Вы видите себе концептуальное решение проблемы информационно-методических центров по Федерации регионального плана?

В.В.ИГРУНОВ
Я понял. У нас была такая ситуация, когда мы полагали, это было 2-3 года назад, когда мы будем создавать региональные центры, внутри которых будем выращивать как бы базу для целого региона, в частности, информационно-методологическую. Попытки двигаться в этом направлении привели к минимальным результатам. На самом деле я могу сказать, что сегодня задающий вопрос г-н Гашо довольно активно действует в Черноземье. Более или менее действует Монин в Нижнем Поволжье, и здесь есть какие-то возможности создания каких-то центров.
На Урале г-н Зотин сумел собрать вокруг себя некоторое количество действующих депутатов регионального уровня, не только депутатов, но и мэров, представителей исполнительной власти. То есть снизу это идет довольно медленно. Всякие попытки усилить это сверху пока особого эффекта не имели.
Мне лично кажется, что на сегодняшний день надо обязательно переводить все региональные организации на тесную и плотную связь через Интернет и через систему электронной почты. Я думаю, что связь с центром и межрегиональные связи должны быть оперативными и поэтому мы должны затратить определенные ресурсы, чтобы обеспечить этой связью. Как будут развиваться события, мы будем посмотреть.
Вопрос заключается в том, что, увы, невозможно всё это искусственно создать. Лидеры, в том числе региональные лидеры, выкристаллизовываются сами. По мере того, как такие лидеры будут выкристаллизовываться, я думаю, центр будет оказывать поддержку в создании таких межрегиональных баз.
Что касается обучения, то как раз обучение невозможно проводить в центре. Когда мы говорили здесь о партийной школе, то, конечно, первичная и главная подготовка, подготовка наиболее высокого уровня, должны проводиться в Москве. Но наряду с этим и вслед за этим должны создаваться региональные центры обучения. Это вещь обязательная. В отличие от информационно-методических центров, центры обучения являются обязательными. И мы сделаем это следующим шагом, как только нам удастся поставить хотя бы методику обучения, методологию обучения.

С.В.ИВАНЕНКО
Коллеги, пожалуйста, ещё вопросы.

В.Н.ЗОТИН
Я прошу прощения, на мой вопрос не ответили, по поводу комиссии по межрегиональным целевым программам.

В.В.ИГРУНОВ
Да, я прошу прощения.
Комиссия по межрегиональным целевым программам. В сущности, идея этой комиссии сводится к следующему. Дело в том, что наши региональные организации часто обращаются к нам с вопросом: а что нам делать, как нам работать? Мы создаем партийные структуры, а они только участвуют в выборах. В диапазоне между выборами, так сказать, в мирное время, они простаивают, теряются, не знают, что делать. А мы здесь рвем волосы на себе, потому что наши региональные организации как бы не работают, а ждут каши, когда же, наконец, заработают выборы, хоть бы быстрее парла-мент что ли распустили, дело было бы.
На самом деле должна быть комиссия, которая изучает опыт работы наших региональных организаций, формулирует определенные программы для работы этих региональных организаций, разрабатывает методики и является как бы инструктуром в проведении тех или иных программ, передавая эти программы на реализацию в региональные структуры. Такая комиссия не является исполнительной структурой, исполнителем должна являться региональная комиссия. Она - комиссия-разработчик, комиссия - утилизатор программ, их усовершенствователь и предлагатель для наших региональных организаций.

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.