Сейчас на сайте

<<<  На страницу раздела Андрей Олегович Добролюбский

МОЛОКО ДЕЛАЕТ МОЛОЧНИЦА, А ИСТОРИЮ ДЕЛАЮТ ИСТОРИКИ

Беседа Михаила Кордонского1 с Андреем Добролюбским, доктором исторических наук, профессором Южно-Украинского педагогического университета.

"К сожалению, историки редко оказываются у власти, а ведь в этом случае история может более эффективно, чем сейчас, служить государственным целям..."

 

– Про современную украинскую историографию в Одессе уже рассказывают анекдоты. Ну, эти, про "дреуков" - древних украинцев, основавших Израиль. Или как казаки на челнах завоевали Японию. Неужели наших детей всерьез учат этому в школе?

– Нет. Это чистая публицистика. Издаются с подобными версиями художественные книги, иногда выдающие себя за научные, газетные статьи с подписью "академик такой-то академии", сейчас много академий, каждый может назвать себя кем угодно. Но в одобренных Министерством образования учебниках, несомненно, ничего подобного нет. До такого бреда не дошло. И не думаю, что дойдет. В этом нет необходимости.

– Вот так с иронией и писать?

– Да. Нет необходимости. Политической. Или ценностной необходимости. Но если она возникнет, то это, безусловно, произойдет.

– А если подойти строже, по-научному? Можешь ли ты привести примеры искажения исторической научной истины в современных российских или украинских школьных учебниках истории?

– О научной истине здесь вообще речи быть не может. История - это не наука. Точнее, это не наука в естественнонаучном смысле. Ведь слово наука у массового слушателя ассоциируется с какой-нибудь физикой, где есть "критерии истины" и в числе их, например "повторяемость эксперимента". Но исторические эксперименты не повторяются, и потому, и не только потому, в таком смысле история не есть наука.

– А что же такое – история?

– Это одна из культурных установок общества - его ценностное отношение ко времени.

– То есть, ни в русских, ни в украинских учебниках истории нет искажений фактов, а есть только искажения оценок? Ты можешь привести примеры?

– Это не искажения. Это, как я и сказал в определении, ценностные установки, отвечающие насущным потребностям общества.

Каждой истории для практических политических целей жизненно необходима своя мифология. Первое, что сделала новоявленная украинская история, это отняла мифологию у истории русской - отняла Киевскую Русь. Так Ярослав Мудрый, Владимир и другие стали украинцами.

С точки зрения зрения советской, а, стало быть, российской, по-прежнему, имперской национальной истории, ценностной истории, с точки зрения оценки фактов такая знаковая фигура, как Даниил Галицкий - безусловно сепаратист. Он оказался единственным, кто отказался подчиниться Орде, в то время, как это сделал Великий князь всея Руси Александр Невский, который по всем каноническим известным нам характеристикам - святой. Фактически, это святой. Это очень знаковая фигура российской истории была распространена по всему советскому, а не российскому пространству. С точки зрения украинской национальной истории он предатель, потому что он братался с Батыем, он заставил в результате украинский народ подчиниться, и подчинил Даниила Галицкого. А с точки зрения украинской национальной истории Даниил Галицкий безусловно святой и борец за независимость.

Самый яркий случай - это с Мазепой. Мазепа с точки российской истории и с легкой руки Пушкина чуть ли не нарицательный предатель. Он предал Петра, как можно предать самого Петра?! Посмотрите, что происходит сейчас с украинской национальной историей и с украинскими школьными учебниками. Мазепа превратился в едва ли не самого крупного, самого ярого борца за независимость. Его окружение - Филипп Орлик, автор первой украинской конституции - первой европейской! - тогда они бежали в Бендеры после поражения под Полтавой. Мазепа это символ украинской несостоявшейся государственности, которая была загноблена российским самодержавием.

В трех часах электричкой от нас Кишинев. Я иногда езжу туда читать лекции в Высшей антропологической школе. И там же одни и те же события точно так же трактуются в пользу молдавской истории. Особенно, когда дело касается древности. Молдавская - румынская историография считает наши южные территории своими. Это общеизвестно. В Украине же все происходит наоборот. Это касается и археологии. Все древности, которые находятся на тех, ныне юридически молдавских территориях, объявляются украинскими по происхождению. Ярче всего это видно на примерах, скажем, трипольской культуры или же летописных тиверцев и уличей.

Факты при этом ни в каком случае, сами по себе факты и события в учебниках почти не искажаются. Совершенно различны их оценки.

– Вот эта концепция о том, что история - это ценностное отношение ко времени, что она служит определенным современным целям каждой современности... Ты своих студентов и аспирантов учишь ЭТОМУ?

– Разумеется. Ведь против ЭТОГО трудно возражать.

– То есть твои студенты, будущие преподаватели истории, они знают - от тебя, что история не есть объективная наука, а она служит... Ну, в общем служит?

– Да. Те несколько человек из аудитории, что меня понимают. Обычно их бывает очень немного, потому что большинство студентов заинтересованы только в одном: это чтобы сдать экзамен.

– Мы ведь с тобой, как педагоги, знаем, что и ученики, не воспринимающие знания глубоко, все равно чувствуют, ухватывают какие-то самые глубокие отношения учителя к действительности. У них нет другого источника информации, и как раз ленивые и равнодушные никогда и не озаботятся его поисками, не станут утруждать себя сомнениями. Значит, это в них остается?

– Пожалуй, да. Если что-нибудь вообще останется.

– А те единицы, что понимают... Кстати, в аспиранты ты берешь именно таких?

– Стараюсь.

– Твои аспиранты - будущие творцы заказных учебников истории. А те, кто тебя понимают, имеют гораздо большее влияние на общественное мнение, чем большинство непонимающих. Фактически это элита.

– Да, но, повторяю, их всего единицы.

– А где-то в учебниках истории для ВУЗов, ты ведь и сам автор учебников, описана эта концепция, о том что за наука история, что она и должна такой быть, и другой истории не бывает?

– Как правило, издается огромное количество совершенно одинаковых учебников в силу вот этой вот самой установки. Я даже не знаю, чем они друг от друга отличаются. Они просто воспроизводят эту идеологическую установку, разве что, обращается внимание на местные особенности или иные детали. Но это не значит, что кем-то у нас запрещено издавать иные учебники. Просто мало кто находит нужным их издавать. Впрочем, вот издан мой с соавторами учебник для ВУЗов. Он посвящен французской школе "Анналов", о том, что история именно такова, какой я ее рассказываю.

– Ну, учебник на узкую тему, а в нашем разговоре важнее то, что твоя концепция претворяется в жизнь через твою кафедру.

– Не так уж и претворяется - я не могу навязывать свои взгляды коллегам. К тому же я с недавнего времени уже не заведующий, а просто профессор этой кафедры. Наверное, историку с подобными убеждениями заведовать идеологической кафедрой все же не стоит. Зато заведует кафедрой теперь моя дочь.

– Но она разделяет твои научные взгляды?

– Пока да.

– Поздравляю. Теперь у тебя в роду четвертое поколение профессоров.

– Она пока еще не профессор.

– Итак, подытоживая. Между русскими и украинскими учебниками истории есть разница не на уровне фактов, а на уровне оценок. Такая разница была и есть во всем мире, между учебниками истории всех времен и народов. Содержание истории и ее учебников диктуется современными потребностями каждого общества и... и так ему и надо. Твои студенты ощущают эту твою точку зрения, а наиболее продвинутые полностью ее воспринимают и, можно надеяться, не имеют иллюзий по поводу "объективности" истории, твердо зная что почем. Можно так сказать?

– Пожалуй, да. Те несколько человек из аудитории безусловно это понимают полностью. Другое дело - неясно, понадобится ли это им в жизни.

– Например, если они пойдут не в школу, а в политику?

– К сожалению, историки редко оказываются у власти, а ведь в этом случае история может более эффективно, чем сейчас, служить государственным целям. Такие случаи нечасто, но бывали. Луи Тьер не только знаменитый парламентский деятель, дипломат и Президент Франции, но и знаменитый историк, автор 20-томной истории Франции, он же автор школьного учебника. По этому учебнику училось все поколение французов, отцы которого было унижены поражением от Пруссии при Седане 1870-го года. Это то самое поколение, которое, не простив этого унижения, оказалось в окопах 1914-го года. Оно было воспитано на учебниках Тьера и, благодаря патриотическому настрою, оказалось способным выдержать окопный кошмар Первой мировой войны. Они выиграли эту войну и победили Германию. Поэтому я думаю, что нынешние патриотические учебники по истории Украины безусловно способствуют укреплению нашей страны как государства.

– Эта история... я использую слово "история" в одном из его словарных смыслов... история про историка у власти не вызывает ли ассоциации с твоим сокурсником Глебом Павловским - ныне одним из творцов российской политики?

– Ну, мы учились не на одном курсе, но примерно в одно и то же время, на истфаке ОГУ. Да, у нас тогда были неплохие преподаватели, и это, видимо, теперь сказывается на российской политике: она кажется более целенаправленной, чем украинская, где наши выпускники ныне не так влияют на события. Я думаю, что это следствие большей востребованности, это скорее нужно российской национальной истории, потому что Россия как империя склонна расширяться бесконечно, это ее эвентуальное состояние. А Украина по своим государственным характеристикам не является имперским видом. Она хочет самосохраниться. И, наверное, правильно делает.

– А сравнение Павловского с Тьером не коробит слух?

– Пока можно сказать только то, что парень сделал хорошую карьеру.

– Это без иронии? Хорошая карьера для историка - стать делателем истории?

– А почему бы и нет?

 


Примечания:

1. Михаил Борисович Кордонский - педагог, работает в приюте с трудными подростками, беспризорными детьми. Кроме того, пишет статьи для ряда украинских и русских изданий: "Одесский телеграф", "Одесский вестник", "Киевский телеграф", и др., для многих крупных интернет-поратлов, в частности для "Русский журнал" и www.altruism.ru. Живет в Одессе.
Настоящий материал был любезно предоставлен Михаилом Кордонским, сокращенная версия его опубликована в "Одесском телеграфе".
Вернуться

 


Уважаемые читатели! Мы просим вас найти пару минут и оставить ваш отзыв о прочитанном материале или о веб-проекте в целом на специальной страничке в ЖЖ. Там же вы сможете поучаствовать в дискуссии с другими посетителями. Мы будем очень благодарны за вашу помощь в развитии портала!

 

Редактор - Е.С.Шварц Администратор - Г.В.Игрунов. Сайт работает в профессиональной программе Web Works. Подробнее...
Все права принадлежат авторам материалов, если не указан другой правообладатель.